© 2025 72
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учебные экскурсии как средство развития познавательного интереса к химии
Автор: Халтурина Любовь Александровна,
учитель химии МБОУ «Большеколпанская СОШ»
Развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии – одна из основных задач, которые приходится решать учителю в современной школе.
Не секрет, что химия – достаточно сложный предмет естественного цикла, и для того, чтобы в ней разобраться, нужно либо зазубривать материал, либо, действительно, понимать его. Но для понимания необходимо интересоваться тем, что слышишь на уроке, рассуждать, читать дополнительную литературу. И только тогда урок воспринимается не как повинность, а как средство выражения своей индивидуальности, способностей, применения знаний, умений и навыков.
Большую помощь для развития познавательного интереса к химии оказывают учебные экскурсии, которые являются важным средством не только образования, но и трудового воспитания и профориентации учащихся.
На экскурсиях на производство ученики знакомятся со свойствами веществ исходных материалов и полученных продуктов, устройством и работой основных аппаратов, с технологическим процессом в целом, что способствует более прочному усвоению научных основ производства. Учащиеся знакомятся как с техникой и технологией производства, так и непосредственно с трудом людей на производстве.
Все это в определенной мере способствует проявлению у учащихся интереса к предмету, склонностей к той или иной профессии, более сознательному выбору будущей специальности.
Со своими девятиклассниками я посетила ОАО "Гатчинский хлебокомбинат". Ребята узнали, что хлебокомбинат был запущен в эксплуатацию 5 января 1972 года с проектной мощностью 65,0 тонн хлебобулочных изделий в сутки. На комбинате работало шесть технологических линий с печами ФТЛ-2, вырабатывалось около 7 наименований продукции - хлеб и батон. В 1992 году Гатчинский хлебокоминат вошел в состав ОАО "Холдинговая компания "Петрохлеб". В 2002 году запустили поточную автоматизированную линию для производства батонов, производительностью до 25,0 тонн в сутки. С 2008 года хлебокомбинат начинает приобретать высокотехнологическое оборудование: евролинию "Фритч" для выработки слоеных изделий, новые немецкие печи, позволяющие более гибко вести технологические процессы. К 2010 году ОАО "Гатчинский хлебокомбинат" оснащается современным оборудованием производства ведущих фирм производителей (КААК, Fritch, Rondo Doge). Основная задача предприятия - обеспечить Гатчину и Гатчинский район хлебом.
Неудивительно, что после интересной экскурсии девятиклассницы Бабелюх Юлия и Педченко Анастасия задумались над тем, какой хлеб мы едим, каким на вкус должен быть настоящий хлеб, и выбрали тему исследовательской работы: "Хлеб, который мы едим", с которой стали призерами муниципального этапа Всероссийского конкурса "Мир вокруг нас".
В процессе исследования, на основе предложенных методик, ученицами был проведен в химической лаборатории хлебокомбината анализ 3-х образцов хлеба ("Дарницкий, "Деревенский, "Купеческий с изюмом") и 2-х образцов батонов ("Батон с отрубями", "Нарезной") на органолептические показатели качества хлеба, на определение пористости, влажности и кислотности.
Исследование пяти образцов показало, что все они соответствуют ГОСТу.
Работая над практической частью своего исследования, ученицы познакомились с профессией лаборанта химического анализа. Они узнали, что лаборант должен уметь осуществлять процессы взвешивания, растворения, осаждения, фильтрования, кристаллизации, выпаривания, прокаливания; отбирать пробы и проводить анализы; определять вязкость, плотность, растворимость, пористость, влажность, кислотность, обобщать наблюдения и делать выводы, фиксировать полученные результаты.
Проводя исследования, ученицы на своем опыте поняли, что лаборант должен быть аккуратным, точным, наблюдательным, внимательным, ответственным, обладать хорошим зрением, слухом, быстро реагировать на полученные результаты.
Интересной для школьников оказалась и экскурсия в СПбГУ(ТУ) на кафедру физической химии, где они узнали что керамика на основе твердых растворов в системе Al2O3 – Cr2O3, состав которой соответствует составу рубина, применяется в качестве сырья для изготовления офтальмологических скальпелей, хрусталиков глаза; в различных областях лазерной техники; для производства высокопрочных оптически-прозрачных элементов, защитных стёкол оптических средств ракет и самолётов; как подложки в микросхемах.
В связи с высокой практической значимостью рассматриваемого материала учащихся заинтересовал процесс получения керамики на основе твердых растворов в системе Al2O3 – Cr2O3 – синтетического аналога природного рубина, который они осуществили под руководством Комлева А.А., младшего научного сотрудника кафедры физической химии СПбГУ(ТУ))
Целью работы было получение и характеризация керамики на основе твердых растворов в системе Al2O3 – Cr2O3, соответствующих составам природных рубинов:
а) 98% Al2O3 и 2% Cr2O3, б) 96% Al2O3 и 4% Cr2O3.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
В ходе работы учащимся удалось получить керамические материалы на основе системы Al2O3 – Cr2O3, содержащие 2% и 4% Cr2O3, что соответствует составу минерала рубина.
Методом РФА было подтверждено образование твёрдого раствора на основе Al2O3, содержащего 2% и 4% Cr2O3.
Методом электронной микроскопии была определена микроструктура полученных керамических материалов.
С данной работой «Получение керамики на основе твердых растворов в системе Al2O3 – Cr2O3 » учащиеся Бабелюх Ю, МарченкоТ и Педченко А успешно выступили на III Международном конкурсе научных работ им. В.Я. Курбатова «Химия: наука и искусство» и на XXXVIII Всероссийской научно-практической конференции школьников по химии.
В своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание развитию познавательного интереса учащихся к химии через организацию учебных экскурсий, обращаю внимание на раннее выявление одаренных школьников, привлечение их к исследовательской деятельности. Ведь основная задача учителя – не похоронить талант в рутине повседневных занятий, а выявить его и дать возможность развиваться как можно раньше.
© 2025 72