СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для развития речи обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие фонетической стороны речи

1. Повторение серии слогов (СА - СА - ЗА, ША - ША - ЖА, ТА - ДА - ТА…)

2. Показать картинки с заданным звуком (ш, р, ж, к.) - молоток, еж, мак.

3. Сгруппировать картинки на 2 группы по наличию в них определённого звука.

4. Выделение гласного звука стоящего в начале слова (облако, аист…)

5. Выделить гласный звука стоящего в середине слова (рак, кит…)

6. Выделение гласный звука в конце слова (пила, очки…)

7. Выделение согласный звука в начале слова (танк, мышь…), в середине слова (бант, белка, груша…).

8. Определение первого и последующего звука в слове (корова, лошадь…)

9. Определение последовательности и количества звуков в слове (нос, рыба …)

10. Составление слова из последовательно данных звуков (К, О, Т, ).

11. Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности (А, Р, Ш).

Развитие звуко-слоговой структуры

«Колпачок»

Используем крышки с пластиковых бутылок синего и красного, зеленого цвета, карточки с открытыми, закрытыми слогами

«Комочки»

Деление слов на слоги: мы используем сигнальные карточки со словами разных цветов: односложные слова желтого цвета, двухсложные слова красного, трехсложные синего, четырехсложные зеленого

«Пуговицы»

Используем бусы из пуговиц для деления слов на слоги

«Вершины»

Используем веревку, сколько слогов в слове столько же узелков на веревке

«Конец слова за тобой»

Логопед передает предмет ребенку, произносит первый слог, ребенок, возвращая предмет, говорит второй слог, затем называет слово полностью

«Игра с мячом»

Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе

Развитие лексико-грамматического строя

1. Образование формы множественного числа с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, сосна, гора, береза).

2. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.

3. Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:

* Что ты любишь?

* Что ты нарисуешь красным карандашом? Желтым карандашом? И т.д.

4. Ответь на вопрос: Кто чем работает? По картинкам (маляр - кистью, парикмахер - ножницами).

5. Добавь слово к глаголу:

* рисовать - карандашом

* писать - ручкой

* копать - лопатой

* пилить - пилой

6. Назвать пары предметов по картинкам:

книжка с картинками

кошка с котятами

корзина с грибами

ваза с цветами.

7. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов (Мальчик рисует дом. Мальчик нарисовал дом).

8. Дифференциация пар с возвратными глаголами (мыть - мыться, причесывать - причесываться, прятать -прятаться, катать - кататься).

9. Согласование существительного и глагола настоящего и прошедшего времени:

Мальчик спал, девочка., дети.

Заяц бежал, лиса., звери.

10. Образовать уменьшительно-ласкательные формы существительного (дом - домик, лиса - лисичка).

11. Образовать уменьшительно-ласкательные формы прилагательного (рыжая рыженькая).

12. Образовать прилагательное из существительного (дерево - деревянный, железо - железный).

13. Образовать глаголы с различными приставками (налил - вылил, входят - выходят)

Развитие связной речи

1. Составь предложение по демонстрируемым действиям;

2. Составь предложение по картинке, по серии картинок;

3. Составь предложение по серии сюжетных картинок;

4. Игры на составление предложений: «Кто обогнал?» и т.д.;

5. Дополни предложения, отвечая на вопросы: «Таня рисует (что?), (чем?) (по картинкам, без картинок);

6. Вставь пропущенные слова в предложениях: «Я подошел к. (березе)»;

«Я поднял голову и увидел. (небо)».

Развитие чтения

1. Дифференциация сходных слогов и слов;

2. Чтение слогов и слов по подобию;

3. Чтение слогов и слов с подготовкой;

4. Чтение слов, отличающихся одной - двумя буквами или порядком их расположения;

5. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем;

6. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни;

7. Чтение скороговорок, двустиший с отработанными слоговыми структурами;

8. Чтение всего текста;

9. Чтение, нахождение ответа к рисунку;

10. Чтение самого красивого места в тексте;

11. Нахождение в рассказе самого длинного слова;

12. Чтение, пометка непонятных слов.

Развитие письма

1. Списывание с различными заданиями;

2. Работа со словосочетаниями, умение составлять предложения с ними;

3. Самостоятельный подбор примеров (слов, словосочетаний, предложений по заданию учителя);

4. Составление предложений по схемам;

5. Работа с деформированными предложениями и деформированным текстом;

6. Ответы на вопросы с предварительно поставленными грамматическими заданиями;

7. Творческий и выборочный диктанты;

8. Изложение и сочинение с грамматическим заданием (употребить в тексте данные прилагательные, поставить глаголы настоящего времени в прошедшее, изменить лицо местоимений);

9. Грамматический разбор - синтаксический, морфологический, фонетический.

Категория: Логопедия
07.11.2023 16:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!