СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая мастерская: «Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая мастерская:

«Развитие ритмических способностей

дошкольников в игровой форме»м

Творческая мастерская:

«Развитие ритмических способностей

дошкольников в игровой форме»

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию творческую мастерскую на тему: «Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме», целью которого является повышение профессионального уровня педагогов.

(СЛАЙД №1)

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов.

Задачи:

Расширить репертуар игр для развития ритмических способностей воспитанников.

Показать возможности использования музыкальных инструментов в индивидуальной работе с воспитанниками для развития ритмических способностей.

(СЛАЙД №2)

Еще швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далъекроз говорил о том, что

«Музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека…»

СЛАЙД №3

  • продемонстрирую приемы проведения музыкальных игр, способствующих развитию ритмических способностей.

Игры с пением и музыкальным сопровождением являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью этих игр можно не только доставлять малышам радость и удовольствие, но и решать различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей.

Но даже если ребенок не станет профессиональным танцором или музыкантом, развитое чувство ритма поможет ему хорошо двигаться под

музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чѐткость речи.

  1. Любое занятие можно начать с какого-нибудь приветствия, например:

(СЛАЙД №4)

«Здравствуй солнце золотое, (руки в одну сторону)

Здравствуй небо голубое, (руки в другую сторону)

Здравствуй, вольный ветерок,(руки покачали)

Здравствуй, маленький дубок,(присели)

Здравствуй, утро, здравствуй, день, (руку в одну сторону, другую руку в другую сторону)

Нам здороваться не лень!» (все взялись за руки и пожали друг другу руки)

Предлагаю попробовать. Давайте образуем полукруг и возьмемся за руки.

Такие игры проводятся как в сопровождении музыки, так и без неѐ. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения.

  1. Следующая речевая игра прочитывается в разных ритмических вариантах.

(СЛАЙД №5)

Чтобы правильно исполнить ритмический рисунок текста, предлагаю педагогам прочитать его с помощью партитуры, на которой изображены длительности нот, чтобы задать детям темп и ритм при чтении стихотворения. Каждый педагог при обучении в педагогическом учреждении знакомился с нотной грамотой, поэтому это задание не доставит больших трудностей.

Первую строчку стихотворения я прочитаю сама, а вы внимательно слушайте ритм. Затем вместе со мной вступайте в дальнейшее прочтение. Текст вы видите на экране.

Детям даѐтся уже знакомое стихотворение и упрощенный ритм. Вам я даю посложнее.

Итак, вы готовы?

Шла весёлая собака

(стихотворение Н.Пикулевой)

Шла весѐлая собака, чики, брики, гав!

  • за ней бежали гуси, головы задрав.
  • за ними поросѐнок, чики, брики, хрю! Чики, брики, повтори-ка, что я говорю!

Следующее прочтение этого же стихотворения предлагаю с другим ритмическим вариантом. И его уже можно прочитать, привлекая к индивидуальному прочтению детей.

Это упражнение способствует также и развитию слухового внимания, развитию дикции, артикуляции, активности и выдержки детей.

  1. Следующую игру можно исполнить с помощью жестов.

Какие жесты вы знаете? (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, цоканье и др.) Эти жесты можно использовать разными способами. Например, какими?

Также эту игру можно исполнять при помощи разнообразного материала.

Это могут быть: различные музыкальные инструменты, бросовый материал.

В этих играх очень удобно использовать потешки, где встречается диалог.

На столах есть текст потешки «Ди-ди-ли. Предлагаю вам ознакомиться с ним.

Для игры нам необходимо поделиться на две группы. Обратите внимание на экран. СЛАЙД №6

(Обращаюсь к 1-й группе) Вы проговариваете текст, который видите в правой части и озвучиваете палочками ритм потешки, ритм выбираете сами

(Обращаюсь ко 2-й группе) Ваша группа в ответ свои слова озвучивает в ритме текста, но так, как вам подскажет ваше воображение. Или это будут жесты, или это будут бросовый материал, или инструменты.

Дидили, дидили

(русская народная потешка)

1-я группа:

Дидили, дидили, где вы Машу видели?

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.

2-я группа:

Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот.

Проговаривают, затем «звучащими жестами» в этом ритме изображают, как Маша танцует.

1-я группа:

Дидили, дидили, где вы Катю видели?

Здесь и далее 1-я группа выполняет те же действия, что и в начале потешки.

2-я группа:

Заглянули в зелен сад – Катя щиплет виноград.

Проговаривают текст, затем в этом ритме щѐлкают пальцами, показывая, как Катя щиплет виноград.

1-я группа:

Дидили, дидили, где вы Дуню видели?

2-я группа:

Заглянули под крылец – грызѐт Дуня огурец.

  • ритме хрустят жѐсткой бумагой, изображая хруст огурца.

1-я группа:

Дидили, дидили, Ваню вы не видели?

2-я группа:

На полянке у колодца Ваня с курицей дерѐтся!

На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей.

Такие игры с использованием жестов собственного тела или бросового материала, а также игры на музыкальных инструментах позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и еѐ ритмический рисунок.

  1. Следующая игра предлагается в форме партитуры с геометрическими фигурами. Для этой игры мне нужно 4 участника:

Посмотрите на экран. СЛАЙД №7

Большой кружок обозначает долгий звук, маленький кружок – короткий звук. Звуки расположены на разной высоте. Верхние – это высокие звуки, посередине – это средние звуки, в нижней части находятся низкие звуки. Детям предлагается знакомый текст. А вам, я предлагаю пропеть их с помощью текста, который я вам раздам.

Зайчишка пришел,

Морковку нашел,

Сидит и грызет,

Ой, кто-то идет!».

Текст исполняется по фразам. У каждого из вас свой текст, он выделен жирным шрифтом.

Глядя на партитуру, исполните попевку с заданным текстом, соблюдая при этом ритмический рисунок и звуковысотность. Для того, чтобы вам было легче, я задам три звука (играю до-ми-соль, в дальнейшем, помогаю педагогам, играя на инструменте). Поѐм по одному, каждый из вас исполняет свою партию.

Когда дети уже усвоили задание, можно усложнить задачу.

Исполните эту же попевку, используя жесты: Хлопки обозначены жѐлтым цветом, шлепки – красным, притопы – зелѐным.

При знакомстве детей с тембрами инструментов, использую такой вид деятельности, как музицирование. Детям очень нравится музицировать на музыкальных инструментах.

  1. Вашему вниманию я предлагаю игру «Волшебные барабаны». На 1-м занятии при разучивании игры можно даем название каждому барабану, знакомим детей с текстом и звучанием разных барабанов, устроиваем маленький «барабанный тарарам».

На следующих занятиях в игре принимают участие дети, каждый из которых играет на барабане определенный ритм с речевой поддержкой.

И вам я предлагаю поиграть на барабанах. Итак, у нас 3 барабана.

Красному дадим название – Барабам, зелѐному – Барабум и синему – Барабух.

СЛАЙД №8

Для каждого барабана записан определенный ритмический рисунок.

Долгие звуки обозначены квадратом, короткие – кружочком. Цвета фигур соответствуют цвету барабанов.

СЛАЙД №9

Для участия мне нужно 3 человека. Кто еще не участвовал? А теперь обратите внимание на экран.

СЛАЙД №10

Итак, цвета фигур соответствую цветам барабана. А сама фигура (квадрат, круг) подсказывают длительность звука: квадрат – долгий, круг – короткий

Слушайте внимательно стихотворение и включайтесь в игру. Ваша задача, проговорить и проиграть звук на барабане.

Бьет волшебный Барабам: Бам! Бам! Бам!

А волшебный Барабум: Бум-бум-бум-бум!

Бьет волшебный Барабух: Бух-бух-бух, бух-бух-бух! Барабам, Барабум поднимают страшный шум. Бам-бам-бам! Бум-бум-бум-бум-бум! Барабух нам громко скажет: Бух!

  • потом еще добавит: Бух-бух-Бух!
  • сейчас это задание выполните без моей подсказки, обращая внимание на экран.

Такой вид деятельности, как элементарное музицирование, даѐт возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с детьми, создавая условия для развития творческих способностей.

  1. Музыкально-дидактические игра «Передай ритм» направлена на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.

Встаньте друг за другом, положите руки на плечи впереди стоящего.

Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаѐт» ритм, хлопая в ладоши.

Массажируя спину партнера, эта игра способствует расслаблению и снятию усталости.

Все предложенные мной игры срабатывают на развитие ритмических способностей детей, позволяют развивать речь воспитанников и подго-тавливают их к учебной деятельности, а также воспитывают умение сопереживать, радоваться успехам друг друга, способствуют легче адаптироваться в социуме.

  • сейчас мне хотелось бы подарить вам песню. А вас, дорогие участники, прошу принять участие в аккомпанементе этой песни, импровизируя на музыкальных инструментах: треугольниках, колокольчиках, маракасах, металлофонах. Какие именно инструменты будут звучать во время песни, подскажут слайды.

Вот и все, я закончила свой урок,

Песня

треугольники

(слайд 11)

И теперь мне пора подвести итог:

Наша цель: развивать и воспитывать, колокольчики (слайд 12) И частичку души своей вкладывать.

Проигрыш: все инструменты:

колокольчики, маракасы, треугольники, маракасы(слайд 13)

Если дети поют и танцуют,

металлофон(слайд 14)

Музицируют или рисуют,

Значит дети счастливее стали

колокольчики(слайд 15)

Им мы в этом чуть-чуть помогали.

Проигрыш: все инструменты:

колокольчики, маракасы, треугольники, маракасы(слайд 16)

Если дети смеются, играют,

треугольники(слайд 17)

С удовольствием зал посещают,

Значит, трудимся мы не напрасно

колокольчики (слайд 18)

И профессия наша прекрасна!

Проигрыш: все инструменты:

колокольчики, маракасы, треугольники, маракасы (слайд 19)

Занятие подготовлено при помощи материалов следующих сайтов

СЛАЙД 21

Библиографический список

На столах для каждого я приготовила анкеты. Предлагаю их заполнить, высказать ваши пожелания, оценить мастер-класс.

Спасибо за внимание. СЛАЙД 21

08.01.2020 15:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!