СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Логопедическое сопровождение учащихся
специальных (коррекционных)
классов VI вида
«Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». К.Д.Ушинский. Эти крылатые слова необходимы любому человеку, и особенно учителю-логопеду. Я стремлюсь, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья радовались успеху от каждого логопедического занятия и каждого дня, а учебный процесс был интересным и увлекательным.
Главной целью работы с детьми специальных (коррекционных) классов VI вида считаю:
* Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. (Задержка речевого развития у детей с ДЦП вызвана как поражением двигательных механизмов речи, так и спецификой заболевания, ограничивающего возможности для общения. Состояние артикуляционного аппарата в основном в предречевой период препятствует развитию артикуляционной моторики: лепет появляется лишь к 1,5-2 годам, первые слова к 3-3,5 годам)
Данные цели в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья достигаются мной через комплекс задач, главными из которых могу назвать следующие:
Свою профессиональную деятельность комплексно реализую по следующим основным направлениям:
I. Коррекционная работа проводится дифференцированно, с учетом формы заболевания. Для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности, где особое место принадлежит целенаправленной организации коррекционно-развивающих занятий.
Обследование устной и письменной речи: (методики Т.А.Фотековой, Т.А.Ткаченко, Г.А.Волковой; И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой, И.И.Мамайчук).
*Определение перспективы индивидуальной и подгрупповой работы.
*Сравнительный мониторинг результативности коррекционной работы.
Логопедическая работа при ДЦП отличается особой спецификой.
Для успешного решения задач, в коррекционной работе внедряю ИКТ – технологии, нетрадиционные формы деятельности. При коррекционно-логопедической работе:
При коррекционной работе с детьми с ОВЗ с нарушениями речи учитываю не только особенности графических навыков, но и такие особенности их двигательной сферы как, нарушение координации, неточность двигательных актов, несогласованность работы рук, скованность движений, недостатки плавности, ритмичности, трудности регулирования смены темпа движений.
В систему занятий включаю не только речевые задания, но и специальные упражнения на релаксацию, массаж ушек и лицевых мышц, дыхательно-голосовые упражнения, психогимнастики). Работа по формированию графических навыков включается в индивидуальные и подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, звукопроизношения, а также по коррекции письменной речи (дисграфии).
Наиболее эффективные из упражнений:
Массаж ушек приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживает мозговые системы в превосходном состоянии.
Масаж мимических мышц лица устраняет эмоциональное напряжение, снимают умственную усталость. Проводится как профилактика простудных заболеваний.Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в ЦНС человека. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.По насыщенности точками кисть не уступает уху и стопе.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а, значит, развивать речь ребёнка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. При планировании занятий включаю психогимнастики, дыхательно-голосовые упражнения, массажи подушечек пальцев, пальчиковых мышц.
Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца – на сердце.
Таким образом, использование специальных упражнений на логопедических занятиях предупреждает переутомление школьников с ОВЗ, избавляет от длительной неподвижности на занятиях, служит средством развития координации, пространственной ориентировки, чувства ритма, то есть создает основу для развития графическим навыкам.
Для успешного решения задач, в коррекционной работе с детьми с ОВЗ внедряю ИКТ – технологии, нетрадиционные формы деятельности. В занятиякак индивидуальные, так и подгрупповые, включаю различные тренажеры с использованием компьютера на основе программы «СИРС – Системы Интенсивного Развития Способностей», разработанной А.Н.Буровым, г.Новосибирск. Применение тренажеров программы СИРС способствует: формированию положительного отношения к процессу учения; повышению учебной мотивации; развитию познавательных процессов; развитию творческих способностей; развитию зрительного восприятия, зрительной памяти и понимания речи; формированию пространственных представлений; обогащению словаря путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов.
Внедряя в коррекционно-развивающий процесс комплекс упражнений, направленных на профилактику, коррекцию дисграфии; систематизировала наборы игр, упражнений, заданий игрового характера. Включение в логопедические занятия систематизированных наборов упражнений существенно повышает темп и качество формирования навыков письма учащихся с проблемами в обучении. Данная диаграмма соответствует успеваемости 4Д специального (коррекционного) класса. Динамика показывает, что с каждым годом дети допускают меньше ошибок.
II. Логопедическое консультирование
В данном направлении осуществляю свою деятельность в форме индивидуальных, групповых консультаций для родителей, учителей начальных классов. С целью обмена педагогическим опытом, на педагогических советах школы, МО учителей специальных (коррекционных) классов VII, VI вида проводила консультации
Логопедическое просвещение и профилактика включают в себя такие формы работы, как выступления на родительских собраниях, педагогических советах, заседаниях ПМПК. Для эффективной работы с родителями использую активные формы совместного сотрудничества. Большим успехом у родителей пользуются индивидуальные совместные занятия детей с родителями, которые расширяют сферу осознанности мотивов обучения и коррекции речевых нарушений. С целью просветительской работы среди родителей, мною разработаны рекомендации для родителей по преодолению трудностей в обучении школьников
-80%
© 2014, РЕВТЬ ИРИНА СТЕПАНОВНА 999