СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Этот миф стоит на двух китах: многие люди отдают предпочтение определенным типам подачи информации, и опыт показывает, что учителя добиваются более высоких результатов в процессе обучения, когда используют различные формы презентации данных. Добавим желание учиться и претензию на уникальность — и вот готова почва для очередного мифа.
«В различных методиках обучения есть все необходимое, чтобы удовлетворить имеющиеся потребности: и голые факты, и эмоциональные предубеждения, и попытки выдать желаемое за действительное», — констатирует Говард-Джонс. И, почти как в случае с сахаром, порнографией и телевидением, «то, что вы выбираете, не всегда идет вам на пользу и не обязательно вам подходит», — добавляет Пол Киршнер, образовательный психолог Открытого университета Нидерландов.
В 2008 году четыре когнитивных невролога проанализировали научные доказательства в поддержку и против различных стилей обучения. Лишь несколько проведенных исследований ставили своей целью узнать истину, и большинство из таких серьезных экспериментов подтверждало, что модель обучения никак не влияла на степень усвоения информации. Как отмечают авторы одного из тематических исследований, «существует явный диссонанс между невероятной популярностью использования всевозможных обучающих моделей и отсутствием убедительных доказательств полезности подобного подхода, что определенно вызывает целый ряд вопросов».
Результаты последних экспериментов не сумели повлиять на прибыльную индустрию, поставляющую книги и тесты, посвященные 71 стилю обучения. Причем ученые тоже продлевают жизнь мифа, ссылаясь на всевозможные методики – а это более 360 работ за последние 5 лет. «Есть исследователи, которые до сих пор верят в истинность теории о различных стилях обучения, в частности, это люди, создававшие анкеты и опросы для классификации групп населения по тем или иным признакам. Они очень заинтересованы в том, чтобы идея оставалась актуальной», — признается Ричард Майер, образовательный психолог из Университета Калифорнии, Санта-Барбара.
На протяжении нескольких последних десятилетий изучение образовательных технологий позволило выяснить, что определенные приемы, действительно, повышают степень обучаемости, в частности, когда студентов просят обобщать или объяснять соответствующие понятия. И, грубо говоря, почти любой человек, не считая людей с ограниченными возможностями, гораздо эффективнее запоминает информацию, если устная речь чередуется с графическими объектами, чем при использовании только одной формы подачи материала.
Тем не менее, миф о моделях обучения не допускает подобные концепции в образовательные аудитории. Когда Говард-Джонс рассказывает учителям о несостоятельности мифа о различных стилях обучения, как правило, им не нравится услышанное. «На их лицах разочарование. Учителя возлагали надежды, тратили свое время и энергию, поддерживая эти идеи», — говорит он. «После моих выступлений они перестают верить в то, что наука может послужить на пользу обучения и преподавания».
Взято
© 2016, Яркова Алла Леонидовна 432