СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема. Поверхность нашего края.
Цель: создание условий для формирования у учащихся представления о поверхности родного края; совершенствования умения работать с картой; развития у детей познавательной активности, наблюдательности, умения анализировать и делать выводы.
Оборудование: физическая и административная карты России, области; фотографии оврагов, карьеров, свалок.
Ход урока
Сообщаются тема и цель урока.
На доске и в тетрадях запись: «Поверхность нашего края».
Чтение домашних сочинений.
– Чье сочинение вам понравилось? Почему? /Ответы детей./
– Расскажите о нашем крае, используя карту.
План ответа:
Тест «Мой край»
а) Африка; б) Евразия;
в) Австралия; г) Северная Америка.
а) лесов; б) тундры;
в) степи; г) пустыни.
а) восточном полушарии; б) западном полушарии.
а) кактусы, кипарисы; б) ягель, клюква, карликовая ива;
в) ель, береза, осина; г) полынь, ковыль, саксаул.
а) лоси, зайцы, кабаны; б) северные олени, песцы;
в) косули, волки; г) верблюды, сайгаки
а) продукты сельского хозяйства;
б) морепродукты;
в) легковые автомобили.
а) тропическом поясе;
б) полярном поясе;
в) умеренном поясе.
– Написать с какими областями, республиками, округами граничит наш край (на карточке контур края).
– Указать города нашего края (на карточке контур края).
– Внимательно рассмотрите физическую карту России. Какой рельеф вы видите? /На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы./
– Где расположена территория нашего края? Какие здесь встречаются формы рельефа? /Ответы детей./
– Чем характеризуются холмы? /У холмов есть подошва, склон, вершина./
– А у горы тоже есть подошва, склон и вершина. В чем же разница? /Они отличаются высотой./
– Вспомните, каким цветом на карту нанесены равнины, возвышенности, плоскогорья? /Равнины – зеленым, возвышенности – желтым, плоскогорья – светло-коричневым./
– Если говорить точнее, высота равнин-низменностей – 0–200 м, возвышенностей – 200–500 м, плоскогорий – 500–800 м.
– Догадайтесь о чем идет речь: «они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы, под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности»? /Это говорится об оврагах./
– Составьте рассказ об оврагах.
Работа ведется в парах.
План ответа:
– Прочитайте в учебнике о борьбе с оврагами (с. 150, третий абзац).
– Какие методы борьбы вы не назвали? /Ответы детей./
– А может не стоит бороться с оврагами, как вы считаете? /Борьба с оврагами необходима, потому что они разрушают поверхность земли, уничтожают почву и т.д./
– Через много лет склоны оврага покрываются растительностью, он перестает расти и превращается в балку. Итак, мои юные исследователи, предлагаю вам сравнить овраги и балки, сходства и отличия занесите в таблицу:
Сходства |
Различия |
|
овраг |
балка |
|
Работа проводится в парах с последующей коллективной проверкой.
– Какие формы поверхности встречаются на территории нашего края?
– Надо ли сохранять поверхность земли? Возможно, этот вопрос звучит странно. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Насколько важна охрана поверхности? Предлагаю рассмотреть эти фотографии и подумать (демонстрация фотографий пустырей, заброшенных карьеров, свалок в оврагах…).
– Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? /Ответы детей./
– А что сделали бы вы, чтобы на Земле не было таких мест? /Ответы детей./
– Прочитайте в учебнике на с. 148 – 149, что предлагает сделать Андрей Анатольевич Плешаков, автор нашего учебника.
– Ваше мнение по поводу его предложений? /Ответы детей./
– Мы с вами знаем, что еще одной формой поверхности являются горы.
С. 152 – 153.
– Предлагаю вам на с. 152 – 153 учебника прочитать о горах, которые создал человек. Они – незаживающая рана на поверхности Земли, это боль природы.
– Как называются эти горы? /Терриконы./
– Как люди, живущие на равнине, оказались в горах? /Эти горы образовались из куч отходов, оставшихся после добычи полезных ископаемых./
– Чем опасны терриконы? /Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду./
– Как люди борются с ними? /Привозят почву, сажают растения./
– Очень надеюсь, что когда вы вырастите, мои юные исследователи, то постараетесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было бы таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.
С. 48, № 1.
– Прочитайте.
– Используя вопросы и пояснения в тексте учебника на с. 147, запишите основные сведения о поверхности своего края.
С. 48, № 2.
– Прочитайте.
– Приведите примеры, когда люди поступают не по-хозяйски с поверхностью нашей земли. /Заброшенные карьеры, свалки после строительства домов, распахивание земли на склонах так, что борозды спускаются вдоль склона…/
– Рассмотрите рисунки. Отметьте в квадратиках знаком «+» положительное воздействие человека на поверхность Земли, знаком «–» – отрицательное воздействие человека.
Игра «Узнай меня»
– Как человек должен использовать поверхность своего края?
Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 147 – 153).
Выполнить задания в учебнике № 1 – 4 (с. 151).
Выполнить № 3 в рабочей тетради (с. 49).
Тема. Поверхность нашего края.
Цель: создание условий для формирования у учащихся представления о поверхности родного края; совершенствования умения работать с картой; развития у детей познавательной активности, наблюдательности, умения анализировать и делать выводы.
Оборудование: физическая и административная карты России, области; фотографии оврагов, карьеров, свалок.
Ход урока
Сообщаются тема и цель урока.
На доске и в тетрадях запись: «Поверхность нашего края».
Чтение домашних сочинений.
– Чье сочинение вам понравилось? Почему? /Ответы детей./
– Расскажите о нашем крае, используя карту.
План ответа:
Тест «Мой край»
а) Африка; б) Евразия;
в) Австралия; г) Северная Америка.
а) лесов; б) тундры;
в) степи; г) пустыни.
а) восточном полушарии; б) западном полушарии.
а) кактусы, кипарисы; б) ягель, клюква, карликовая ива;
в) ель, береза, осина; г) полынь, ковыль, саксаул.
а) лоси, зайцы, кабаны; б) северные олени, песцы;
в) косули, волки; г) верблюды, сайгаки
а) продукты сельского хозяйства;
б) морепродукты;
в) легковые автомобили.
а) тропическом поясе;
б) полярном поясе;
в) умеренном поясе.
– Написать с какими областями, республиками, округами граничит наш край (на карточке контур края).
– Указать города нашего края (на карточке контур края).
– Внимательно рассмотрите физическую карту России. Какой рельеф вы видите? /На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы./
– Где расположена территория нашего края? Какие здесь встречаются формы рельефа? /Ответы детей./
– Чем характеризуются холмы? /У холмов есть подошва, склон, вершина./
– А у горы тоже есть подошва, склон и вершина. В чем же разница? /Они отличаются высотой./
– Вспомните, каким цветом на карту нанесены равнины, возвышенности, плоскогорья? /Равнины – зеленым, возвышенности – желтым, плоскогорья – светло-коричневым./
– Если говорить точнее, высота равнин-низменностей – 0–200 м, возвышенностей – 200–500 м, плоскогорий – 500–800 м.
– Догадайтесь о чем идет речь: «они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы, под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности»? /Это говорится об оврагах./
– Составьте рассказ об оврагах.
Работа ведется в парах.
План ответа:
– Прочитайте в учебнике о борьбе с оврагами (с. 150, третий абзац).
– Какие методы борьбы вы не назвали? /Ответы детей./
– А может не стоит бороться с оврагами, как вы считаете? /Борьба с оврагами необходима, потому что они разрушают поверхность земли, уничтожают почву и т.д./
– Через много лет склоны оврага покрываются растительностью, он перестает расти и превращается в балку. Итак, мои юные исследователи, предлагаю вам сравнить овраги и балки, сходства и отличия занесите в таблицу:
Сходства |
Различия |
|
овраг |
балка |
|
Работа проводится в парах с последующей коллективной проверкой.
– Какие формы поверхности встречаются на территории нашего края?
– Надо ли сохранять поверхность земли? Возможно, этот вопрос звучит странно. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Насколько важна охрана поверхности? Предлагаю рассмотреть эти фотографии и подумать (демонстрация фотографий пустырей, заброшенных карьеров, свалок в оврагах…).
– Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? /Ответы детей./
– А что сделали бы вы, чтобы на Земле не было таких мест? /Ответы детей./
– Прочитайте в учебнике на с. 148 – 149, что предлагает сделать Андрей Анатольевич Плешаков, автор нашего учебника.
– Ваше мнение по поводу его предложений? /Ответы детей./
– Мы с вами знаем, что еще одной формой поверхности являются горы.
С. 152 – 153.
– Предлагаю вам на с. 152 – 153 учебника прочитать о горах, которые создал человек. Они – незаживающая рана на поверхности Земли, это боль природы.
– Как называются эти горы? /Терриконы./
– Как люди, живущие на равнине, оказались в горах? /Эти горы образовались из куч отходов, оставшихся после добычи полезных ископаемых./
– Чем опасны терриконы? /Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду./
– Как люди борются с ними? /Привозят почву, сажают растения./
– Очень надеюсь, что когда вы вырастите, мои юные исследователи, то постараетесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было бы таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.
© 2019, Гаджиева Фироза Абдулмуслимовна 626