СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиции семейного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного сообщения – показать возможности биографического жанра в изучении традиций семейного чтения прошлыми поколениями.

В данном случае они являются основным способом исследования и имеют ряд достоинств.

  1. Материалы биографического жанра написаны взрослыми людьми. И если они дают оценку опыта детских лет, то можно констатировать, что эти воспоминания являются сильнейшими впечатлениями, сохранившимися в сознании взрослого человека. Чтение, в том числе и семейное, воспринято как величайшая духовная ценность.
  2. Биографические источники представляют собой уникальный и интересный материал. Они легко читаются, передают выразительные, образные, эмоциональные ситуации переживания чтения, его непосредственные восприятия. Кроме того, при их чтении у читающего происходит активное включение памяти. пробуждаются собственные воспоминания со своем детстве, идет сравнение личного опыта с прочитанным, что способствует самостоятельным размышлениям.
  3. Самое главное, на мой взгляд, достоинство биографического материала в том, что они впечатляют читателя яркими картинами семейных чтений, служат примером для подражаний. Их чтение неизменно ведет к саморефлексии, подводит читателя к пониманию сути семейного чтения, осознанию его незаменимости. Все это формирует у взрослого готовность (мотивацию) и подготовленность (способность реализовать) к организации чтения в семье.
  4. Значение материалов биографического жанра – в их документальности. Они – источник самых разнообразных знаний о семейном чтении, о психологии детского чтения.

Традиции семейного чтения уходят корнями в далекое прошлое нашей истории. О них можно говорить, начиная с IX века. Однако использование в изучении традиций семейного чтения автобиографий, популярность которых относится к XIX веку, обусловило обращение к традициям более позднего периода.

Замечательный этап в развитии семейного чтения начинается примерно в середине XVIII века. К этому времени особую роль в развитии русской культуры начинает играть женщина, которая чутко улавливала общественные настроения и потребности. С большой долей вероятности можно предположить, что именно она поняла роль семейного чтения в детские годы и в воспитании гражданина.

Появляются женские библиотеки, а женщина становится читательницей. Ю.М. Лотман пишет, что «женский мир был неотделим от детского, и женщина – читательница породила ребенка – читателя». Чтение книг вслух, а затем самостоятельная детская библиотека – таков путь, по которому пройдут будущие литераторы, воины, политики.

Значительным явлением стали вечера семейных чтений. Они, по свидетельству участников, обязательно проходили бурно, оживленно, активное участие в них принимали все члены семьи. Подобные семейные вечера проходили, например, в семьях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Дети считали их самыми светлыми, счастливыми моментами духовного общения с родителями. Так старший сын Л.Н. Толстого Сергей вспоминал: «Отец читал нам путешествия Жюля Верна «80 дней вокруг света». Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована, и он сам чертил к ней иллюстрации, приводившие нас в восторг. Рисовал он довольно плохо, но у него были характерные штрихи. Мы очень любили эти рисунки и с нетерпением ждали следующего вечера».

Многие люди в разное время считали своими воспитателями в детские годы народное творчество, знакомство с лучшими произведениями литературы посредством семейных чтений. Так в семье В.И. Даля дети ( их было пятеро) составляли ее центр. Вместе с отцом проводили часы отдыха за чтением, слушанием сказок. Все прочитанное (и услышанное) дети обязательно рассказывали бабушке. Это требование родителей, как вспоминает дочь Ольга, было приятной обязанностью и сохранилось в далевском доме надолго. Каждой из дочерей В.И. Даль подарил по тетради для ведения дневника. На этих дневниках дети получили первые уроки грамматики, стиля и даже сочинения.

Живым участником детской жизни назвал Д.Н. Мамин-Сибиряк детскую книжку с картинками. Интересны его воспоминания о чтении «Фрегата «Паллады» Гончарова: «Я с нетерпением дожидался вечера, когда мать кончала дневную работу и усаживалась к столу с заветной книгой. Мы путешествовали уже вдвоем, деля поровну опасности и последствия кругосветного путешествия! Где мы ни были! Чего ни испытали! И плыли все вперед и вперед, окрыленные жаждой видеть новые страны, новых людей и неизвестные нам формы жизни. Встречалось, конечно, много неизвестных мест и непонятных слов, но эти подводные камни обходились с помощью словаря иностранных слов и распространенных толкований».

Биографические материалы, как правило, содержали фрагменты процесса семейного чтения, эмоционального отношения к нему.(Ирина Грекова, Вера Панова).Их размышления подобны страницам мудрого учебника, по которому можно учиться методике семейного чтения.

Ирина Грекова вспоминает: «Детство было всякое: » и горе, и бедность, и голод, но праздничное, насквозь пронизанное литературой, искусством слова. Она подчеркивала, что семейное чтение было систематическим – «чтением – ритуалом», которое нельзя было нарушить. Даже в тяжелые времена Гражданской войны вечерние чтения не отменялись. Эти год за годом чтения вслух были настоящим подвигом».

Всю жизнь Вера Панова в семье ее родителей, в собственной семье, где было трое детей, связана с книгой. Она смогла сохранить и передать традиции семейного воспитания. Воспитывала она, исходя из обстоятельств и требований каждого дня. Считая полезным ознакомить детей с какой - нибудь книгой, не ждала, когда доберутся до нее сами, читала им вслух. Бесценны ее советы о том, чтобы родители читали детям Пушкина вслух, учили их любить Пушкина. Она была убеждена, что дети от этого будут богаче знаниями, фантазией и радостью.

Теперь позвольте сделать некоторые обобщения.

  1. Семейное чтение имело самое широкое распространение. Социальная среда не играла особой роли: это могла быть и дворянская и крестьянская семья.
  2. В воспоминаниях С.Л.Толстого, Н.Сац, М.Добужинского, А.Дункан, С.Ковалевской подчеркивается главенствующая роль семьи и ближайшего окружения в приобщении к книжной культуре. Именно семейная среда (ее моральный климат, приоритет книги, общение по поводу прочитанного) воспитывают внутреннюю потребность в чтении, определяют жизненный путь.

3.Основная модель семейного чтения. Основные ее характеристики:

* ярко выраженная потребность в чтении;

*эмоционально окрашенный процесс чтения;

* выбор разнообразного круга литературы:

  1. чтение и обсуждение серьезной литературы, имеющей художественное, мировоззренческое, воспитательное значение (классика как отечественная, так и зарубежная);
  2. следует следить и за новой литературой;
  3. особое место должно занимать чтение религиозной литературы (жития святых);
  4. литература о путешествиях.

* семейное чтение должно сопровождаться собеседованиями, пересказом прочитанного, использованием справочной литературы, толкованием непонятных слов;

* книга оказывает огромное влияние на детей. Они могут продолжить книгу в своих рисунках, играх, одежде. Ребенок может и проиграть, и примерить на себе образ того или иного персонажа с соблюдением, по возможности точным, всех внешних атрибутов».

* семейное чтение должно служить стимулом для овладения самостоятельным чтением (сначала прочитать вместе, а потом самостоятельно).

Вывод Детство – фундаментальный, самый главный период воспитания потребности в чтении, и семья здесь играет очень важную роль.

Памятка для родителей

Как развить читательский интерес у детей

  1. Прививайте ребенку интерес к чтению с самого раннего детства.
  2. Покупая книгу, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  3. Систематически читайте ребенку. Это сформулирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  4. Обсуждайте прочитанную книгу с членами своей семьи.
  5. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  6. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  7. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил текст.
  8. Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваше и его мнение.
  9. Устраивайте дома дискуссии о прочитанных книгах.
  10. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
  11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
  12. Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
19.04.2020 12:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!