СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое сопровождение учащихся специальных (коррекционных) классов VI вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое сопровождение учащихся

специальных (коррекционных)

классов VI вида

             «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».       К.Д.Ушинский. Эти крылатые слова необходимы любому человеку, и особенно учителю-логопеду. Я стремлюсь,  чтобы дети  с ограниченными возможностями здоровья радовались успеху от каждого логопедического занятия и каждого дня, а учебный процесс был   интересным и увлекательным.

 Главной целью работы с детьми специальных (коррекционных) классов VI вида считаю:

*   Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. (Задержка речевого развития  у детей с ДЦП вызвана как поражением двигательных механизмов речи, так и спецификой заболевания, ограничивающего возможности для общения. Состояние артикуляционного аппарата в основном в предречевой период препятствует развитию артикуляционной моторики: лепет появляется лишь к 1,5-2 годам, первые слова к 3-3,5 годам)

  • Коррекция и восстановительная работа в развитии лексической системы языка, в овладении грамматической стороной речи (у детей с церебральным параличом наблюдается недостаточный уровень лексико-грамматической стороны речи. Ограниченность активного и пассивного словаря, это следствие трудностей передвижения детей с ДЦП. Дети забывают словесные обозначения предметов и вынуждены заменять их просто обозначением предметов.)
  • Преодоление специфических нарушений письма, обусловленных несформированностью языкового анализа и синтеза. (для большинства детей, которые слабо ощущают как органы артикуляции, так и положение своих конечностей,   характерны незнание языковых правил перефразирования, нарушение сочетаемости слов, неправильное построение предложений. Все это приводит к нарушению письменной речи. А это все формы дисграфии и дислексии)

Данные  цели в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья достигаются мной через комплекс задач, главными из которых могу назвать следующие:

  • диагностика компонентов речевой системы, с целью выявления характера, глубины и степени речевых нарушений;
  • своевременная профилактика и коррекция речевых нарушений у учащихся с целью предупреждения и преодоления неуспеваемости, обусловленной нарушениями речи;
  • проведение просветительской работы с целью профилактики речевых трудностей и оказания своевременной логопедической помощи

 

           Свою профессиональную деятельность комплексно реализую по следующим основным направлениям:

  • коррекционно – логопедическая деятельность;
  • логопедическое консультирование.

I. Коррекционная работа проводится дифференцированно, с учетом формы заболевания. Для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности, где особое место принадлежит целенаправленной организации коррекционно-развивающих  занятий.

Обследование устной и письменной речи:  (методики Т.А.Фотековой, Т.А.Ткаченко, Г.А.Волковой; И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой, И.И.Мамайчук).

*Определение перспективы индивидуальной и подгрупповой работы.

*Сравнительный мониторинг результативности коррекционной работы.

  Логопедическая работа при ДЦП отличается особой спецификой.

Для успешного решения задач, в коррекционной работе внедряю ИКТ – технологии, нетрадиционные  формы деятельности.  При коррекционно-логопедической работе:

  • Учитываю характер ведущей деятельности и возрастных особенностей детей с ОВЗ;
  • Применяю индивидуальные и групповые формы работы;
  • Внедряю технологии, в основе которых лежит опыт и рекомендации ведущих логопедов и дефектологов: И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой, Л.Т.Парамоновой, Е.А.Пожиленко, Е.В.Мазановой, И.И.Мамайчук и др.;
  • В занятия включаю различные тренажеры с использованием компьютера на основе программы «СИРС – Системы Интенсивного Развития Способностей», разработанной А.Н.Буровым, г.Новосибирск.

        При коррекционной работе с детьми с ОВЗ с нарушениями речи учитываю не только особенности графических навыков, но и такие особенности их двигательной сферы как, нарушение координации, неточность двигательных актов, несогласованность работы рук, скованность движений, недостатки плавности, ритмичности, трудности регулирования смены темпа движений.

       В систему занятий  включаю не только речевые задания, но и специальные упражнения на релаксацию, массаж ушек и лицевых мышц, дыхательно-голосовые упражнения, психогимнастики). Работа по формированию графических навыков включается в индивидуальные и подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, звукопроизношения, а также по коррекции письменной речи (дисграфии).

 

Наиболее эффективные из упражнений:      

       Массаж  ушек приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживает мозговые системы в превосходном состоянии.

Масаж мимических мышц лица устраняет эмоциональное напряжение, снимают умственную усталость. Проводится как профилактика простудных заболеваний.Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в ЦНС человека. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.По насыщенности точками кисть не уступает уху и стопе.

          Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а, значит, развивать речь ребёнка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. При планировании занятий  включаю психогимнастики, дыхательно-голосовые упражнения,  массажи подушечек пальцев, пальчиковых мышц.

   

Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца – на сердце.

Таким образом, использование специальных  упражнений на логопедических занятиях предупреждает переутомление школьников с ОВЗ, избавляет  от длительной неподвижности на занятиях, служит средством развития координации, пространственной ориентировки, чувства ритма, то есть создает основу для развития графическим  навыкам.

 Для успешного решения задач, в коррекционной работе с детьми с ОВЗ внедряю ИКТ – технологии, нетрадиционные  формы деятельности. В занятиякак индивидуальные, так и подгрупповые, включаю различные тренажеры с использованием компьютера на основе программы «СИРС – Системы Интенсивного Развития Способностей», разработанной А.Н.Буровым, г.Новосибирск. Применение тренажеров программы СИРС  способствует: формированию положительного отношения к процессу учения; повышению учебной мотивации;  развитию познавательных процессов; развитию творческих способностей; развитию зрительного  восприятия, зрительной памяти и понимания речи; формированию пространственных представлений; обогащению словаря путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов.

 

 

 

         Внедряя в коррекционно-развивающий процесс комплекс упражнений, направленных на профилактику, коррекцию дисграфии; систематизировала наборы игр, упражнений, заданий игрового характера. Включение в логопедические занятия систематизированных наборов упражнений   существенно повышает  темп и качество формирования навыков письма учащихся с проблемами в обучении. Данная  диаграмма соответствует успеваемости 4Д специального (коррекционного) класса.  Динамика показывает, что с каждым годом дети допускают меньше ошибок.

  

 II. Логопедическое консультирование

 В данном направлении осуществляю свою деятельность в форме индивидуальных, групповых консультаций для родителей, учителей начальных классов. С целью обмена педагогическим опытом, на педагогических советах школы, МО учителей специальных (коррекционных) классов VII, VI вида проводила  консультации

Логопедическое     просвещение  и профилактика  включают в себя такие формы работы, как    выступления  на родительских собраниях, педагогических советах, заседаниях ПМПК.   Для эффективной работы с родителями использую активные формы совместного сотрудничества.  Большим успехом у родителей пользуются индивидуальные совместные занятия детей с родителями, которые расширяют сферу осознанности мотивов обучения и коррекции речевых нарушений. С целью просветительской работы среди родителей, мною разработаны рекомендации для родителей по преодолению трудностей в обучении школьников

 

Категория: Логопедия
29.12.2014 09:48


Рекомендуем курсы ПК и ПП