СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МКОУ Ивановская СОШ
Разработка внеклассного мероприятия
по математике
«Математический детектив»
Автор: Марченко Татьяна Ивановна
Воспитатель группы продленного дня
2011
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………….3
Введение……………………………………………………………………………….5
Основная часть мероприятия (ход мероприятия)……………………………...6
а) день первый……………………………………………………………………….6
б) день второй………………………………………………………………………….8
в) день третий………………………………………………………………………….9
г) день четвертый…………………………………………………………………….10
д) день пятый………………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………….12
Приложение 1…………………………………………………………………………13
Приложение 2…………………………………………………………………………14
Приложение 3…………………………………………………………………………15
Приложение 4…………………………………………………………………………16
Пояснительная записка
В данную методическую разработку входят:
Цели:
Задачи:
Адресат:
Используемые образовательные технологии:
Направленность, возможности применения разработки:
Данное внеклассное мероприятие может быть проведено:
Среди 5 – 8 классов
Целесообразно проводить такое мероприятие в рамках предметной недели.
Актуальность:
Задания можно легко менять при систематическом или повторном проведении мероприятия, можно видоизменить по конкретной теме математики.
Условия реализации:
Позитивный настрой учителя и учеников, так как мероприятие спланировано в форме игры и предполагает активное участие игроков Мероприятие рассчитано на предметную неделю
Место проведения: Кабинет математики.
Оборудование: Школьная газета, разработки сценария, карточки с заданиями, «следы – улики» с заданиями, математические газеты, «фотороботы – рисунки», доклады о великих математиках, задания на опознание «преступников», высказывания математиков, ребусы, «ботинки - рисунки» с заданиями, кроссворды, загадки.
Краткое описание:
Мероприятие представляет собой уроки-игры. Участники делятся на несколько команд и «расследуют преступление», решают нестандартные задания по математике, требующие применения не только предметных знаний, но и творческих способностей, логики, чувства юмора и т. д.
Введение
Низкая мотивация обучающихся, снижение познавательной активности приводит к тому, что у ребят пропадает интерес к предмету математика.
Внеклассная работа по предмету помогает решению данной проблемы. Одной из форм активизации внеклассной деятельности учащихся являются предметные недели, которые способствуют научной организации труда
школьников, развитию познавательных интересов. Неделя математики в школе проводится с целью формирования положительной учебной
мотивации по математике, активизации внеурочной деятельности по предмету, раскрытия потенциала учителя, огромной роли математики в современном мире.
Так как наша школа небольшая, необходимо учитывать некоторую специфику при организации и проведении предметной недели.
- отсутствие параллельных классов;
- небольшой количественный состав учащихся, интересующихся математикой и желающих заниматься ею во внеурочное время;
- дефицит свободного (внеурочного) времени из-за необходимости ежедневного подвоза детей в школу и обратно на транспорте, подаваемом в строго указанное время.
Поэтому при подготовке недели математики необходимо усилить учебно-
воспитательные возможности одних факторов и ослабить отрицательное влияние других.
Выбор темы недели математики, её содержания строится с соблюдением следующих принципов:
- актуальности;
- доступности;
- научной обоснованности;
- системности;
- соответствия;
- дифференцированности;
- личностно-ориентированного подхода;
- рефлексии;
- продуктивности и результативности.
При такой организации неделя требует очень большой подготовки, но правильное распределение обязанностей среди участников образовательного процесса способствует реализации всего задуманного. При подведении
итогов общешкольных конкурсов учитываются возрастные особенности учащихся,
Критериями результативности недели служат активность, заинтересованность. По окончанию недели делается анализ проведенных конкурсов.
Ход работы
День первый.
1) Организационный момент. Эмоциональный настрой (включение всех детей в учебную деятельность)
2) Сообщение темы, объявление целей и плана.
- Ребята, вы уже, наверное, все видели, что эта неделя посвящена математике т.к. на стенде вывешена школьная газета под названием: «Математика вокруг нас». Всю неделю именно математика будет «владеть» умами и сердцами всех, кто находится в школе.
- Давайте познакомимся с высказываниями ученых. (Проанализировать).
«Величие человека – в его способности мыслить». (Б.Паскаль)
«Наука математика – царица всех наук». (Гаусс)
«Природа формулирует свои законы языком математики». (Г.Галилей)
«Давайте, ребята, учиться считать, Делить, умножать, прибавлять, вычитать. Запомните все, что без точного счета Не сдвинется с места любая работа. Без счета не будет на улице света, Без счета не может подняться ракета. Без счета письмо не найдет адресата И в прятки играть не сумеют ребята. Считайте, ребята, точнее считайте. Хорошее дело скорей прибавляйте, Плохие дела поскорей вычитайте. Учебник научит вас точному счету, Скорей за работу, скорей за работу» (Ю. Яковлев)[ 2 ]
- А наша с вами работа заключается в том, что мы проведем математический детектив. Значение этого слова вам знакомо, оно связано с розыском, с раскрытием преступления, с розыском преступников. Мы с вами будем в роли оперативников. Для раскрытия преступления вы будете выполнять различные задания. План недели с указанием времени проведения мероприятий дан в газете, которая приглашает всех принять участие в недели математики. В газете будут отражаться ход недели, называться имена победителей.
- И сегодня мы с вами собрались здесь не просто так, у нас оперативная сводка на которой каждый получит задание. Дежурному поступило сообщение, что был ограблен банк на крупную сумму денег.
Задание 1.Чтобы узнать на какую сумму был ограблен банк, нужно выполнить задание.
Заметь закономерность в рядах чисел и запиши в каждую строчку по одному следующему числу, записанные последние числа сложи и эту сумму умножь на 10000.
- Банк ограблен на 3900000 рублей. Найдены ботинки, которые возможно принадлежат преступникам. Нужно выполнить задания на ботинках. Если выполните правильно задания, тогда первая улика уже будет.[ 3]
Задание 2. «Поиск улик»
Каждому классу дается ботинок-рисунок с заданиями. За каждое задание учащиеся будут получать баллы. Учитель будет отмечать групповые и индивидуальные работы.
См. Приложение 1
(5 б)
Задание 3. Проверка на профессиональную готовность. Выпуск математических газет. Требование: форма газет необычная, на математическую тему, например в виде круга, треугольника, трапеции и т.д., должна иметь название «2 + 2 =?» В газете могут быть разные рубрики: «Анекдоты из школьной жизни», «кроссворды», «математические заметки», всё, что связано с математикой.
- Каждый класс должен будет подготовить такую газету к среде. Материалы можно взять в библиотеке, у учителя математики. Это задание на проверку вашей сообразительности, мышления, воображения. За задания будут баллы.
(10 б)
Задание 4.
- С сегодняшнего дня вы будете заходить на урок математики с паролем. Я буду вам говорить какой пароль вы должны знать на каждый день. Итак, завтра, во вторник, вы придумываете каждый себе пароль: рассказать сказку (несколько строчек), чтоб там были математические термины или числа. Например, «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»
Задание 5. Отгадай ребусы
См. Приложение 2
(5 б)
- За каждое задание даются баллы. Итоги подсчитаем в конце недели, объявим победителей. А сегодня мы молодцы, нашли «улики» по которым будем искать преступников. Завтра начнем день с допроса свидетелей.
Задание 6.
- По одному учащемуся из класса в роли свидетелей. Они должны придумать, как описать преступников, используя математические символы. Зарабатывайте баллы для своих классов. Например:
(5 б)
День второй.
Начнём день с паролей. Представители из каждого класса - свидетели, подготовили описание преступников.
- Подведем итог опроса. Мы узнали, что их было несколько человек. Это группировка.
Задание 7. Составить фотороботы преступников.
- Ребята, ваша задача нарисовать преступников, используя математические элементы, символы.
На стенде вывешиваются рисунки-фотороботы, нарисованные ребятами и надпись: «Внимание розыск!»
(5 б)
Задание 8. Проверка «подозреваемых» на детекторе лжи. Выполнение заданий
1) Под буквами зашифрованы числа: 0; 2; 4; 6; 8. Определите, какой букве, какое число соответствует, если: А < B; P< B; А > К; D< К.
Ответ: D=0, К=2, А=4, P=6, B=8
(5 б)
2) Найди лишнюю фигуру.
Ответ: а)
(5 б)
3) Загадки:
1) Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают всё на свете. (Цифры)
(5 б)
2) Плюс без палочки (Минус) (5 б)
3) Я люблю прямоту, Я самая прямая. Сделать ровную черту Всем я помогаю. (Линейка)
(5 б)
4) Фигура с равными углами и сторонами.
(Правильный многоугольник)
(5 б)
5) Несла женщина в корзине 10 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось в корзине? (Ни одного)
(5 б)
Задание 9.
- Ребята, завтра к урокам математики приготовить пароль в виде стихотворения из четырех строчек с элементами математики или про математику. Не забывайте про газеты к завтрашнему дню.[ 1 ]
День третий.
На уроки с паролем. Оценивание газет.
Задание 10. Из заданных букв составить слова.
- Итак, мы с вами идем по следам преступников. Нам уже известны улики, фотороботы и есть свидетели. Рассмотрим следы преступников. Так как один преступник из группировки потерял ботинки, то дальше он бежал босиком. На следах задания, которые нам нужно выполнить.
См. Приложение 3
(5 б)
Задание 11. Вычисли и найди лишнее выражение:
Задание 12.Вычеркните буквы : А; В; П. и получите математическое понятие.
В А М А Н В А О В Г А О В А У А В Г О П В Л А В А Ь П В А Н П И В А К
Ответ: многоугольник.
(5 б)
Задание 13. На следующий день, на уроки с паролем в виде песенки с математическим понятием или рисунок. Отмечаем итоги дня в газете.
Задание 14. Подготовить легенды, кроссворды или сказки.[ 1 ]
День четвертый.
На уроки с паролем. От каждого класса представитель читает легенды или сказки, то, что приготовили дома. Оценка от 5 б до 10 б.
Задание 15.
- Мы, ребята, проверяем все наши улики, материалы по делу, все показания свидетелей. Всё объединяем и представляем уже, как было организовано это преступление.Делаем перерыв. Заседание клуба «Любители кроссвордов».
1)
По горизонтали:
1) Число, получаемое при сложении. (Сумма)
2) Мера для измерения жидкости. (Литр)
По вертикали:
3) Фигура, получаемая при пересечении двух прямых. (Угол)
4) Название месяца. (Март)
(5 б)
2) Расставьте числа от 1 до 9 в клеточках так, чтобы во всех рядах была сумма 15
(10 б)
Задание 16. Пароль на урок – назвать известного математика и в чем его заслуги. Доклады о известных математиках.
(5 б) [ 1 ]
День пятый.
На урок с паролем. Чтение докладов.
Задание 17. Решить задание на отпечатках рук.
См. Приложение 4
(10 б)
Задание 18. Даны координаты точек:(0;0), (-1;1), (-3;1), (-2;3), (-3;3), (-4;6), (0;8), (2;5), (2;11), (6;10), (3;9), (4;5), (3;0), (2;0), (1;-7), (3;-8), (0;-8), (0;0). Построить точки и соединить их последовательно.
(10 б)
- Подведем итоги. Ребята, вы хорошо, активно потрудились. Всю неделю участвовали в конкурсах, решали задания, получали баллы. Нашли преступную группировку под названием «Беспредел». Преступники обязательно будут наказаны, а вы награждены. [ 1 ]
Награждение победителей и участников грамотами и медалями.
Список использованной литературы и ресурсов:
© 2015, Марченко Татьяна Ивановна 1093