СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Совершенно очевидно, что современному обществу нужен человек, который умеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их; человек, обладающий высоким уровнем развития творческого потенциала.
Система образования должна формировать такие качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, конструктивность. Чтобы будущий профессионал обладал стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владел информационными технологиями, умел принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, умел работать в команде, был готов к стрессовым ситуациям и умел быстро из них выходить.
Выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению.
Одним из таких подходов является проектная технология, способная развить у обучающихся важнейшие компетенции: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникативную, социальную.
По общему определению, проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством преподавателя, преследующего конкретные дидактические цели.
Поэтому цикловой комиссией "Информационных технологий" нашего колледжа, было принято решение: освоение профессионального модуля «Выполнение работ по профессии рабочих «Оператор электронно-вычислительных машин» организовать в виде разработки учебного проекта, который должен представлять собой сайт, демонстрирующий компетенции студентов в области как информационных технологий, так и проектной деятельности.
Работа студентов над учебным проектом предполагала прохождение трёх этапов.
Первый этап " Проектно-исследовательская деятельность". На этом этапе осуществлялись:
выбор темы индивидуального исследования;
формулировка основополагающего вопроса (Книга будущего, что от нее ожидать? Останется ли Мурманск арктическим фасадом России? Интернет - благо или зло? СМИ поработитель сознания? Почему футболу удается столь успешно влюблять людей в себя? Магнитное поле – Ящик Пандоры?... )
выдвижение гипотез решения проблемы;
определение творческого названия учебного проекта ("Тайна имени", "Книга - вчера, сегодня, завтра", "История мирового футбола", ...);
определение форм представления результатов исследования с помощью средств информационных технологий (диаграммы, презентации, кроссворды, видеоролики, буклеты, плакаты, брошюры, интерактивные игры, ...).
Второй этап "Эксплуатация периферийных устройств персонального компьютера и обработка информации с помощью прикладного программного обеспечения для реализации форм представления результатов исследования в рамках учебного проекта". Это самый длительный этап работы, в течение которого осуществлялись поиск и отбор необходимой информации, а также разрабатывались составляющие проекта.
Завершающим этапом работы над учебным проектом был его монтаж, т.е. создание сайта.
Защиту учебных проектов мы проводили открытую, чтобы студенты приобретали навыки публичного выступления и могли оценить работу друг друга.
Тематика учебных проектов разрабатывалась преподавателями колледжа и была предложена студентам на выбор, но некоторые темы студенты предложили сами.
Очень важно не забывать о главных принципах организации проектной деятельности:
проект должен быть посильным для выполнения;
должно быть обеспечено грамотное руководство проектом со стороны педагогов.
Руководитель проекта должен обладать незаурядными творческими способностями.
Хочется обозначить список ролей, которые пришлось "прожить" руководителю по ходу реализации проекта:
энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий студентов на достижение цели;
специалист, обладающий знаниями и умениями в различных областях;
консультант, помогающий организовать работу;
руководитель, помогающий планировать работу по времени;
"человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы;
координатор группового процесса;
эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.
Однако, необходимо отметить, что творческая деятельность, ее содержание, характер проявления, направленность во многом зависят, конечно, от потенциала личности студента, развитие которой является многообразным процессом, обусловленным природной и социальной средой, субъективными и объективными факторами.
При работе над проектом естественным образом возникают отношения сотрудничества студента с преподавателем, так как для обоих поставленная задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению.
Мы считаем свой опыт реализации профессионального модуля в форме учебного проекта успешным. Это подтверждают и успешная защита проектов (87% защитившихся получили оценки «хорошо» и «отлично»), и результаты анкетирования студентов о работе над проектом.
Анкетирование показало, что учебный проект с точки зрения студента – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально.
С точки зрения преподавателя, учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать творческие умения и навыки у обучающихся, учить многим нужным и важным вещам.
Безусловно, внешний результат проектной деятельности можно увидеть и осмыслить, но самое главное, внутренний результат - опыт творческой деятельности - станет бесценным достоянием каждого студента.
© 2015, Комарова Татьяна Владимировна 245