СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структурный анализ поэтического текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уровни внутренней структуры:

1.Низшие: метрико-ритмические и фонологические;

2. Высшие: уровни сюжета и композиции.

В основе структурного анализа лежит взгляд на литературное произведение как на органическое целое. Понятие структуры подразумевает прежде всего наличие системного единства. Структура всегда представляет собою модель, поэтому она отличается системностью, правильностью и большей степенью абстрактности. Поэтические тексты представляют собой сложноорганизованную структуру. Возможны два подхода к изучению поэтического текста:

  1. Исходит из представления о том, что сущность искусства скрыта в самом тексте и каждое произведение самоценно. В этом случае внимание сосредотачивается на внутренних законах построения произведения.
  2. Подразумевает взгляд на произведение как на часть, выражение чего-то более значительного, чем сам текст: личности поэта, психологического момента или общественной ситуации.

Исходным будет такой подход, который ограничится рассмотрением текста произведения от первого слова до последнего. Этот подход позволит выявить внутреннюю структуру произведения, природу его художественной организации, значительную часть заключенной в тексте художественной информации. Такой анализ называется монографическим анализом текста и является первым шагом в его изучении.

Стихотворение состоит из слов. Слово в стихе – это слово из естественного языка, единица лексики, которую можно найти в словаре. И тем не менее оно оказывается не равно самому себе. Слово в поэзии «крупнее» этого же слова в общеязыковом тексте. Составив словарь того или иного стихотворения, мы получаем – пусть грубые и приблизительные – контуры того, что составляет мир с точки зрения данного поэта.

В.МАЯКОВСКИЙ

А ВЫ МОГЛИ БЫ?

Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши краску из стакана;

Я показал на блюде студня

Косые сколы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

А вы

Ноктюрн сыграть

Могли бы

На флейте водосточных труб?

Словарь стихотворения

я

карта

косые

смазать

сразу

из

а

вы

будни

жестяная

плеснуть

на

краска

новые

показать

стакан

водосточная

прочесть

блюдо

сыграть

студень

мочь

скулы

океан

чешуя

рыба

зов

губы

ноктюрн

флейта

труба

Мир текста определяется предметами. Вся лексика легко делится на две группы: в одну входят слова со значениями яркости, необычности, в другую – бытовая обиходная лексика. Перед нами литературная антитеза: «поэтическое – непоэтическое». А поскольку тексту сразу задана оппозиция «я – вы», то сама собой напрашивается интерпретация этого сопоставления:

я - вы

поэзия - быт

яркость - пошлость

Но текст Маяковского не только вызывает в памяти такую систему организации мира слов, но и опровергает ее. Потому что вся система глаголов, играющая в стихотворении роль связок, указывает не на отгороженность бытового и поэтического, а на их слитность: это глаголы «прочесть», «показать», «сыграть», а они раскрывают для «я» поэтические значения не вне, а в толще бытовых значений. «Океан» как символ поэзии найден в «студне», а в «чешуе жестяной рыбы» прочитаны «зовы новых губ». Наконец, сам этот быт имеет характерный признак: это не просто слова, обозначающие предметы, это предметы, которые не упоминаются в традиционной поэзии, но составляют обычный мир другого искусства – живописи. Лексикон стихотворения - это инвентарь натюрморта сезанновской школы. Не случайно быт соединяется с чисто живописными глаголами «смазать», «плеснуть краску». Поэтическая модель мира, которую строит «я», отталкиваясь от всяческих «вы» – это система, в которой «студень» и «океан» – синонимы, а противопоставление «поэзия – прозаический» быт снято. Возникает такая схема организации смысловых единиц текста:

я вы

яркость пошлость

слитность поэзии и быта противопоставленность поэзии и быта

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ЛЕРМОНТОВА

«ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ»

Это последнее стихотворение Лермонтова. Сначала выделяем знакомые романтические черты: одиночество, тоску, жажду поэта найти собеседника, обрести родную душу. Затем будем выделять то новое, что появится у поэта на последнем этапе творчества: примирение с миром, устремленность к положительным идеалам. Стихотворение соединяет все мотивы лермонтовской поэзии. Лермонтов сам разделил его на строфы.

Первая строфа начинается со знакомых мотивов: одиночество, грусть. Однако тут же мы сталкиваемся с новым мотивом. Одинокий герой знаком нам как узник. Он был заключен в тесном мире, а свободный мир природы находился высоко над ним и был недосягаем. Образ тюрьмы всегда сопровождает лермонтовского героя. В этом же стихотворении поэт выводит героя из привычного окружения. Герой находится в открытом распахнутом мире. Перед ним устремленная в даль бесконечная дорога, над ним – открытое небо. Герой Лермонтова – не узник, мечтающий о победе, а человек, погруженный в свободную стихию природы. Мир наделен чертами, необычными для романтической поэзии. Если для ранней лирики Л. характерно невозможность общения, обстановка глухоты и немоты, измены, непонимания, мир разобщен, то этот мир весь пронизан связями: он говорит, слышит, любит. Мир характеризуется единением: небо соединено с землей – бесконечный путь освещен и залит лунным светом, который как бы соединяет небо и землю. Не случай но и упоминание тумана: он заполняет пространство между землей и небом, выполняя роль посредника. Небо не молчит, оно говорит, а земля ему внемлет. Не случайно слово пустыня. С одной стороны, это пространство, противостоящее городу, а с другой – это синоним открытого распахнутого пространства. Пустыня для Л. имеет признак бескрайности. В стихотворении «Пророк» герой покинул город – место лжи и злобы и бежал в пустыню. В городе его не слушали люди, в пустыне его слушают звезды. И в этом стихотворении мир тоже открыт герою со всех сторон и внемлет ему. Ночь тиха, но звезды разговаривают друг с другом без слов. Мир, окружающий поэта слышит неслышное, видит незримое, он наделен способностями тонкого чувственного взаимопонимания.

Вторая строфа посвящена отношениям, возникающим между поэтом и окружающей землей. Мир прекрасен, на небе совершается некое чудо. Поэт оказывается свидетелем какой-то скрытой от людей тайны природы, некоего торжественного момента. Но поэт оказывается единственным допущенным в святилище природы. Он – избранник. Примечательно слово «спит». В данном случае сон не противостоит жизни, а означает ее спокойную полноту. Земля и весь мир, в который входит поэт – это мир полноты. Он не ищет ничего вне себя и поэтому погружен в гордое спокойствие. Для него нет ни прошлого, ни будущего, а только вечность.

Третья строфа посвящена полностью поэтическому «я». Она говорит о желании поэта вырваться из мира изоляции и приобщиться к миру природы. Это желание выражается в отказе от времени в стремлении вырваться из временного мира (из прошлого и из будущего). Поэт хотел бы влиться в вечный мир природы и приобщиться к ее полному силы сну. Герой анализируемого стихотворения ищет той высшей свободы, которая не противоречит законам природы, не требует постоянного бунта, а подразумевает полноту индивидуальной жизни, гармонически согласной с мировой жизнью.

Четвертая и пятая строфы подробно раскрывают этот новый для лермонтовского героя идеал. Пятая строфа соединяет надежду на любовь, то есть достижение личного счастья и слияние с образами мифологической и космической жизни. Дуб – это космический образ мирового дерева, соединяющего небо и землю. Таким образом полнота жизни, в которую хотел бы погрузиться поэт – это приобщение к природе в ее таинственном величии, удовлетворение жажды любви, выход из одиночества и погружение в мир древних преданий и мифов. Пушкин всегда стоял перед альтернативой: счастье или покой и воля. Лермонтовский герой решил ее: покой, воля и счастье. Вот та полнота жизни, которая выводила лирического героя этого стихотворения из устойчивого для всей лирики поэта одиночества.

12.12.2023 12:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!