СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. Поверхность нашего края.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Поверхность нашего края.

Цель: создание условий для формирования у учащихся представления о поверхности родного края; совершенствования умения работать с картой; развития у детей познавательной активности, наблюдательности, умения анализировать и делать выводы.

Оборудование: физическая и административная карты России, области; фотографии оврагов, карьеров, свалок.

Ход урока

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Сообщаются тема и цель урока.

На доске и в тетрадях запись: «Поверхность нашего края».

  1. Проверка знаний и умений.
  1. Фронтальная работа.

Чтение домашних сочинений.

– Чье сочинение вам понравилось? Почему? /Ответы детей./

– Расскажите о нашем крае, используя карту.

План ответа:

  1. Географическое положение.
  2. Соседи.
  3. Столица, крупные города.
  4. Растительный и животный мир.
  1. Выполнение теста.

Тест «Мой край»

  1. Мой край расположен на материке…

а) Африка; б) Евразия;

в) Австралия; г) Северная Америка.

  1. Мой край находится в природной зоне…

а) лесов; б) тундры;

в) степи; г) пустыни.

  1. Мой край находится в …

а) восточном полушарии; б) западном полушарии.

  1. В моем краю растут…

а) кактусы, кипарисы; б) ягель, клюква, карликовая ива;

в) ель, береза, осина; г) полынь, ковыль, саксаул.

  1. У нас обитают…

а) лоси, зайцы, кабаны; б) северные олени, песцы;

в) косули, волки; г) верблюды, сайгаки

  1. Мой край дает стране…

а) продукты сельского хозяйства;

б) морепродукты;

в) легковые автомобили.

  1. Территория моего края расположена в…

а) тропическом поясе;

б) полярном поясе;

в) умеренном поясе.

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

– Написать с какими областями, республиками, округами граничит наш край (на карточке контур края).

– Указать города нашего края (на карточке контур края).

  1. Работа над новой темой.

– Внимательно рассмотрите физическую карту России. Какой рельеф вы видите? /На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы./

– Где расположена территория нашего края? Какие здесь встречаются формы рельефа? /Ответы детей./

– Чем характеризуются холмы? /У холмов есть подошва, склон, вершина./

– А у горы тоже есть подошва, склон и вершина. В чем же разница? /Они отличаются высотой./

– Вспомните, каким цветом на карту нанесены равнины, возвышенности, плоскогорья? /Равнины – зеленым, возвышенности – желтым, плоскогорья – светло-коричневым./

– Если говорить точнее, высота равнин-низменностей – 0–200 м, возвышенностей – 200–500 м, плоскогорий – 500–800 м.

– Догадайтесь о чем идет речь: «они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы, под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности»? /Это говорится об оврагах./

– Составьте рассказ об оврагах.

Работа ведется в парах.

План ответа:

  1. Где находится овраг?
  2. Причины его появления.
  3. Что можно сделать, чтобы остановить его увеличение.

– Прочитайте в учебнике о борьбе с оврагами (с. 150, третий абзац).

– Какие методы борьбы вы не назвали? /Ответы детей./

– А может не стоит бороться с оврагами, как вы считаете? /Борьба с оврагами необходима, потому что они разрушают поверхность земли, уничтожают почву и т.д./

– Через много лет склоны оврага покрываются растительностью, он перестает расти и превращается в балку. Итак, мои юные исследователи, предлагаю вам сравнить овраги и балки, сходства и отличия занесите в таблицу:

Сходства

Различия

овраг

балка

Работа проводится в парах с последующей коллективной проверкой.

– Какие формы поверхности встречаются на территории нашего края?

  1. Физкультминутка.
  2. Работа по теме.
  1. Продолжение обсуждения новой темы.

– Надо ли сохранять поверхность земли? Возможно, этот вопрос звучит странно. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Насколько важна охрана поверхности? Предлагаю рассмотреть эти фотографии и подумать (демонстрация фотографий пустырей, заброшенных карьеров, свалок в оврагах…).

– Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? /Ответы детей./

– А что сделали бы вы, чтобы на Земле не было таких мест? /Ответы детей./

– Прочитайте в учебнике на с. 148 – 149, что предлагает сделать Андрей Анатольевич Плешаков, автор нашего учебника.

– Ваше мнение по поводу его предложений? /Ответы детей./

– Мы с вами знаем, что еще одной формой поверхности являются горы.

  1. Работа по учебнику.

С. 152 – 153.

– Предлагаю вам на с. 152 – 153 учебника прочитать о горах, которые создал человек. Они – незаживающая рана на поверхности Земли, это боль природы.

– Как называются эти горы? /Терриконы./

– Как люди, живущие на равнине, оказались в горах? /Эти горы образовались из куч отходов, оставшихся после добычи полезных ископаемых./

– Чем опасны терриконы? /Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду./

– Как люди борются с ними? /Привозят почву, сажают растения./

– Очень надеюсь, что когда вы вырастите, мои юные исследователи, то постараетесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было бы таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.

  1. Работа в рабочей тетради.

С. 48, № 1.

– Прочитайте.

– Используя вопросы и пояснения в тексте учебника на с. 147, запишите основные сведения о поверхности своего края.

С. 48, № 2.

– Прочитайте.

– Приведите примеры, когда люди поступают не по-хозяйски с поверхностью нашей земли. /Заброшенные карьеры, свалки после строительства домов, распахивание земли на склонах так, что борозды спускаются вдоль склона…/

– Рассмотрите рисунки. Отметьте в квадратиках знаком «+» положительное воздействие человека на поверхность Земли, знаком «–» – отрицательное воздействие человека.

  1. Закрепление изученного.

Игра «Узнай меня»

  • Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку. /Гора./
  • У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. /Холм./
  • Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. /Террикон./
  • Я – углубление на земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники. /Овраг./
  1. Подведение итогов.

– Как человек должен использовать поверхность своего края?

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.

Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 147 – 153).

Выполнить задания в учебнике № 1 – 4 (с. 151).

Выполнить № 3 в рабочей тетради (с. 49).

Тема. Поверхность нашего края.

Цель: создание условий для формирования у учащихся представления о поверхности родного края; совершенствования умения работать с картой; развития у детей познавательной активности, наблюдательности, умения анализировать и делать выводы.

Оборудование: физическая и административная карты России, области; фотографии оврагов, карьеров, свалок.

Ход урока

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Сообщаются тема и цель урока.

На доске и в тетрадях запись: «Поверхность нашего края».

  1. Проверка знаний и умений.
  1. Фронтальная работа.

Чтение домашних сочинений.

– Чье сочинение вам понравилось? Почему? /Ответы детей./

– Расскажите о нашем крае, используя карту.

План ответа:

  1. Географическое положение.
  2. Соседи.
  3. Столица, крупные города.
  4. Растительный и животный мир.
  1. Выполнение теста.

Тест «Мой край»

  1. Мой край расположен на материке…

а) Африка; б) Евразия;

в) Австралия; г) Северная Америка.

  1. Мой край находится в природной зоне…

а) лесов; б) тундры;

в) степи; г) пустыни.

  1. Мой край находится в …

а) восточном полушарии; б) западном полушарии.

  1. В моем краю растут…

а) кактусы, кипарисы; б) ягель, клюква, карликовая ива;

в) ель, береза, осина; г) полынь, ковыль, саксаул.

  1. У нас обитают…

а) лоси, зайцы, кабаны; б) северные олени, песцы;

в) косули, волки; г) верблюды, сайгаки

  1. Мой край дает стране…

а) продукты сельского хозяйства;

б) морепродукты;

в) легковые автомобили.

  1. Территория моего края расположена в…

а) тропическом поясе;

б) полярном поясе;

в) умеренном поясе.

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

– Написать с какими областями, республиками, округами граничит наш край (на карточке контур края).

– Указать города нашего края (на карточке контур края).

  1. Работа над новой темой.

– Внимательно рассмотрите физическую карту России. Какой рельеф вы видите? /На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы./

– Где расположена территория нашего края? Какие здесь встречаются формы рельефа? /Ответы детей./

– Чем характеризуются холмы? /У холмов есть подошва, склон, вершина./

– А у горы тоже есть подошва, склон и вершина. В чем же разница? /Они отличаются высотой./

– Вспомните, каким цветом на карту нанесены равнины, возвышенности, плоскогорья? /Равнины – зеленым, возвышенности – желтым, плоскогорья – светло-коричневым./

– Если говорить точнее, высота равнин-низменностей – 0–200 м, возвышенностей – 200–500 м, плоскогорий – 500–800 м.

– Догадайтесь о чем идет речь: «они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы, под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности»? /Это говорится об оврагах./

– Составьте рассказ об оврагах.

Работа ведется в парах.

План ответа:

  1. Где находится овраг?
  2. Причины его появления.
  3. Что можно сделать, чтобы остановить его увеличение.

– Прочитайте в учебнике о борьбе с оврагами (с. 150, третий абзац).

– Какие методы борьбы вы не назвали? /Ответы детей./

– А может не стоит бороться с оврагами, как вы считаете? /Борьба с оврагами необходима, потому что они разрушают поверхность земли, уничтожают почву и т.д./

– Через много лет склоны оврага покрываются растительностью, он перестает расти и превращается в балку. Итак, мои юные исследователи, предлагаю вам сравнить овраги и балки, сходства и отличия занесите в таблицу:

Сходства

Различия

овраг

балка

Работа проводится в парах с последующей коллективной проверкой.

– Какие формы поверхности встречаются на территории нашего края?

  1. Физкультминутка.
  2. Работа по теме.
  1. Продолжение обсуждения новой темы.

– Надо ли сохранять поверхность земли? Возможно, этот вопрос звучит странно. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Насколько важна охрана поверхности? Предлагаю рассмотреть эти фотографии и подумать (демонстрация фотографий пустырей, заброшенных карьеров, свалок в оврагах…).

– Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? /Ответы детей./

– А что сделали бы вы, чтобы на Земле не было таких мест? /Ответы детей./

– Прочитайте в учебнике на с. 148 – 149, что предлагает сделать Андрей Анатольевич Плешаков, автор нашего учебника.

– Ваше мнение по поводу его предложений? /Ответы детей./

– Мы с вами знаем, что еще одной формой поверхности являются горы.

  1. Работа по учебнику.

С. 152 – 153.

– Предлагаю вам на с. 152 – 153 учебника прочитать о горах, которые создал человек. Они – незаживающая рана на поверхности Земли, это боль природы.

– Как называются эти горы? /Терриконы./

– Как люди, живущие на равнине, оказались в горах? /Эти горы образовались из куч отходов, оставшихся после добычи полезных ископаемых./

– Чем опасны терриконы? /Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду./

– Как люди борются с ними? /Привозят почву, сажают растения./

– Очень надеюсь, что когда вы вырастите, мои юные исследователи, то постараетесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было бы таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.

29.11.2019 22:24


Рекомендуем курсы ПК и ПП