СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТРИЗ - технологи в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Школьный возраст – это тот особый возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у школьников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Сама цель ТРИЗ – технологии, состоит в том, что надо не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки учителям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств: творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для школьников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Используя ТРИЗ – технологию педагог ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Внедрение ТРИЗ - технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи:

1. Воспитательные:

  • формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;
  • развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

2. Образовательные:

  • повышение уровня общей образованности учащихся;
  • формирование положительного отношения детей к учебному процессу:
  • умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
  • целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.

3. Развивающие:

  • развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
  • развитие творческих способностей мышления;
  • развитие пространственного мышления; - развитие речи;
  • умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
  • развитие творческого воображения.

Проблема использования ТРИЗ – технологии, состоит в том, что:

  • Не создано целенаправленного обучения ТРИЗ – технологией учителей начальных классов;
  • нехватка талантливых учителей для освоения и разработки новых педагогических методик.

Методологическая значимость:

В настоящее время ТРИЗ-технологии пользуются огромной популярностью, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Их осваивают бизнесмены, разработчики государственных программ, политические деятели, менеджеры. Причина такой популярности в том, что ТРИЗ на сегодняшний день – единственная технология, которая способна помочь произвести анализ и решить проблему независимо от тех областей, в которых она возникает. До возникновения ТРИЗ единственным методом решения творческих задач был «метод проб и ошибок». Затем на его базе возникли такие модификации, как «мозговой штурм», «морфологический анализ», «метод контрольных вопросов». Их суть сводилась к возможности повысить интенсивность генераций идей. Но, не смотря на то, что эти технологии значительно экономят время на генерации идей, на анализ всех вариантов и выбор оптимального идут несравненно большие временные затраты. Альтшуллер решил подойти к вопросу несколько иначе, он сформулировал задачу следующим образом: «Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?» Решением этой задачи и стала ТРИЗ. Сегодня ведутся разнообразные исследования с целью усовершенствовать различные аспекты ТРИЗ. Методы ТРИЗ переносятся не только на гуманитарные области – искусство, педагогику, психологию, но и на различные области нашей жизни, не связанные с наукой.

Глава 1. Теоретические особенности ТРИЗ – технологии в начальной школе

  1. Основы ТРИЗ – технологии в начальной школе

Учить надо сразу хорошо, ибо переучивать и доучивать сложнее, чем учить заново.

Около 50 лет назад, замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор школы и преподаватель - Генрих Саулович Альтшуллер - создал очень интересную и эффективную теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ).

ТРИЗ дает педагогу:

  • Методики;
  • Приемы;
  • Законы развития систем;
  • Алгоритмы для решения творческих задач в любых областях человеческой деятельности, в том числе и в области педагогики.

ТРИЗ-педагогика, взявшая для выполнения своих педагогических функций все основные идеи, а также достижения существующих видов педагогик, психологию, древнюю науку о природе человека, морали и нравственности - этику, экологию и целый ряд других наук.

ТРИЗ-педагогика, в основе которой - функционально-системный подход, позволяет в ходе учебного процесса формировать культуру мышления как осознанный, управляемый, целенаправленный и эффективный процесс мыследеятельности, успешно решает задачи проблемного и развивающего обучения и является следующим этапом развития педагогических систем. Использование системного подхода в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов позволяет выявлять связи между элементами, организовать информацию и формулировать выводы, формируя навыки такого умения.

ТРИЗ-педагогика строится на основе:

  • системы человеческих ценностей,
  • заповедей нравственности и идей гуманизма,
  • объективных Законов Развития Социальных Систем,
  • предыдущего опыта педагогики, психологии, социального управления, истории развития человечества…
  • Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) и Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ).

ТРИЗ-педагогика в состоянии обеспечить новое качество образования и улучшить существующее положение, но для этого надо "встать на плечи великих", взять все то хорошее, что наработано в мировой педагогике и использовать новые идеи и методики ТРИЗ.

ТРИЗ-педагогика не ставит своей целью быть во всём оригинальной или отрицать многовековой предыдущий опыт педагогики и других смежных наук. ТРИЗ не сама цель, а средство, чтобы эффективно выполнить миссию и цели педагогики. Надо "встать на плечи великих" и идти дальше.

Основная цель ТРИЗ-педагогики - воспитать, развить и обучить людей способных реализовать национальную идею России.

Таблица 1.1 – Причины внедрения ТРИЗ – технологии в образовательный процесс

п/п

Причины внедрения ТРИЗ – технологии в образовательный процесс

1.

ТРИЗ построена на анализе такого огромного количества сильных практических решений и анализе такого количества жизненных стратегий творческих личностей, каким не может похвастаться другая социальная наука

2.

ТРИЗ называют прикладной диалектикой потому, что она решает задачи из жизни, инструментарий ТРИЗ взят из жизни

3.

Основная задача ТРИЗ-педагогики - это воспитание нравственности.

4.

ТРИЗ-педагогика делает традиционную педагогику развивающей.

Таким образом, в таблице 1.1. представлены основные причины внедрения ТРИЗ – технологии в образовательный процесс начальной школы, так как данная технология предлагает почву для развития маленьких умов, служит полем деятельности творчества для детей, которые начали свой путь в обучении.

Таблица 1.2. – Основные принципы педагогической техники

№ п/п

Принцип

Описание

1.

Свободы выбора.

В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора с условием право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.

2.

Открытости.

1) Не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами решения которые, лежат за пределами изучаемого курса.

2) использовать в обучении открытые задачи.

3.

Деятельности.

Освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.

4.

Обратной связи.

Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

5.

Идеальности (высокого КПД).

Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что “ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.

  1. Специфика ТРИЗ – технологии в начальной школе

Если ученик в школе не научился сам творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать…

Л.Н.Толстой

В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, для решения которых нужны новые подходы. ТРИЗ – технология как научное и педагогическое направление сформировалось в конце 80-х годов. Разработанная Г. С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования в условиях внедрения ФГОС НОО.

В основе ТРИЗ-педагогики лежат:

  1. Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);
  2. Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач;
  3. Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

ТРИЗ даёт для учителя возможность

  1. Усовершенствовать методику преподавания предмета;
  2. Работать с увлечением;
  3. Сделать свой предмет интересным для детей;
  4. Создать у учащихся единую систему мировоззрения;
  5. Пользоваться доверием детей и их родителей.

Внедрение ТРИЗ-РТВ-технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи.

Таблица 1.3. – Решение педагогических задач с помощью ТРИЗ – технологии

№ п/п

Педагогическая задача

Описание педагогической задачи

1.

Воспитательная

  • формирование у детей правильного отношения к окружающему миру;
  • развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они смогут справиться с решением любой задачи;

2.

Образовательная

  • повышение уровня общей образованности учащихся;
  • формирование положительного отношения детей к учебному процессу;
  • умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
  • целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.

3.

Развивающая

  • развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
  • развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);
  • развитие пространственного мышления;
  • развитие речи;
  • умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
  • развитие творческого мышления.

Основное направление в начальной школе – развитие управляемого творческого воображения и фантазии и пропедевтика ТРИЗ, то есть подготовка сознания ребенка к дальнейшему восприятию ТРИЗ.

Для этого используются мозговой штурм, метод пиктограмм, дихометрия (сужение поля поиска) и методы создания речевых творческих продуктов (загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).

25.03.2016 09:33


Рекомендуем курсы ПК и ПП