© 2023, Лисовская Евгения Александровна 211
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.04.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Уровни внутренней структуры:
1.Низшие: метрико-ритмические и фонологические;
2. Высшие: уровни сюжета и композиции.
В основе структурного анализа лежит взгляд на литературное произведение как на органическое целое. Понятие структуры подразумевает прежде всего наличие системного единства. Структура всегда представляет собою модель, поэтому она отличается системностью, правильностью и большей степенью абстрактности. Поэтические тексты представляют собой сложноорганизованную структуру. Возможны два подхода к изучению поэтического текста:
Исходным будет такой подход, который ограничится рассмотрением текста произведения от первого слова до последнего. Этот подход позволит выявить внутреннюю структуру произведения, природу его художественной организации, значительную часть заключенной в тексте художественной информации. Такой анализ называется монографическим анализом текста и является первым шагом в его изучении.
Стихотворение состоит из слов. Слово в стихе – это слово из естественного языка, единица лексики, которую можно найти в словаре. И тем не менее оно оказывается не равно самому себе. Слово в поэзии «крупнее» этого же слова в общеязыковом тексте. Составив словарь того или иного стихотворения, мы получаем – пусть грубые и приблизительные – контуры того, что составляет мир с точки зрения данного поэта.
В.МАЯКОВСКИЙ
А ВЫ МОГЛИ БЫ?
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые сколы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?
Словарь стихотворения
я |
карта |
косые |
смазать |
сразу |
из |
а |
вы |
будни |
жестяная |
плеснуть |
на |
||
краска |
новые |
показать |
||||
стакан |
водосточная |
прочесть |
||||
блюдо |
сыграть |
|||||
студень |
мочь |
|||||
скулы |
||||||
океан |
||||||
чешуя |
||||||
рыба |
||||||
зов |
||||||
губы |
||||||
ноктюрн |
||||||
флейта |
||||||
труба |
Мир текста определяется предметами. Вся лексика легко делится на две группы: в одну входят слова со значениями яркости, необычности, в другую – бытовая обиходная лексика. Перед нами литературная антитеза: «поэтическое – непоэтическое». А поскольку тексту сразу задана оппозиция «я – вы», то сама собой напрашивается интерпретация этого сопоставления:
я - вы
поэзия - быт
яркость - пошлость
Но текст Маяковского не только вызывает в памяти такую систему организации мира слов, но и опровергает ее. Потому что вся система глаголов, играющая в стихотворении роль связок, указывает не на отгороженность бытового и поэтического, а на их слитность: это глаголы «прочесть», «показать», «сыграть», а они раскрывают для «я» поэтические значения не вне, а в толще бытовых значений. «Океан» как символ поэзии найден в «студне», а в «чешуе жестяной рыбы» прочитаны «зовы новых губ». Наконец, сам этот быт имеет характерный признак: это не просто слова, обозначающие предметы, это предметы, которые не упоминаются в традиционной поэзии, но составляют обычный мир другого искусства – живописи. Лексикон стихотворения - это инвентарь натюрморта сезанновской школы. Не случайно быт соединяется с чисто живописными глаголами «смазать», «плеснуть краску». Поэтическая модель мира, которую строит «я», отталкиваясь от всяческих «вы» – это система, в которой «студень» и «океан» – синонимы, а противопоставление «поэзия – прозаический» быт снято. Возникает такая схема организации смысловых единиц текста:
я вы
яркость пошлость
слитность поэзии и быта противопоставленность поэзии и быта
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ЛЕРМОНТОВА
«ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ»
Это последнее стихотворение Лермонтова. Сначала выделяем знакомые романтические черты: одиночество, тоску, жажду поэта найти собеседника, обрести родную душу. Затем будем выделять то новое, что появится у поэта на последнем этапе творчества: примирение с миром, устремленность к положительным идеалам. Стихотворение соединяет все мотивы лермонтовской поэзии. Лермонтов сам разделил его на строфы.
Первая строфа начинается со знакомых мотивов: одиночество, грусть. Однако тут же мы сталкиваемся с новым мотивом. Одинокий герой знаком нам как узник. Он был заключен в тесном мире, а свободный мир природы находился высоко над ним и был недосягаем. Образ тюрьмы всегда сопровождает лермонтовского героя. В этом же стихотворении поэт выводит героя из привычного окружения. Герой находится в открытом распахнутом мире. Перед ним устремленная в даль бесконечная дорога, над ним – открытое небо. Герой Лермонтова – не узник, мечтающий о победе, а человек, погруженный в свободную стихию природы. Мир наделен чертами, необычными для романтической поэзии. Если для ранней лирики Л. характерно невозможность общения, обстановка глухоты и немоты, измены, непонимания, мир разобщен, то этот мир весь пронизан связями: он говорит, слышит, любит. Мир характеризуется единением: небо соединено с землей – бесконечный путь освещен и залит лунным светом, который как бы соединяет небо и землю. Не случай но и упоминание тумана: он заполняет пространство между землей и небом, выполняя роль посредника. Небо не молчит, оно говорит, а земля ему внемлет. Не случайно слово пустыня. С одной стороны, это пространство, противостоящее городу, а с другой – это синоним открытого распахнутого пространства. Пустыня для Л. имеет признак бескрайности. В стихотворении «Пророк» герой покинул город – место лжи и злобы и бежал в пустыню. В городе его не слушали люди, в пустыне его слушают звезды. И в этом стихотворении мир тоже открыт герою со всех сторон и внемлет ему. Ночь тиха, но звезды разговаривают друг с другом без слов. Мир, окружающий поэта слышит неслышное, видит незримое, он наделен способностями тонкого чувственного взаимопонимания.
Вторая строфа посвящена отношениям, возникающим между поэтом и окружающей землей. Мир прекрасен, на небе совершается некое чудо. Поэт оказывается свидетелем какой-то скрытой от людей тайны природы, некоего торжественного момента. Но поэт оказывается единственным допущенным в святилище природы. Он – избранник. Примечательно слово «спит». В данном случае сон не противостоит жизни, а означает ее спокойную полноту. Земля и весь мир, в который входит поэт – это мир полноты. Он не ищет ничего вне себя и поэтому погружен в гордое спокойствие. Для него нет ни прошлого, ни будущего, а только вечность.
Третья строфа посвящена полностью поэтическому «я». Она говорит о желании поэта вырваться из мира изоляции и приобщиться к миру природы. Это желание выражается в отказе от времени в стремлении вырваться из временного мира (из прошлого и из будущего). Поэт хотел бы влиться в вечный мир природы и приобщиться к ее полному силы сну. Герой анализируемого стихотворения ищет той высшей свободы, которая не противоречит законам природы, не требует постоянного бунта, а подразумевает полноту индивидуальной жизни, гармонически согласной с мировой жизнью.
Четвертая и пятая строфы подробно раскрывают этот новый для лермонтовского героя идеал. Пятая строфа соединяет надежду на любовь, то есть достижение личного счастья и слияние с образами мифологической и космической жизни. Дуб – это космический образ мирового дерева, соединяющего небо и землю. Таким образом полнота жизни, в которую хотел бы погрузиться поэт – это приобщение к природе в ее таинственном величии, удовлетворение жажды любви, выход из одиночества и погружение в мир древних преданий и мифов. Пушкин всегда стоял перед альтернативой: счастье или покой и воля. Лермонтовский герой решил ее: покой, воля и счастье. Вот та полнота жизни, которая выводила лирического героя этого стихотворения из устойчивого для всей лирики поэта одиночества.
© 2023, Лисовская Евгения Александровна 211