СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Добрый день, уважаемые коллеги!
Конечно, кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать её и интерпретировать.
Образовательная система «Школа 2100» предлагает единую для всех уроков технологию продуктивного чтения, которую я с удовольствием применяю на уроках окружающего мира.
Подробнее остановлюсь на этапе работы с текстом во время чтения.
Целью данного этапа является понимание текста и создание его читательской интерпретации. Выстраивая алгоритм урока на использование технологии продуктивного чтения, мы проектируем постановку перед учениками ряда задач, которые превращают их в исследователей.
Фрагмент урока истории. Тема «Вставай, страна огромная!» 3 класс
Итак, дети сформулировали тему урока «Вставай, страна огромная!» Сформулировали цели урока.
Далее идёт диалог:
- Сформулируйте вопросы, на которые бы Вы хотели найти ответы на сегодняшнем уроке?
Кого называют фашистами? Когда началась война и закончилась? Почему называют Великая Отечественная война? Кто стоял во главе фашисткой армии? Когда Красная армия впервые нанесла поражение фашистам?
-А теперь прочитайте текст про себя. Идёт первичное чтение.
Можно сказать, и это без сомнения будет правильно, что вопрос- это своебразная микротеория, определенная система знания, которая одной частью (вопросительной) описывает известное и в основном прошлое знание, а второй частью (ответной) охватывает некоторое незнание, т.е. то, что мы хотим узнать. Учитель провоцирует ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос-это уже наполовину полученный ответ. Таким образом, ученик с помощью учителя превращает поставленную перед ним учебную цель в череду учебных задач, которые он же себе и создает.
-Смогли ли Вы найти ответы на вопросы?
-Как вы понимаете слово «фашисты»?
Дети видели при первичном чтении на с.100 выделенное жирным шрифтом слово. Они зачитывают отрывок (могут обратиться в конце учебника в словарик)
Более 60 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе с Адольфом Гитлером,-рассказывал ветеран.-Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его безропотными рабами или полностью будут уничтожены.
Комментарий учителя: фашизм-идеология человеканенавистнечества. Она поразила Германию в середине 20 века. Но, к сожалению, и сейчас не истреблена. Современные последователи фашизма продолжают оставаться угрозой всему миру.
Далее дети продолжают чтение вслух отрывка:
Гитлеровцы начали Вторую мировую войну. ( Какую войну называют мировой?- Это когда в войне участвуют несколько государств). Вскоре они захватили почти всю Европу. (Вопрос к автору –Почему? Как им это удалось?- Гитлеровцы имели оснащенную и подготовленную армию. У них был немалый военный опыт.) 22 июня 1941 года фашисты напали на Советский Союз и началась Великая Отечественная война, которая стала частью Второй мировой войны.
( Почему войну назвали Великой Отечественной? – Весь народ встал на защиту своего Отечества).
Для простых советских людей это нападение оказалось неожиданным. (Почему? Что случилось?) На наши города у западных границ тысячами падали бомбы, по дорогам нашей Родины маршировала фашисткая пехота и мчались танки. ( Это происходило в 4часа утра. Многие крепко спали и только готовились отдыхать…)
Мы ещё ничего не знали и радовались летнему воскресному дню. Не могу передать, что нам пришлось пережить. Когда по радио объявили о начале войны и зазвучали слова великой песни:
Вставай, страна огромная,…
На этом маленьком фрагменте я хотела показать Вам некоторые приемы работы с текстом. По ходу чтения ведется объяснение и уточнение значений слов, т.е. словарная работа. В этом случае она становится мотивированной и интересной, само слово толкуется в контексте, а не вне его.
Комментированное чтение используется во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора.
Чтобы комментированное чтение состоялось необходимо:
-Чтобы текст озвучивали дети, а комментарии дает учитель.
-Если в ходе комментария дети высказали интересные, мотивированные суждения, за них надо хвататься и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять без внимания.
-Комментарий д.б. кратким и динамичным. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию.
-Комментарий не должен превращаться в беседу.
-Текст нужно комментировать в том месте, где это действительно необходимо. Это значит, что можно в любой момент прервать чтение ребенка.
-Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, можно использовать:
-рефрен (повтор слова или словосочетания за ребенком), за которым следует сам комментарий.
-включение воображения детей( «Представьте себе…», «Увидели…?»…)
-сам вопрос, который формулируется сжато («Догадались почему?.) Избегайте фраз «Стоп! Достаточно! Хватит!»
Работа во время чтения предполагает и беседу по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Подробный и краткий пересказ.
Современная школа-это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью. Он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике.
Достоинства технологии:
- применима самостоятельно вне урока;
- возрастосообразна и доступна;
- ориентирована на развитие творческой личности;
- развивает умение прогнозировать результаты чтения;
- способствует достижению понимания текста на уровне смысла.
Литература:
© 2015, Степанова Елена Юрьевна 1390