СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Зима в полном разгаре. Зелень травы скрыта белым снегом, и яркие цветочные клумбы наших садов и парков остались только в воспоминаниях и на многочисленных фотографиях на компьютерах, смартфонах и в сети. Но меньше, чем столетие назад запечатлеть дивную красоту любимых цветов было не так просто. Тем ценнее было искусство тех, кто умел «остановить прекрасное мгновение», передать мимолетную прелесть раскрывающегося бутона, свежесть только что принесенного из сада утреннего букета с каплями росы в пазухах нежных лепестков или очарование напоённых солнцем, искрящихся разноцветьем знойного луга, полевых букетов.
Изображение цветочных букетов как отдельное произведение искусства, цветочный натюрморт, первоначально имело чисто прикладное значение и служило для украшения интерьеров. Такие картины размещали, как правило, над дверями анфилады. Они придавали дворцовым комнатам атмосферу нарядности и праздничности.
Позднее появилась тенденция не только создавать нарядное украшение для помещения, но и отражать своё настроение, мироощущение, показывать прелесть самого цветка, красоту его формы, цветовой гаммы, эффекта от соединения в букет.
В конце XIX – начале XX веков многие выдающиеся русские художники обращались к жанру цветочного натюрморта.
Сирень – любимый цветок многих художников.
Май – начало цветочного сезона. В парках и палисадниках распускаются ароматные шапки душистых цветов сирени.
Кончаловский П.П. Сирень на фоне ставни.
В конце весны и начале лета расцветают благородные красавцы –
Роберт Шорис. Пионы.
Королеве цветов, розе, во все времена посвящали стихи, песни, сказки. Многие художники изображали этот цветок на своих полотнах: в руке у дамы, на садовой скамье, в хрустальном стакане и в букетах, шикарных, разноцветных, чувственных.
Герасимов А.М. Натюрморт «Розы».
Вспомним и очарование скромных полевых букетов среднерусской полосы. Васильки, ромашки, колокольчики, милые и дорогие с детства, они тоже занимают достойное место в музеях, галереях и, конечно, в русской поэзии.
«Я буду долго Гнать велосипед. В глухих лугах его остановлю. Нарву цветов. И подарю букет Той девушке, которую люблю». (Н. Рубцов)
Яркий светящийся букет из васильков в скромном глиняном горшке напомнит жаркий полдень августа, широкие поля и трель жаворонка высоко в лазоревом небе.
Кондратенко Г.П. Натюрморт с васильками.
Наступила осень, закончился сезон цветения для большинства растений. Падают листья, укрывая тропинки. Сады и парки замирают в ожидании зимы. И в это суровое время, бросая вызов законам природы, в гордом одиночестве распускают свои ослепительные цветы стойкие красавицы-
Богданов-Бельский Н.П. Натюрморт с хризантемами.
Воспоминания о лете можно закончить словами П.П. Кончаловского о цветах: «Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучить, и так же глубоко, как и всё другое… в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов надо разобраться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными…» (П.П. Кончаловский, Художественное наследие, с. 35)
Источник: https://rus-buket.ru/article/1316/tsvetochnye-kompozitsii-v-russkoi-zhivopisi?srsltid=AfmBOoo4aeN0_K8czA-gtdkz8fzvhYMzwvfQUPNQJOZBVW4-ijm9DFHV
© 2025, Беленко-Линёва Марина Петровна 127