СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Хотелось бы обсудить инструментарий сформированности универсальных учебных действий обучающихся начальных классов.
Годы реализации ФГОС выявили ряд проблем в российской системе образования, в том числе недостаточный уровень профессиональной готовности педагогов решать качественно новые задачи.
Особенность ситуации заключается в том, что, четко декларируя новый результат образования, стандарт и последовавшие за ним нормативно-рекомендательные документы не обеспечили педагогов механизмами достижения новых результатов. Поэтому для эффективной реализации идей, заложенных в стандарте, в общеобразовательных учреждениях идет процесс самостоятельной разработки необходимых технологических шагов.
Современный учитель должен иметь не общее представление о каждом универсальном действии, а конкретное знание о структурных компонентах, составляющих каждое УУД, промежуточных планируемых результатах, типовых заданиях для формирования промежуточных результатов, последовательности и сроках их формирования в течение обучения в начальной школе.
Так, например, одним из универсальных учебных действий в 4 классе является составление тезисного плана по прочитанному произведению. Вышеуказанное умение состоит из структурных компонентов, которые учитель начинает закладывать уже с 1-го класса – умение читать, определять тему текста; во 2-3 - ем классах – делить текст на смысловые части и определять главную мысль каждой из них; и наконец, в 4-ом классе – составлять тезисный план по прочитанному.
Таким образом, в школе возникла необходимость в создании экспериментальной деятельности по проблеме «Мониторинг достижения метапредметных результатов освоения ООП НОО». В соответствии с принятым решением был создан приказ № 24 от 25.02.2013 г.
(слайд 2 - приказ)
Иными словами, начавшаяся в МОУ МСОШ в 2013 году экспериментальная деятельность направлена на создание в начальной школе системы мониторинга сформированности метапредметных УУД, которые установлены междисциплинарными программами «Формирование универсальных учебных действий», «Чтение. Работа с текстом».
Далее было разработано положение об экспериментальной и инновационной деятельности; положение о творческих группах учителей; установлены сроки реализации экспериментальной деятельности с 2013-2015 г. (3 года). Наряду с вышесказанным нами также определены непосредственные участники эксперимента, которые выполняют определенные функции – формирующая и контролирующая (слайд 3). Например, библиотекарь проводит наблюдение в ходе проведения внеклассных мероприятий, проверяет технику чтения; большая часть работы выполняется учителем – формирование УУД на уроках, составление КИМов, анализ работ и пр.
Деятельность творческой группы учителей МОУ МСОШ заключалась в следующем: изучение программы по учебным предметам, материалов проекта «Обновление системы управления начальной школы» «Информационно-методического центра» г. Томска на основании данных документов составлена схема мониторинга сформированности УУД по работе с текстом по годам обучения, часть которой представлена на слайде (слайд № 4).
Далее мы предоставляем более подробные пошаговые действия творческой группы. Во-первых, были изучены нормативные документы: ФГОС НОО и ООП (основная общеобразовательная программа) МСОШ (конкретно 2 подпрограммы – Чтение. Работа с текстом и программа формирования УУД). Затем изучены ПРО (планируемые результаты освоения) ООП НОО МОУ «МСОШ», которые различают базовый (выпускник научится) и повышенный (ученик получит возможность научиться) уровни. С учетом этих результатов мы распределили ПРО: 1) по годам обучения с 1-4 классы; 2) по функциональным обязанностям участников эксперимента. В итоге мы получили схему мониторинга. Каждому выполненному заданию присваивался балл. В 1-2 классах от 0 до 1 (0 – не усвоил, 1 –усвоил); в 3-4 класса от 0 до 2 (0 – не усвоил, 1-усвоил частично, 2-усвоил). Наряду с вышесказанным было определено расписание мониторинга 2 раза в год – промежуточный в 1-4 классах и итоговый в конце 4-го класса. В ходе всей работы перед нами встала проблема выбора инструментария мониторинга, для этого мы провели анализ УМК «Школа России» (следует отметить, что ни один УМК не приспособлен к новым стандартом, в том числе и «Школа России»). Далее мы выбрали два предмета – литературное чтение и окружающий мир, так как именно эти предметы позволяли проверить навык работы с текстом. Далее мы составляли КИМы следующим образом: брали текст из учебника и по его содержанию составляли задания, которые соответствовали следующим требованиям: они должны быть предметные и метапредметные.
Так, например, в 1 классе работа содержала следующие предметные и метапредметные задания; задания базового и повышенного уровня (слайд 5, 6, 7).
Учителями творческой группы была разработана пояснительная записка к работе, в которой определена бальная система оценивания и уровни компетентности ее выполнения обучающимися. К работе прилагается таблица, позволяющая отслеживать результаты в соответствии с выбранными критериями (слайд 8). На данный момент нами разработаны следующие продукты (слайд 9 ).
Результаты 1-го года экспериментальной деятельности позволяли отследить навык сформированности УУД каждого ученика, класса и школы в целом. При анализе мониторинга мы отмечали увеличение качества знаний по критериям:
- находить в тексте конкретные аргументы, сведения, факты, заданные в явном виде;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
- определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.
Наряду со всем вышесказанным были выявлены проблемы знаний по следующим критериям:
- делить текст на смысловые части;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Далее мы представляем вашему вниманию, заполненную схему анализа выполнения работы обучающимся 4 класса (слайд 10, 11)
На завершающей стадии экспериментальной деятельности нами будут разработаны следующие методические продукты (слайд 12).
Для участников экспериментальной деятельности мы определили следующие положительные моменты – повышение квалификации и методической грамотности педагогов, изучение содержания ФГОС ООП, образовательных технологий, профессиональное взаимодействие в рамках экспериментальной деятельности, выработка единой профессиональной позиции по отношению к ключевым вопросам ФГОС и подготовка методических материалов.
И в заключении мы предлагаем педагогам осваивать содержание и технологии реализации стандартов и шире представлять практический опыт по данной проблеме, организовывать профессиональное обсуждение промежуточных результатов и повышать квалификацию по проблемам стандарта.
© 2015, Корецкая Наталья Николаевна 677