СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель данного сообщения – показать возможности биографического жанра в изучении традиций семейного чтения прошлыми поколениями.
В данном случае они являются основным способом исследования и имеют ряд достоинств.
Традиции семейного чтения уходят корнями в далекое прошлое нашей истории. О них можно говорить, начиная с IX века. Однако использование в изучении традиций семейного чтения автобиографий, популярность которых относится к XIX веку, обусловило обращение к традициям более позднего периода.
Замечательный этап в развитии семейного чтения начинается примерно в середине XVIII века. К этому времени особую роль в развитии русской культуры начинает играть женщина, которая чутко улавливала общественные настроения и потребности. С большой долей вероятности можно предположить, что именно она поняла роль семейного чтения в детские годы и в воспитании гражданина.
Появляются женские библиотеки, а женщина становится читательницей. Ю.М. Лотман пишет, что «женский мир был неотделим от детского, и женщина – читательница породила ребенка – читателя». Чтение книг вслух, а затем самостоятельная детская библиотека – таков путь, по которому пройдут будущие литераторы, воины, политики.
Значительным явлением стали вечера семейных чтений. Они, по свидетельству участников, обязательно проходили бурно, оживленно, активное участие в них принимали все члены семьи. Подобные семейные вечера проходили, например, в семьях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Дети считали их самыми светлыми, счастливыми моментами духовного общения с родителями. Так старший сын Л.Н. Толстого Сергей вспоминал: «Отец читал нам путешествия Жюля Верна «80 дней вокруг света». Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована, и он сам чертил к ней иллюстрации, приводившие нас в восторг. Рисовал он довольно плохо, но у него были характерные штрихи. Мы очень любили эти рисунки и с нетерпением ждали следующего вечера».
Многие люди в разное время считали своими воспитателями в детские годы народное творчество, знакомство с лучшими произведениями литературы посредством семейных чтений. Так в семье В.И. Даля дети ( их было пятеро) составляли ее центр. Вместе с отцом проводили часы отдыха за чтением, слушанием сказок. Все прочитанное (и услышанное) дети обязательно рассказывали бабушке. Это требование родителей, как вспоминает дочь Ольга, было приятной обязанностью и сохранилось в далевском доме надолго. Каждой из дочерей В.И. Даль подарил по тетради для ведения дневника. На этих дневниках дети получили первые уроки грамматики, стиля и даже сочинения.
Живым участником детской жизни назвал Д.Н. Мамин-Сибиряк детскую книжку с картинками. Интересны его воспоминания о чтении «Фрегата «Паллады» Гончарова: «Я с нетерпением дожидался вечера, когда мать кончала дневную работу и усаживалась к столу с заветной книгой. Мы путешествовали уже вдвоем, деля поровну опасности и последствия кругосветного путешествия! Где мы ни были! Чего ни испытали! И плыли все вперед и вперед, окрыленные жаждой видеть новые страны, новых людей и неизвестные нам формы жизни. Встречалось, конечно, много неизвестных мест и непонятных слов, но эти подводные камни обходились с помощью словаря иностранных слов и распространенных толкований».
Биографические материалы, как правило, содержали фрагменты процесса семейного чтения, эмоционального отношения к нему.(Ирина Грекова, Вера Панова).Их размышления подобны страницам мудрого учебника, по которому можно учиться методике семейного чтения.
Ирина Грекова вспоминает: «Детство было всякое: » и горе, и бедность, и голод, но праздничное, насквозь пронизанное литературой, искусством слова. Она подчеркивала, что семейное чтение было систематическим – «чтением – ритуалом», которое нельзя было нарушить. Даже в тяжелые времена Гражданской войны вечерние чтения не отменялись. Эти год за годом чтения вслух были настоящим подвигом».
Всю жизнь Вера Панова в семье ее родителей, в собственной семье, где было трое детей, связана с книгой. Она смогла сохранить и передать традиции семейного воспитания. Воспитывала она, исходя из обстоятельств и требований каждого дня. Считая полезным ознакомить детей с какой - нибудь книгой, не ждала, когда доберутся до нее сами, читала им вслух. Бесценны ее советы о том, чтобы родители читали детям Пушкина вслух, учили их любить Пушкина. Она была убеждена, что дети от этого будут богаче знаниями, фантазией и радостью.
Теперь позвольте сделать некоторые обобщения.
3.Основная модель семейного чтения. Основные ее характеристики:
* ярко выраженная потребность в чтении;
*эмоционально окрашенный процесс чтения;
* выбор разнообразного круга литературы:
* семейное чтение должно сопровождаться собеседованиями, пересказом прочитанного, использованием справочной литературы, толкованием непонятных слов;
* книга оказывает огромное влияние на детей. Они могут продолжить книгу в своих рисунках, играх, одежде. Ребенок может и проиграть, и примерить на себе образ того или иного персонажа с соблюдением, по возможности точным, всех внешних атрибутов».
* семейное чтение должно служить стимулом для овладения самостоятельным чтением (сначала прочитать вместе, а потом самостоятельно).
Вывод Детство – фундаментальный, самый главный период воспитания потребности в чтении, и семья здесь играет очень важную роль.
Памятка для родителей
Как развить читательский интерес у детей
© 2020, Семенова Наталья Георгиевна 295