СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиции урока или что превращает обычный урок в необычный

Нажмите, чтобы узнать подробности

В практике моей работы традиционные уроки сочетаются с нетрадиционными. Это и урок-путешествие, урок-суд, урок-соревнование, урок-лекция, урок-зачет, работа в группах и парах. Интенсивность урока повышается при использовании информационно-коммуникационных технологий: презентации учеников, презентации по новой теме для увеличения наглядности урока. Если же это обычный урок, то как его превратить в необычный? Каждый урок должен содержать «изюминку», что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр. На уроках физики я использую разные способы создания атмосферы поиска, исследования, изучения. Во-первых, это проблемные ситуации, которые активизируют внимание и интерес обучающихся: Способы создания проблемной ситуации: - постановка перед учащимися теоретической проблемы, объяснение внешних противоречий, наблюдений в фактах, доказательствах, полученных на основе наблюдений или в результате измерения; 1) При изучении темы «Конвекция» в 8 классе привожу примеры из литературы: «Дождемся вечера. Тогда ветер подует в сторону моря, и на парусах мы быстро дойдем до острова, - сказал Скиталец и, завернувшись в накидку, лег на песок.» (П.Андерсон. Патруль времени). «Как непостоянен этот бриз, то с берега он дует, то с моря, - пожаловался рыбак.» (К.Г.Паустовский. Черное море»). Как объяснить направление ветра около моря: «то с берега он дует, то с моря»? 2) При изучении темы «Кипение»: отрывок из книги «Дети капитана Гранта» Ж.Верна: «Вода здесь закипит не при ста градусах, а раньше, - сказал майор. Он оказался прав: термометр, опущенный в закипевшую воду, показал всего лишь восемьдесят семь градусов». Почему вода закипела не при ста градусах, как мы привыкли, а раньше? Тут же дается задание определить высоту нахождения путешественников над уровнем моря. 3) При изучении темы «Теплопроводность» в 8 классе, при повторении темы «Теплопередача» в 10 классе отрывок из рассказа Е.Н.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»: «Между тем мороз не сдавался. Он трещал в старых бревнах дома, проступал колючей солью на оконных ручках и шляпках дверных гвоздей». Почему мороз «трещал», «проступал солью…»? 4) Урок в 8 классе по теме «Электрическое поле». После изучения явления электризации и демонстрации опытов с электроскопом и электрометром повторяются эти же опыты, но обращается внимание обучающихся, что взаимодействие тел происходит на расстоянии. Ставится проблема: как заряд передается на расстоянии, без соприкосновения тел? 5) При изучении криволинейного движения в 10 классе: Мы знаем, что если сила и скорость сонаправлены, то тело движется прямолинейно равноускоренно, если противоположны – прямолинейно равнозамедленно. Как движется тело, если сила и скорость перпендикулярны? Отрывки из знакомых книг, пословицы, поговорки, стихи, опыты позволяют акцентировать внимание на изучаемом физическом явлении, создают ту атмосферу, когда учение происходит с увлечением. - создание проблемы путем изложения теории возникновения и развития какого-нибудь понятия; Например, при изучении темы «Фотоэффект», «Квантовая механика» в 11 классе, при изучении строения атома в 9 классе, теории относительности в 11 классе, законов термодинамики в 10 классе; в начале изучения темы «Тепловые двигатели», «Электричество» прошу представить себя в 17-18 веке: нет автомобилей – как добирались люди из города в город?, нет электричества – чем вы будете сегодня заниматься вечером? Это позволяет ценить изобретения человечества, пробуждает интерес к изучаемым явлениям. - постановка проблемы путем анализа и обобщения освоенных ранее знаний и умений;- возникновение проблемы в результате нахождения путей и способов решения задач: Например, при изучении темы «Условие плавания тел» в 7 классе: После изучения плавания тел и формулирования правил и плотности жидкости и тела демонстрируется опыт: металлическая лодочка и гвоздь опускаются в воду. Вопрос: почему гвоздь тонет, а лодка плавает? В подтверждение измеряется на весах масса тел: одинакова. При изучении архимедовой силы в 7 классе: На все тела на земле действует сила тяжести, которая тянет тела вниз. Почему же воздушный шарик поднимается вверх? При изучении видов теплопередачи в 8 классе: Почему форточки располагаются вверху, а отопительные батареи внизу? При изучении дифракции световых волн в 11 классе: Мы знаем, что волны могут огибать препятствие. Это мы видели на примере волны на поверхности воды, которая огибает камни, волна распространяется и за камнем тоже. Свет – это волна, значит, световая волна огибает препятствия и проникает за препятствие. Почему же образуются тени? Во-вторых, это введение в урок дидактической игры, элемента соревнования. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся. Например: решение и защита задач небольшими группами (3-4 ученика) в 8 классе при систематизации знаний по теме «Термодинамика», в 7 классе по теме «Механическое движение», решение и защита качественных задач на уроках повторения и обобщения знаний; соревнование между командами по вопросам на базовые знания (отвечает каждый ученик, при незнании можно взять помощь друга); игра «Верю - не верю», в которой надо установить правильность утверждения; игра «Найди ошибку» и т.д. Учителем называются утверждения, учащиеся отвечают «да или нет». По теме «Сила тяжести и вес тела»: 1) Сила тяжести уменьшается при удалении от Земли в космос; 2) Сила тяжести измеряется в килограммах; 3) Сила тяжести при движении вниз уменьшается; 4) Сила тяжести тела увеличится, если тело сжать; 5) Сила тяжести не действует на воздушный шарик; 6) Вес всегда направлен вниз; 7) Вес измеряется в килограммах; 8) Вес по-другому называют массой; 9) Вес тела часто равен силе тяжести; 10) Вес тела действует не на само тело, а на его опору или подвес и т.д. Игра проводится на повторительно-обобщающих уроках и во внеурочное время. Например, игровой урок по повторению в начале 8 класса «Восхождение на пик знаний» по теме «Физические величины», игра «Физика и лирика» между командами 7-8 классов, урок по теме «Суд над силой трения», где класс делится на 2 команды: команда адвокатов и команда обвинителей и приводит свои доводы за или против силы трения в природе, в быту и технике. (Продолжение следует)

Категория: Физика
17.01.2018 19:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!