СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эффективный педагог – это не только знающий и опытный «спикер», но ещё и хороший слушатель. Умение выслушать и правильно оценить ответы учащихся необходимо для развития доверительных отношений и взаимопонимания, повышения мотивации и получения искренней обратной связи.
«Слушание» является двусторонним процессом: слушатель тоже может выполнять активную роль в коммуникации, анализируя и оценивая полученную информацию. Однако для достижения максимального эффекта слуховое восприятие информации должно преодолеть ряд барьеров, которые есть у каждого человека.
Почему мы не слышим друг друга, или Препятствия на пути к слуховому восприятию
Не только в школе, но и в быту мы тратим гораздо больше времени слушая, нежели говоря, читая и записывая. Тем не менее, чаще всего это один из самых малоэффективных каналов восприятия информации (за исключением аудиалов). Спустя всего несколько дней можно вспомнить лишь около 25% из услышанного.
При этом далеко не всегда плохое восприятие на слух обусловлено отсутствием интереса к теме или говорящему. Следует помнить, что все люди в классе, в том числе и Вы сами, воспринимают каждое слово через ряд «фильтров»:
Многие из этих условий невозможно самостоятельно изменить – в таком случае Вам, как учителю, следует просто «сделать скидку» на невнимательность учащихся и вместо критики принять меры, чтобы актуализировать их внимание. Например, сделать перерыв в объяснении материала, дать небольшое творческое задание, провести короткую викторину, групповую или парную игру и любые другие мероприятия, которые активизируют мыслительную или двигательную активность учащихся.
Кроме того, Вы так же подвержены влиянию раздражающих и отвлекающих факторов, как и дети – но в Вашей власти взять своё слуховое восприятие под контроль. Существует несколько техник для повышения эффективности слушания. В этой публикации рассмотрим две техники – активное слушание и поэтапное слушание.
Активное слушание
Активное слушание – вид слушания, при котором на первый план выступает отражение информации. Например, к нему относится конкретизация той информации, которую хочет донести собеседник, путем задавания уточняющих вопросов.
Продуктивные способы активного слушания:
Перефразирование (эхо-техника)
Сущность: переформулировать высказывание учащегося своими словами. Начать можно так: «Как я тебя понял.», «По твоему мнению.», «Другими словами, ты считаешь.».
Главная цель «эхо-техники» – уточнение информации. Не стоит перефразировать всю речь – достаточно повторить ключевое сообщение, без его интерпретации. Благодаря эхо-технике учащийся увидит, как именно Вы его поняли, и сконцентрирует дальнейший ответ на самой важной его части.
Резюмирование
В отличие от эхо-техники, в технике резюмирования нужно не повторить, а самостоятельно подытожить сказанное.
Резюмирование лучше всего использовать в тот момент, когда речь затянулась или пошла по кругу, повисла неловкая пауза или аргументы и примеры стали повторяться. Придя на выручку учащемуся и подытожив его рассуждения, Вы поможете ему правильно сформулировать выводы, а также оптимизируете время ответа.
Развитие идеи
Техника развития идеи предполагает вывод причин или следствий из высказывания учащегося. Эта техника позволит расширить содержание высказывания и сформулировать причинно-следственные связи между явлениями, что способствует развитию мышления.
Этапы слухового восприятия
Ещё одна техника повышения эффективности слухового восприятия – разделение процесса слушания на этапы. Разумеется, на практике их невозможно настолько чётко разграничить и отделить друг от друга, но, стараясь им следовать, Вы сможете отточить своё умение слушать и слышать.
Первый этап – открыть себя для «входящего сообщения», преодолевая собственные психологические «фильтры» и барьеры. Обращать внимание не на форму высказывания, а на его суть, даже если мысль формулируется не совсем грамотно. На этом этапе Вы можете делать про себя короткие «заметки» об услышанном (если это не отвлечёт Вас от слушания – зависит от особенностей Вашего восприятия). Также в начале коммуникации важно установить зрительный контакт, проявляя заинтересованность к ответу учащегося.
Второй этап – первичная интерпретация и анализ высказывания. На этом этапе стоит помнить о том, что одни и те же слова для разных людей могут означать разные вещи, поэтому не спешите делать окончательные выводы о смысле сказанного. Во время речи ученика контролируйте не только его, но и себя: понимаете ли Вы, что он имеет в виду? Если у Вас появляются вопросы или Вам кажется, что учащийся неправ, всё равно дождитесь окончания ответа.
Третий этап – оценивание высказывания на основе первичной интерпретации и анализа. Сейчас Вы можете проявить свои первые эмоции с помощью мимики и жестов: улыбнуться, одобрительно кивнуть, похвалить или, наоборот, вопросительно поднять брови.
Четвертый этап – это непосредственно Ваш ответ на услышанное. Дайте развёрнутый комментарий на ответ ученика, при необходимости задайте уточняющие и дополняющие вопросы.
7 «да» слушающего учителя:
7 «нет» слушающего учителя:
Зачем школьникам нужен учитель-слушатель?
Пожалуй, никто так не выигрывает от сотрудничества со «слушающим» учителем, как учащиеся. Возможность высказаться и быть услышанным помогает раскрепоститься и повышает мотивацию учеников. Кроме того, иногда детям просто не хватает внимания в семье, и мнение старшего наставника, которым для них является учитель, обретает для них большое значение.
Источники:
© 2017, Седых Ирина Николаевна 528