СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Школьный возраст – это тот особый возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у школьников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Сама цель ТРИЗ – технологии, состоит в том, что надо не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки учителям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств: творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
ТРИЗ для школьников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Используя ТРИЗ – технологию педагог ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Внедрение ТРИЗ - технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи:
1. Воспитательные:
2. Образовательные:
3. Развивающие:
Проблема использования ТРИЗ – технологии, состоит в том, что:
Методологическая значимость:
В настоящее время ТРИЗ-технологии пользуются огромной популярностью, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Их осваивают бизнесмены, разработчики государственных программ, политические деятели, менеджеры. Причина такой популярности в том, что ТРИЗ на сегодняшний день – единственная технология, которая способна помочь произвести анализ и решить проблему независимо от тех областей, в которых она возникает. До возникновения ТРИЗ единственным методом решения творческих задач был «метод проб и ошибок». Затем на его базе возникли такие модификации, как «мозговой штурм», «морфологический анализ», «метод контрольных вопросов». Их суть сводилась к возможности повысить интенсивность генераций идей. Но, не смотря на то, что эти технологии значительно экономят время на генерации идей, на анализ всех вариантов и выбор оптимального идут несравненно большие временные затраты. Альтшуллер решил подойти к вопросу несколько иначе, он сформулировал задачу следующим образом: «Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?» Решением этой задачи и стала ТРИЗ. Сегодня ведутся разнообразные исследования с целью усовершенствовать различные аспекты ТРИЗ. Методы ТРИЗ переносятся не только на гуманитарные области – искусство, педагогику, психологию, но и на различные области нашей жизни, не связанные с наукой.
Глава 1. Теоретические особенности ТРИЗ – технологии в начальной школе
Учить надо сразу хорошо, ибо переучивать и доучивать сложнее, чем учить заново.
Около 50 лет назад, замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор школы и преподаватель - Генрих Саулович Альтшуллер - создал очень интересную и эффективную теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ).
ТРИЗ дает педагогу:
ТРИЗ-педагогика, взявшая для выполнения своих педагогических функций все основные идеи, а также достижения существующих видов педагогик, психологию, древнюю науку о природе человека, морали и нравственности - этику, экологию и целый ряд других наук.
ТРИЗ-педагогика, в основе которой - функционально-системный подход, позволяет в ходе учебного процесса формировать культуру мышления как осознанный, управляемый, целенаправленный и эффективный процесс мыследеятельности, успешно решает задачи проблемного и развивающего обучения и является следующим этапом развития педагогических систем. Использование системного подхода в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов позволяет выявлять связи между элементами, организовать информацию и формулировать выводы, формируя навыки такого умения.
ТРИЗ-педагогика строится на основе:
ТРИЗ-педагогика в состоянии обеспечить новое качество образования и улучшить существующее положение, но для этого надо "встать на плечи великих", взять все то хорошее, что наработано в мировой педагогике и использовать новые идеи и методики ТРИЗ.
ТРИЗ-педагогика не ставит своей целью быть во всём оригинальной или отрицать многовековой предыдущий опыт педагогики и других смежных наук. ТРИЗ не сама цель, а средство, чтобы эффективно выполнить миссию и цели педагогики. Надо "встать на плечи великих" и идти дальше.
Основная цель ТРИЗ-педагогики - воспитать, развить и обучить людей способных реализовать национальную идею России.
Таблица 1.1 – Причины внедрения ТРИЗ – технологии в образовательный процесс
№ п/п |
Причины внедрения ТРИЗ – технологии в образовательный процесс |
1. |
ТРИЗ построена на анализе такого огромного количества сильных практических решений и анализе такого количества жизненных стратегий творческих личностей, каким не может похвастаться другая социальная наука |
2. |
ТРИЗ называют прикладной диалектикой потому, что она решает задачи из жизни, инструментарий ТРИЗ взят из жизни |
3. |
Основная задача ТРИЗ-педагогики - это воспитание нравственности. |
4. |
ТРИЗ-педагогика делает традиционную педагогику развивающей. |
Таким образом, в таблице 1.1. представлены основные причины внедрения ТРИЗ – технологии в образовательный процесс начальной школы, так как данная технология предлагает почву для развития маленьких умов, служит полем деятельности творчества для детей, которые начали свой путь в обучении.
Таблица 1.2. – Основные принципы педагогической техники
№ п/п |
Принцип |
Описание |
1. |
Свободы выбора. |
В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора с условием право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор. |
2. |
Открытости. |
1) Не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами решения которые, лежат за пределами изучаемого курса. 2) использовать в обучении открытые задачи. |
3. |
Деятельности. |
Освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности. |
4. |
Обратной связи. |
Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. |
5. |
Идеальности (высокого КПД). |
Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. |
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что “ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.
Если ученик в школе не научился сам творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать…
Л.Н.Толстой
В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, для решения которых нужны новые подходы. ТРИЗ – технология как научное и педагогическое направление сформировалось в конце 80-х годов. Разработанная Г. С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования в условиях внедрения ФГОС НОО.
В основе ТРИЗ-педагогики лежат:
ТРИЗ даёт для учителя возможность
Внедрение ТРИЗ-РТВ-технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи.
Таблица 1.3. – Решение педагогических задач с помощью ТРИЗ – технологии
№ п/п |
Педагогическая задача |
Описание педагогической задачи |
1. |
Воспитательная |
|
2. |
Образовательная |
|
3. |
Развивающая |
|
Основное направление в начальной школе – развитие управляемого творческого воображения и фантазии и пропедевтика ТРИЗ, то есть подготовка сознания ребенка к дальнейшему восприятию ТРИЗ.
Для этого используются мозговой штурм, метод пиктограмм, дихометрия (сужение поля поиска) и методы создания речевых творческих продуктов (загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).
© 2016, Бурцева Елена Сергеевна 5005