СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таксономия Блума

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бенджамин Сэмюэл Блум (21 февраля 1913 — 13 сентября 1999) — Психолог и специалист в области образовательных измерений. В 1960-е годы выпустил две книги которые развили его теорию, названную таксономией Блума: Стабильность и Изменение человеческих характеристик (Stability and Change in Human Characteristics) и Классификация образовательных целей(Taxonomy of Educational Objectives).

Суть этого метода в иерархичности: начиная с самого простого, знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи.

Каждому уровню соответствует определенный набор глаголов, соответствующий определенным задачам.

Уровень знания предполагает разработку учебных целей, направленных на запоминание, распознавание и воспроизведение базовых элементов учебной информации в предметной области.

К целям этого уровня можно отнести формирование знаний трех категорий:

  • специфические знания (например, даты, факты, числа, термины, названия);
  • процедурные знания (например, критерии, направления, категории, классы);
  • абстрактные знания (например, принципы, аксиомы, теоремы, обобщения, теории, структуры).

Уровень понимания включает в себя учебные цели трех категорий:

  • перевод (например, умение перевести задачу с практического языка на язык математики);
  • интерпретация (например, умение объяснить полученное математическое решение на практическом языке);
  • экстраполяция (например, умение перенести полученные знания в схожую ситуацию).

Уровень применения предполагает сформированность прикладных умений учащихся по использованию знании в практических ситуациях. Он может быть также представлен соответствующими подуровнями

  • применение понятий
  • применение методов,
  • применение алгоритмов;
  • применение теорий.

Уровень анализа содержит учебные цели по следующим категориям:

  • анализ элементов (расчленение, разделение целого на части);
  • анализ отношений (установление связей между элементами);
  • анализ принципов (систематизация элементов).

Уровень синтеза, включающий в себя учебные цели по формированию умений "составления целого из отдельных частей", состоит из категорий:

  • синтез идеи (например, поиск идеи решения проблемы);
  • синтез процедуры (например, разработка плана, последовательности операций по решению задачи);

синтез структуры (например, построение функции, множества, группы).

Уровень оценки, предполагающий сформированность диагностических умений и развитость критического мышления, содер­жит категории:

  • оценка с опорой на внутренние знания и убеждения (аргументированность, логика, конструктивность);
  • оценка с опорой на внешние критерии (стандарты, правила, нормы).

ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

Перечень глаголов*

ЗНАНИЕ – воспроизведение важной информации

Дать определение, повторить, фиксировать, перечислить, вспомнить, назвать, рассказать, акцентировать.

ПОНИМАНИЕ – объяснение важной информации

Толковать, обсудить, описать,

переформулировать, распознавать, объяснить,

выразить, опознавать, обнаруживать,

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ

НАВЫКИ

ПРИМЕНЕНИЕ – решение закрытых проблем

Интерпретировать,

применять, употреблять,

использовать, демонстрировать,

инсценировать, применить на практике,

проиллюстрировать, действовать,

разработать план, описать в общих чертах

АНАЛИЗ – решение открытых проблем

Распознавать, различить, анализировать,

оценить, вычислить, привести пример, экспериментировать,

проверить, сравнить, сопоставить, критиковать,

избирать, обследовать, дискутировать, ставить вопрос,

соотнести, решить, исследовать, классифицировать.

СИНТЕЗ – нахождение уникальных ответов к проблемам

Составить, распланировать, предположить, разработать, сформулировать, систематизировать, компоновать, собирать, составить, создать, наладить, организовать, управлять, подготовить.

ОЦЕНКА – вынесение критических суждений, основанных на прочных знаниях

Составить суждение, определить ценность,

дать оценку, произвести оценку, сравнить, пересмотреть, оценить, подсчитать

21.10.2016 16:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс