СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческие задания на уроках музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

У детей, как правило, существует потребность в самореализации – как у способных к музыке, так и у не столь одаренных, но желающих приобщиться к творчеству. На уроках используются различные творческие задания, которые развивают непосредственные музыкальные навыки, а также навыки актерского мастерства, культуры исполнения, импровизационного исполнительства, навыки абстрактного изображения, предлагаются творческие задания для развития пластической выразительности образа, задания для развития речевой интонационной выразительности, творчества в движениях, пантомиме и театрально – игровой деятельности.

Безусловно, всё это обогащает, разнообразит урок, вызывает бурный интерес к занятиям и гарантирует высокую результативность.

Творчество в движениях, пантомиме и театрально – игровой деятельности

Упражнение – игра «У зеркала»

Для выполнения этого упражнения потребуется зеркало. Предложите детям ролевую гимнастику у зеркала.

  1. Нахмуриться, как

а) король

б) ребёнок, у которого отняли игрушку

в) человек, скрывающий улыбку

  1. Улыбнуться, как:

а) вежливый японец

б) кот на солнце

в) мама своему младенцу

  1. Сесть, как:

а) пчела на цветке

б) наказанный Буратино

в) обезьяна, изображающая вас

Превращения

Для развития у ребёнка выразительности и воображения при передаче различных эмоциональных состояний можно использовать игровые упражнения, предлагаемые психологом М. И, Чистяковой.

«Два клоуна»

При повторном прослушивании пьесы «Клоуны» Д. Б. Кабалевского можно предложить двум детям изобразить следующую ситуацию: два весёлых клоуна жонглируют воображаемыми кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им немножко грустно, они сидят на полу и качают головами. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг в друга (выразительные движения: голову откинуть, рот широко раскрыть, губы растянуть в улыбке, брови приподнять, глаза слегка прищурить).

«Новая кукла»

Является аналогом предыдущего. Музыкальный материал – пьеса П. И. Чайковского «Новая кукла» из «Детского альбома».

Девочке подарили новую куклу. Она рада. Весело скачет, кружится, показывая всем желанный подарок, прижимает его к груди и снова кружится.

Игровые задания для развития пластической выразительности

Приведенные ниже задания показывают путь, по которому можно искать и закреплять выразительные приёмы создания игрового образа. Желательно, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения и мимику.

  • Детям необходимо пройти по камешкам через ручей ( от лица любого персонажа сказки, рассказа или мультфильма по выбору)
  • Предложить ребёнку от лица любого персонажа подкрадываться к спящему зверю (Волку, медведю, зайцу)
  • Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по – разному.

Творческие задания на развитие воображения

Упражнение – игра «Музыка»

Упражнение активизирует фантазию ребёнка, связывает воедино зрительное и слуховое образное воображение ребёнка, вырабатывает слушательские навыки.

Детям предлагается пьеса П. И, Чайковского «Песня жаворонка» или любая другая из «Времён года». После прослушивания музыки ребёнку даётся четыре краски: красная, зелёная, синяя, жёлтая. Он должен изобразить услышанную музыку с помощью этих красок и озаглавить рисунок. По окончании работы можно провести конкурс рисунков и заглавий к ним.

«Волшебники»

Используется для развития чувств на базе воображений.

В качестве музыкального материала может быть использована музыка к балету П. И. Чайковского «Спящая красавица». После прослушивания музыкальной характеристики феи Сирени и феи Карабос детям предлагаются шаблоны «волшебниц». В тетради рисуются два совершенно одинаковых контура. Повторно прослушав музыку, нужно дорисовать эти фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую». А затем придумать свою историю о том, что совершила хорошего «добрая» волшебница и плохого «злая» волшебница. По окончании работы нтересно сделать выставку рисунков.

«Времена года в цвете и звуке»

Задание для развития творчества и воображения.

Нужно нарисовать четыре крупных прямоугольника, озаглавив их «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Затем акварелью закрасить каждый прямоугольник одним цветом или сочетанием цветов, подходящими данному времени года. Возможно, это будут разноцветные линии, чёрточки, круги, цветовые пятна. Глядя на своё творение, проявив фантазию, ребёнок должен спеть «зимний», «весенний», «летний», «осенний» мотив. Можно это сделать со словами, а можно и без слов. При этом аккомпанировать себе на чем угодно (барабанить, щелкать пальцами, хлопать в ладоши, топать ногами и т. д.)

Упражнение «Палитра»

Активизирует процесс слушания музыки, способствует цветовому восприятию музыки.

На доске «вывешивается «палитра», сделанная из половины ватмана, с кармашками у каждого цвета. Перед палитрой раскладываются карточки самых разных цветов и оттенков(не менее 3 каждого вида).

В процессе слушания музыки дети подходят по очереди к «палитре», ставят карточку оттенка в кармашек, созвучного ощущения в данный момент. Необходимо участие каждого ребёнка. В заключение дети прослушивают ещё раз музыкальное произведение и сравнивают со своим «полотном».

Игра «Фоноскоп событий»

Развивает тембровый слух, фантазию звуковых образов.

Приготовить музыкальные инструменты и предметы, из которых можно извлекать звуки постукиванием карандаша. Ребёнку завязывают глаза и изображают ряд разнообразных звуков. Его задача: придумать по звукам какую – нибудь историю, а затем, открыв глаза, рассказать её

ребятам, иллюстрируя соответствующими звуками. В качестве домашнего задания предлагается изобрести собственный музыкальный инструмент из подручных материалов, дать ему название, рассказать о нём (представить свое изобретение).

«Театральная разминка»

Развитие творческих способностей детей.

Ребёнку предлагается выразить какой – либо образ, придуманный самим или предложенный педагогом. Например: изобрази «кошку», «цветок», «попугая», «тесто» и т.д.

Творческое упражнения при восприятии музыки

«Какую линию выбрать»

Под звучание музыкального произведения ребёнок должен начертить на листке бумаги разные линии. Например: плавные, волнообразные – под медленную и спокойную; прямые, изогнутые – под решительную; прерывные – под лёгкую, отрывистую музыку. Линии могут быть того цвета, который, по мнению ребёнка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального произведения.

Задания для речевой интонационной выразительности

«Радуга появилась»

Предложить детям произнести фразы «Солнышко встало», «Радуга появилась», «Я потерял игрушку» по - разному. Затем повторить эти варианты, но без слов, обращая внимание на то, что слова исчезли, но мелодика произношения фразы (радость, восторг, разочарование и грусть) остались. А потом предложить пропеть фразы разными голосами и способами ( напевно, отрывисто, на одном звуке и т.д.)

Творческие упражнения, развивающие наглядно – образное мышление

Развитие наглядно – образного мышления детей с помощью музыкальной импровизации, когда через эмоциональное восприятие ребёнок последовательно приходит к абстрактно – логическому, через образное – к вербальному, наиболее успешно при выполнении следующих упражнений – игр (применительно для внеклассной работы).

«Давай дружить»

Участвуют два ребёнка. Каждый играет то, что хочет на своей половине клавиатуры (по очереди). Наибольший эффект достигается, если играющие – дети с затруднениями в общении, так как упражнение вырабатывает навыки коммуникативных умений.

«Считалка»

В этой игре процесс интеллектуального развития проявляется через возможность управлять временными алгоритмами. Развивается чувство ритма, через работу фантазии проявляются личностные качества ребёнка.

Детям предлагается сочинить считалку и отбивать ритм в ладоши.

Творческие задания на развитие целостного восприятия произведений искусств

«Поймай образ»

Для выполнения этого задания учащиеся получают конверты со стихотворениями различной тематики для каждого. Звучит музыка. По окончании прослушивания учащимся предлагается вскрыть конверты и прочитать выразительно вслух те стихотворения, которые созвучны образу прозвучавшего музыкального произведения.

«Передай литературный образ»

Учащимся предлагается самостоятельно прочитать предложенное стихотворение, почувствовать его эмоционально – образный строй и передать этот образ в рисунке.

Категория: Музыка
16.04.2020 18:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!