© 2023, Масалова Ирина Юрьевна 93
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: Поощрение и наказание детей в семье
- Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас сегодня, наша встреча пройдет в форме обучающего интерактива.
- Обращаю ваше внимание на документы, которые регламентируют мою деятельность как учителя.
Документы: Семейный кодекс, Закон об образовании, конвенция о правах ребенка
У. Тема нашего собрания «Поощрение и наказание детей в семье»
Оцените по шкале от 1 до 10 знания по данной теме.
У. Актуальна ли для вашей семьи данная тема? (ДА)
Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.
Какая проблема из этого вытекает?
О. Проблема: как правильно применять поощрение и наказание в воспитании детей.
У. Какую цель мы перед собой поставим?
О. Цель: обсуждение способов формирования правильного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания
2. Педагогическое просвещение
В 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Согласно требованиям Конвенции и нормативно- правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дети имеют право на любовь и заботу. Ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое отношение. Например, ударить ребенка - означает нарушить его права. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности.
Наказание и поощрение два противоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Что они из себя представляют?
Поощрение- это проявление положительной оценки поведения ребенка. Поощрение ребенка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.
Наказание- это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности. Существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, гневное слово и т. д.
Какие средства поощрения вам известны?
Психолог Марина Ревтионова предложила такие советы для правильного поощрении:
- не хвалите детей часто (имеется в виду каждую минуту), так как в этом случае потеряется воспитательный смысл похвалы;
- называйте ребенка ласкательными именами;
- научитесь хвалить самого себя (я - молодец);
- говорите, что – то ласковое доверительно на ушко;
- посылайте воздушный поцелуй (для разнообразия или когда вы заняты)
- поощряйте без слов, жестами и мимикой, глазами;
- похвалите ребенка в присутствии других ( родственников, друзей, просто в общественном месте - на улице, в автобусе).
- дарите ребенку подарки не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей. Учите принимать подарки и быть благодарным за любые знаки внимания.
- если Вы поощряете ребенка деньгами, учите разумно ими распоряжаться.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности.
У. Какие виды наказаний можно применять к детям?
Я выслушала все виды наказаний что вы назвали и объединила их в 3 группы:
- замечание
- лишение удовольствия и развлечений
- лишение доверия
- Предлагаю вам в парах собрать правила по правильному наказанию детей (разрезанные правила в конверте)
7 правил известного психотерапевта В.Леви “Важно помнить”:
1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте.
3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства.
7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.
Творческое задание: Уважаемые родители, я предлагаю выработать совместный памятку: «Искусство наказывать и поощрять».
У каждой пары на столе есть лист а4, клей а так же раздаточный материал который вы собирали в правило, а так же советы которые вы найдете во втором конверте.
- Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте.
- Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые.
- Наказывать легче, воспитывать труднее.
- Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
- Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
- Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
- Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!
У. Мы с вами только что создали универсальную памятку для родителей, с помощью соблюдения правил которой вы сможете правильно применять поощрение и наказание в воспитании детей. И каждый из вас сможет ее сфотографировать.
Уважаемые родители помните ли вы что в начале родительского собрания вы оценивали по шкале от 1 до 10 знания по данной теме. Расширились ли ваши знания по данной теме?
© 2023, Масалова Ирина Юрьевна 93