Урок литературного чтения (3-ий класс)
Тема урока: «В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»».
Цели урока: знакомство со сказкой, развитие умения работы с текстом, формирование умения анализа литературного произведения с точки зрения характеров и поступков героев-антиподов, прививать любовь к родному языку, воспитание у ребенка потребности в труде.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс» авт. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, карточки с цитатами из текста, проектор, портрет писателя, выставка книг.
Этапы урока:
- Организационный момент — 2 мин.
- Проверка домашнего задания — 7 мин.
- Сообщение темы урока — 3 мин.
- Сравнительный анализ главных персонажей сказки — 17 мин.
- Работа с пословицами, сравнение русской народной сказки с литературной — 8 мин.
- Слово об авторе, работа с выставкой книг — 5 мин.
- Подведение итогов урока — 3 мин.
- Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с литературной сказкой «Мороз Иванович», написанной Владимиром Федоровичем Одоевским в XIX веке.
- Слово об авторе, работа с выставкой книг.
Владимир Федорович Одоевский (1804-1869) — известный литератор и общественный деятель. Он знал многих декабристов, его дом посещали Пушкин, Крылов, Жуковский, Лермонтов, Гоголь. Одним из первых он стал писать сказки специально для детей. В свое время это было большой новостью; даже сказки А.С.Пушкина и «Конек Горбунок» Петра Ершова не были написаны для детей — просто с течением времени они завладели этими сказками. «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович» — самые популярные его произведения для детей. Советую вам прочитать эти книги.
- Проверка домашнего задания.
- Хочется ли кому-то перечитать отрывки сказки?
- Прочитайте понравившийся отрывок.
- Какие мысли у вас возникли?
- Что было непонятно?
Стрепня — готовая еда;
затейница — выдумщица;
студенец — колодец;
перина — пуховик;
брильянты — драгоценные камни, отшлифованные и ограненные алмазы;
горемычная — жалкая, несчастная, несчастливая.
- В каком словосочетании дано это слово, как вы его понимаете?
- Сообщение темы урока.
- Кто герои сказки В.Ф.Одоевского?
- Не увидели ли вы интересную закономерность в описании героев?
- Можем ли мы, не читая сказки, дать характеристику героев?
- Сегодня на уроке мы проведем сравнительный анализ главных персонажей сказки.
- Сравнительный анализ главных персонажей сказки.
- Найдем и прочитаем отрывки из сказки, рассказывающие о девочках по следующему плану:
- имя;
- внешний вид;
- характер;
- поступки;
- встреча с Морозом Ивановичем.
Рукодельница
умная девочка;
рано вставала;
печку топила;
хлебы месила;
избу мела;
петуха кормила;
… за водой ходила;
скучать ей было некогда;
вставши с постели, за дело принималась.
- Какая девочка? (деятельная)
- Какой портрет нарисуем?
- Какие поступки совершает Рукодельница?
«Схватила лопатку, вынула пирожок, положила его за пазуху, подошла к дереву, потрясла его, золотые яблочки так и посыпались.»
- Какой это оборот «золотые яблочки»? (сказочный оборот) «Принималась взбивать снег, все прибрала, кушанье изготовила, платье починила и белье выштопала, руки окостенели, и пальчики побелели.»
- Как понимаете «окостенели»? Как кости гремят?
- Как понимаете побелели? Посмотрите, какие у вас?
Ленивица
в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, сядет к окошку мух считать: сколько прилетело, да сколько улетело; сидит горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно.
- Какая это девочка? (ленивая)
- Какой портрет нарисуем?
- Какие поступки совершает Ленивица?
«Мне себя утомлять, захочешь, сам выскочишь, успею набрать, как сами нападают, стану я себя утомлять да пальцы знобить, чтоб большого труда себе не давать, зачем себя трудить, каждую вещь особо варить, взяла было иголку, а с непривычки укололась; так ее и бросила.»
- Какие это герои?
(противоположные по характеру и поступкам — антиподы)
- Какими себе вы их представляете?
- Кто вам симпатичен?
- Каким вам представился Мороз Иванович?
- А какой автор? Кем он мог быть в сказке?
(Морозом Ивановичем)
- Работа с пословицами, сравнение русской народной сказки с литературной.
- Вы знаете, что в пословицах заложена народная мудрость. Соотнесите пословицы со сказкой:
- Труд человека кормит, а лень — портит.
- Под лежачий камень вода не течет.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Всякий человек у дела познается.
- Сказки мы любим и много читаем. Попробуем сравнить литературную сказку «Мороз Иванович» с русской народной сказкой «Морозко».
- Что в них общего?
- Чем они отличаются?
- Подведение итогов урока.
- Какую сказку мы сегодня разбирали?
- Что хотел сказать Владимир Федорович Одоевский в сказке «Мороз Иванович»?
- Какие люди ценятся?
- Вывод: главная тема сказок — борьба добра со злом, и эта сказка еще одно доказательство.
- Домашнее задание: сравнить две сказки, нарисовать иллюстрации, подготовить рассказ о герое, читать произведения В.Ф.Одоевского.
Оценки за урок.