СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект как форма реализации профессионального модуля и средство формирования познавательной и творческой активности студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенно очевидно, что современному обществу нужен человек, который умеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их; человек, обладающий высоким уровнем развития творческого потенциала.

Система образования должна формировать такие качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, конструктивность. Чтобы будущий профессионал обладал стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владел информационными  технологиями, умел принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, умел работать в команде, был готов к стрессовым ситуациям и умел быстро из них выходить.

Выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого  подхода к ее решению.

Одним из таких подходов является проектная технология, способная развить у обучающихся важнейшие компетенции: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникативную,  социальную.

По общему определению, проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством преподавателя, преследующего конкретные дидактические цели.

Поэтому цикловой комиссией "Информационных технологий" нашего колледжа, было принято решение: освоение профессионального модуля «Выполнение работ по профессии рабочих «Оператор электронно-вычислительных машин» организовать в виде разработки учебного проекта, который должен представлять собой сайт, демонстрирующий компетенции студентов в области как  информационных технологий, так и проектной деятельности.

Работа студентов над учебным проектом предполагала прохождение трёх этапов.

Первый этап " Проектно-исследовательская деятельность".  На этом этапе осуществлялись:

  • выбор темы индивидуального исследования;

  • формулировка основополагающего вопроса (Книга будущего, что от нее ожидать? Останется ли Мурманск арктическим фасадом России? Интернет - благо или зло? СМИ поработитель сознания? Почему футболу удается столь успешно влюблять людей в себя? Магнитное поле – Ящик Пандоры?... )

  • выдвижение гипотез решения проблемы;

  • определение творческого названия учебного проекта ("Тайна имени", "Книга - вчера, сегодня, завтра", "История мирового футбола", ...);

  • определение форм представления результатов исследования с помощью средств информационных технологий (диаграммы, презентации, кроссворды, видеоролики, буклеты, плакаты, брошюры, интерактивные игры, ...).

    Второй этап "Эксплуатация периферийных устройств персонального компьютера и обработка информации с помощью прикладного программного обеспечения для реализации форм представления результатов исследования в рамках учебного проекта". Это самый длительный этап работы, в течение которого осуществлялись поиск и отбор необходимой информации, а также разрабатывались составляющие проекта.

    Завершающим этапом работы над учебным проектом был его монтаж, т.е. создание сайта.

    Защиту учебных проектов мы проводили открытую, чтобы студенты приобретали навыки публичного выступления и могли оценить работу друг друга.

    Тематика учебных проектов разрабатывалась преподавателями колледжа и была предложена студентам на выбор, но некоторые темы студенты предложили сами.

    Очень важно не забывать о главных  принципах  организации проектной деятельности:

  • проект должен быть посильным для выполнения;

  • должно быть обеспечено грамотное руководство проектом со стороны педагогов.

    Руководитель проекта должен обладать незаурядными творческими способностями.

    Хочется обозначить список ролей, которые пришлось "прожить" руководителю по ходу реализации проекта:

  • энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий студентов на достижение цели;

  • специалист, обладающий знаниями и умениями в различных областях;

  • консультант, помогающий организовать работу;

  • руководитель, помогающий планировать работу по времени;

  • "человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы;

  • координатор группового процесса;

  • эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.

    Однако, необходимо отметить, что творческая деятельность, ее содержание, характер проявления, направленность во многом зависят, конечно, от потенциала личности студента, развитие которой является многообразным процессом, обусловленным природной и социальной средой, субъективными и объективными факторами.

    При работе над проектом естественным образом возникают отношения сотрудничества студента с преподавателем, так как для обоих поставленная задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению.

    Мы считаем свой опыт реализации профессионального модуля в форме учебного проекта успешным. Это подтверждают и успешная защита проектов (87% защитившихся получили оценки «хорошо» и «отлично»), и результаты анкетирования студентов о работе над проектом.

    Анкетирование показало, что учебный проект с точки зрения студента – это возможность максимального раскрытия своего творческого   потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально.

С точки зрения преподавателя, учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать творческие умения и навыки у обучающихся, учить многим нужным и важным вещам.

Безусловно, внешний результат проектной деятельности можно  увидеть и  осмыслить, но самое главное, внутренний результат - опыт творческой деятельности - станет бесценным достоянием каждого студента.

26.01.2015 14:24


Рекомендуем курсы ПК и ПП