СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Универсальные учебные действия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хотелось бы обсудить инструментарий сформированности универсальных учебных действий обучающихся начальных классов.

Годы реализации ФГОС выявили ряд проблем в российской системе образования, в том числе недостаточный уровень профессиональной готовности педагогов решать качественно новые задачи.

Особенность ситуации заключается в том, что, четко декларируя новый результат образования, стандарт и последовавшие за ним нормативно-рекомендательные документы не обеспечили педагогов механизмами достижения новых результатов. Поэтому для эффективной реализации идей, заложенных в стандарте, в общеобразовательных учреждениях идет процесс самостоятельной разработки необходимых технологических шагов.     

Современный учитель должен иметь не общее представление о каждом универсальном действии, а конкретное знание  о структурных компонентах, составляющих каждое УУД, промежуточных планируемых результатах, типовых заданиях для формирования промежуточных результатов, последовательности и сроках их формирования в течение обучения в начальной школе.

Так, например, одним из универсальных учебных действий в 4 классе является составление тезисного плана по прочитанному произведению. Вышеуказанное  умение состоит из структурных компонентов, которые учитель начинает закладывать уже с 1-го класса – умение читать, определять тему текста; во 2-3 - ем классах – делить текст на смысловые части и определять главную мысль каждой из них; и наконец, в 4-ом классе – составлять тезисный план по прочитанному.

Таким образом, в школе возникла необходимость в создании экспериментальной деятельности по проблеме «Мониторинг достижения метапредметных результатов освоения ООП НОО». В соответствии с принятым решением был создан приказ № 24 от 25.02.2013 г.

 (слайд 2  - приказ)

Иными словами, начавшаяся в МОУ МСОШ в 2013 году экспериментальная деятельность направлена на создание в начальной школе системы мониторинга сформированности метапредметных УУД, которые установлены междисциплинарными программами «Формирование универсальных учебных действий», «Чтение. Работа с текстом».

Далее было разработано положение об экспериментальной и инновационной деятельности; положение о творческих группах учителей; установлены сроки реализации экспериментальной деятельности с 2013-2015 г.  (3 года). Наряду с вышесказанным нами также определены непосредственные участники эксперимента, которые выполняют определенные функции – формирующая и контролирующая (слайд 3). Например, библиотекарь проводит наблюдение в ходе проведения внеклассных мероприятий, проверяет технику чтения; большая часть работы выполняется учителем – формирование УУД на уроках, составление КИМов, анализ работ и пр.

Деятельность творческой группы учителей МОУ МСОШ заключалась в следующем: изучение программы по учебным предметам, материалов проекта «Обновление системы управления начальной школы» «Информационно-методического центра» г. Томска на основании данных документов составлена схема мониторинга сформированности УУД по работе с текстом по годам обучения, часть которой представлена на слайде (слайд № 4).

Далее мы предоставляем более подробные пошаговые действия творческой группы. Во-первых, были изучены нормативные документы: ФГОС НОО и ООП (основная общеобразовательная программа) МСОШ (конкретно 2 подпрограммы – Чтение. Работа с текстом и программа формирования УУД). Затем изучены ПРО (планируемые результаты освоения) ООП НОО МОУ «МСОШ», которые различают базовый (выпускник научится) и повышенный (ученик получит возможность научиться) уровни. С учетом этих результатов мы распределили ПРО: 1) по годам обучения с 1-4 классы; 2) по функциональным обязанностям участников эксперимента. В итоге мы получили схему мониторинга. Каждому выполненному заданию присваивался балл. В 1-2 классах от 0 до 1 (0 – не усвоил, 1 –усвоил); в 3-4 класса от 0 до 2 (0 – не усвоил, 1-усвоил частично, 2-усвоил). Наряду с вышесказанным было определено расписание мониторинга 2 раза в год – промежуточный в 1-4 классах и итоговый в конце 4-го класса. В ходе всей работы перед нами встала проблема выбора инструментария мониторинга, для этого мы провели анализ УМК «Школа России» (следует отметить, что ни один УМК не приспособлен к новым стандартом, в том числе и «Школа России»). Далее мы выбрали два предмета – литературное чтение и окружающий мир, так как именно эти предметы позволяли проверить навык работы с текстом. Далее мы составляли КИМы следующим образом: брали текст из учебника и по его содержанию составляли задания, которые соответствовали следующим требованиям: они должны быть предметные и метапредметные.

Так, например, в 1 классе работа содержала следующие предметные и метапредметные задания; задания базового и повышенного уровня (слайд 5, 6, 7).

Учителями творческой группы была разработана пояснительная записка к работе, в которой определена бальная система оценивания и уровни компетентности ее выполнения обучающимися. К работе прилагается таблица, позволяющая отслеживать результаты в соответствии с выбранными критериями (слайд 8). На данный момент нами разработаны следующие продукты (слайд 9 ).

Результаты 1-го года экспериментальной деятельности позволяли отследить навык сформированности УУД каждого ученика, класса и школы в целом. При анализе мониторинга мы отмечали увеличение качества знаний по критериям:

 - находить в тексте конкретные аргументы, сведения, факты, заданные в явном виде;

 - составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;

 - определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

 - высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о прочитанном тексте;

 - вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

 - понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.

Наряду со всем вышесказанным были выявлены проблемы знаний по следующим критериям:

 - делить текст на смысловые части;

 - ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Далее мы представляем вашему вниманию, заполненную схему анализа выполнения работы обучающимся 4 класса (слайд 10, 11)

На завершающей стадии экспериментальной деятельности нами будут разработаны следующие методические продукты (слайд 12).

Для участников экспериментальной деятельности мы определили следующие положительные моменты – повышение квалификации и методической грамотности педагогов, изучение  содержания  ФГОС  ООП,  образовательных  технологий,  профессиональное  взаимодействие  в  рамках  экспериментальной  деятельности,  выработка  единой  профессиональной  позиции  по  отношению  к  ключевым  вопросам  ФГОС  и  подготовка  методических  материалов.  

И в заключении мы предлагаем педагогам осваивать содержание и технологии реализации стандартов и шире представлять практический опыт по данной проблеме, организовывать профессиональное обсуждение промежуточных результатов и повышать квалификацию по проблемам стандарта.

13.01.2015 15:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!