СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема самообразования: «Обучение английскому языку на начальном этапе через игровую технологию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель английского языка Тулубаева Л.М.

Тема самообразования: «Обучение английскому языку на начальном этапе через игровую технологию»

Игра занимает важное место в жизни младшего школьника, являясь для него средством познания действительности. Исходя из особенностей психологического развития младшего школьника, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, нельзя не оценивать потенциальных возможностей игры как эмоционального фактора. Игра способствует также непроизвольному запоминанию, которое является преобладающим у младших школьников. И, наконец, она соответствует синтетическому восприятию, являющемуся ведущим в детском возрасте. Известно, что ребёнок лучше и легче запоминает целые фразы, чем отдельные слова.

Психологами было доказано, что игра “оправдывает” переход на новый язык. Она является одновременно и интересным видом работы для ученика и аналогом языковых упражнений для учителя, благодаря которым развиваются навыки всех видов речевой деятельности. Но новый социальный заказ повлиял на пересмотр целей образования в целом и обучения английскому языку в частности. До последнего момента целью школьного обучения была выработка навыков и умений, теперь же востребован новый тип личности, обладающий 5 компетенциями: социальной, толерантностью, коммуникативной, информационной и компетенцией, реализующей желание учиться всю жизнь. В своей работе я рассматривала вопрос, соответствует ли использование игровой методики новым требованиям. Обучение английскому языку на начальном этапе направлено мной на воспитание и развитие творческой личности средствами иностранного языка. Процесс практического овладения языком рассматривается как средство общения. Инновационные технологии (мультимедийные проекты, развивающие коммуникативные – направленные игровые приемы) применяемые на уроках, вносят разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствуют развитию интереса учащихся к предмету. Каждый человек в жизни, открывая для себя какие-то истины, вырабатывает определенные правила, которых придерживается в своей работе.

В словаре С.И.Ожегова дано следующее разграничение этих понятий: “слушать - направлять слух на что-нибудь. Слушай, что тебе говорят (т. е. принимай во внимание)”; “слышать – различать, воспринимать что-нибудь слухом…, замечать, чувствовать разговор. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции. Задачи, которые ставит учитель для достижения своих целей, должны быть сформулированы с двух позиций: 1) с позиций ребенка - что он должен сделать, чтобы цель была достигнута и 2) с позиций учителя - какой материал должен быть изучен, какие задания должны быть даны ребенку, как должен быть построен учебный процесс, чтобы поставленная цель была достигнута. Игровые технологии на начальном этапе обучения обеспечивают длительный характер усвоения знаний, навыков и умений. Учебной мы называем игру, используемую в учебном процессе в качестве задания, содержащего учебную задачу (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели. Используя игру на учебных занятиях, учитель формирует и развивает у обучающихся навыки и умения находить необходимую информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе планы и решения как в стереотипных, так и в нестереотипных ситуациях. Поэтому игра, являясь главным видом деятельности ребенка, позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы. Занимательные, игровые элементы позволяют преодолеть большинство трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения и усилить положительное воздействие иностранных языков на становление личности. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на уроках атмосферу радости, раскованности и непосредственности. Наиболее активно учебная игра используется на занятиях по иностранному языку, что объясняется особенностями данного предмета, главная цель которого - обучение языку как средству общения. Эффективность игровых ситуаций на начальном этапе обучения иностранному языку обусловлена рядом факторов: возрастными особенностями учащихся, психологическими особенностями игровой деятельности, как важным стимулом для общения. Это дело творчески работающего учителя. Однако следует отметить, что для опытного учителя весьма непросто подобрать такой игровой материал, который носил бы истинно речевой характер, а игровые действия соответствовали бы психолингвистическим особенностям различных видов речевой деятельности. Будучи введенной в систему традиционного обучения учебная игра осуществляет несколько функций: мотивационно-побудительную, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную. Игра применяется как средство наглядности и как упражнения. Учебные игры могут характеризоваться учебными целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом учеников. Следует заметить, что эффективность формирования и развития интеллектуальных умений по иностранному языку находятся в зависимости от системы учебных игр. Нужно помнить, что игры не самоцель, а средство активизации лексики, грамматики, работы над произношением, чтением, письмом и устной речью. Некоторые игры, которые могут быть использованы на начальном этапе обучения: - фонетические игры; - лексические и грамматические игры. Приемы коммуникативной методики используются в коммуникативных играх. Поэтому следует выделить несколько типов коммуникативных игр: - коммуникативные игры, в основе которых лежит методический прием ранжирования; - коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации у обучающихся; - коммуникативные игры, предполагающие группировку или подбор подходящих вариантов; - коммуникативные игры на поиск пары; - коммуникативные игры – интервью; - ролевые игры. При обучении на начальном этапе особое место я определяю ролевой игре. Игра способствует развитию воображения, умению наблюдать, быстро и точно реагировать на игровую ситуацию. Игра имеет две цели: 1. Выполнение реальных действий, связанных с решением конкретных или нестандартных задач; 2. Деятельность носит условный характер, что позволяет отвлечься учащимся от реальных ситуаций, дать волю фантазии, снять барьер страха, получить хорошую отметку (что немало важно для ребенка в начальной школе!). И, последнее, позволяет не только проявить способность, но и совершенствовать их. Важным фактором при изучении иностранного языка на начальном этапе является изучение алфавита и развитие навыков чтения. Поэтому, разнообразие игровых форм на данном этапе очень важно. Из опыта своей работы я могу порекомендовать следующее: I. Игры по изучению алфавита: 1. Перебрасывание мяча, называя букву алфавита в режимах учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель, ученик - класс, класс-ученик; 2. Называя алфавит, добавить фразу (“A” is for apple, etc); 3. Один ученик называет любую букву алфавита, другой должен продолжить его; 4. Ученик называет букву, другой называет крайние стоящие буквы (name the letters from the right and from the left); 5. Подписать строчные буквы к заглавным и заглавные – к строчным. 6.Подписать пропущенные буквы. 7. Исправить порядок следования букв в алфавите; 8. Найти ошибки в записи алфавита; 9. Ученик загадывает букву, класс отгадывает его букву, задавая вопрос: “Is it the letter “A”?” etc; 10. Послушай и хлопни в ладоши, если в телеграмме есть ошибка (телеграмма из букв алфавита ); 11. Хлопни в ладоши при произношении гласных букв (буквы со звуком [ i:], [ e], [ ei], [ ai], etc) При этом ошибки, которые преднамеренно допускает учитель – не его, а того сказочного героя или куклы, которая всегда помогает вести игру на уроке (“Они допустили ошибки, потому что спешили, долго гуляли, играли на компьютере, не выспались, не выучили урок и т. д. ”, - комментирует учитель).

II. Лексические игры также очень важны. Например : 1. “Поле чудес”: учителем загадывается слово на доске, ученики отгадывают его, задавая вопросы (Is there the letter … in it? etc.); 2. Учебники нового поколения (альтернативные), по которым работают учащиеся нашей школы, имеют большое количество кроссвордов для запоминания лексики; 3. Диктант по картинкам также хорош для запоминания лексики и развития навыков письма (таких упражнений также достаточно в альтернативных современных учебниках. Я составляю достаточное количество заданий для учащихся на каждый урок, которые интересны для моих учеников). Например: - “Вставь пропущенную букву в слово и напиши звук этой буквы или первой буквы слова”. - “Найди значение слова, используя цветные карандаши, и напиши звук первой буквы слова”; - “Найди выделенное слово”.

III. Грамматические игры помогают ненавязчиво запомнить и затренировывать основные грамматические формы: 1. “Врата”: активизация всех видов вопросительных предложений, лексических единиц и речевые образцы можно тренировать у доски, где два ученика образуют ворота. Остальные задают вопросы: Do you…? Can you …? How many…? etc. Если вопрос поставлен верно, врата отвечают: “The gate is open”. Если нет: “The gate is shut”.

30.10.2018 21:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!