СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одна из главных проблем правописания – пропуск букв. Возникает вопрос: почему же ученик пропускает буквы? В каждом частном случае причины разные, но можно выделить несколько основных. Как правило, это случается потому, что:
- ребёнок первый раз слышит это слово, и ни разу не встречал его написанным;
- недостаточно развит фонематический слух и навыки языкового анализа и синтеза;
- недостаточно сформирован навык самоконтроля при написании слов. Чаще всего дети пропускают гласные, согласные при стечении, не дописывают конец слова. К счастью, все эти проблемы успешно решаются.
Для решения проблемы «Пропуск букв» - набор игр в последовательности.
«Жмурки», «Хоккейный счёт», «Тормоза».
Игра «Жмурки». Написать слова или предложения с закрытыми глазами.
Условия. На чистом листе формата А4 пишем три раза по 5 слов или 3 предложения по 5 слов. Слова из четырёх-восьми букв. Скорость медленная, а быстро и не получится.
Оценка. Не оценивать ровность строки, промежуток между словами, разрыв слова или наложение после букв с верхним окончанием: б, ё, в, о, ю, э, ъ, ь, й. Не обращать внимания на орфографические ошибки по незнанию правил или словарных слов. Как правило, у нелогопедических детей с хорошим самоконтролем пропусков букв почти не бывает. Могут быть неполные буквы ш, щ, м, т и их соединения с буквами из крючочков и, л, ц.
Самоконтроль слабый, если количество ошибок больше, чем в аналогичных предложениях, написанных под диктовку с открытыми глазами. Также можно определить утомляемость (время длительности самоконтроля) непрерывного письма при сравнении написания начальных слов и конечных.
Игра с условным названием «Хоккейный счёт».
Правила. Ведущий называет слово, например, «ВЕТЕР», а игрок называет количество букв в каждом слоге в виде счёта – 2:3. Время на ответ 5 сек для слов до 6 букв и не более 10 сек для других.
Примеры.
ПАУКИ – 2:1:2, СТОЛ – 4:0, ВЕРБЛЮД – 3:4, ШКОЛЬНИК – 5:3.
Рекомендации.
Вводить условие выигрыша матча, например, до 5 или 10 побед или проигрышей.
Деление на слоги делать в разрыв между согласными. Например, КОШ-КА, а не КО-ШКА.
Игрок может записывать свой счёт для его проверки по загаданному слову.
Игра «тормоза». «ТОРМОЗА» включаются для руки после каждого слога в записываемом слове. В конце каждого слога школьник должен оторвать ручку от бумаги на короткое время. Хороший результат, если он сможет сделать все остановки в 5 словах подряд, не теряя обшей скорости письма более 15%.
И ещё об одной проблеме по самоконтролю и представлению образа слова. Рука школьника не успевает за мысленным представлением заданного слова, а само слово в его голове имеет размытый образ по местоположению букв да ещё внимание не концентрируется на текущей букве.
© 2019, Котинева Дарья Григорьевна 201