СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Число 3. Цифра 3.
Цель урока: познакомить с составом числа 3, научить записывать число соответствующей цифрой.
Задачи урока:
следить за правильной посадкой во время письма и положением тетради при письме;
тренироваться в написании цифр, точек, узоров по образцу и самостоятельно;
работать над артикуляцией и правильным звукопроизношением;
учиться составлять рассказы по картинкам (прототипы задач);
учиться записывать примеры на сложение и вычитание с помощью знаков «плюс», «минус», «равно», отражающие состав числа 3;
тренироваться в различении множества, подмножеств и элементов множества;
учиться формулировать тему урока, задачи урока;
учиться делать выводы по итогам урока, оценивать свою деятельность на уроке.
Ход урока
- Покажите при помощи мимики своё настроение. Я вижу, что у всех хорошее настроение! А что надо делать при плохом настроении? (Подумать о хорошем и улыбнуться)
- Когда улыбаешься, настроение меняется само собой, поэтому улыбка может справиться с плохим настроением. А с хорошим настроением ученика ждёт успех, новые друзья, преодолеваются любые трудности!
Начнём работать!
- Потренируемся в правильном произношении звуков на примере скороговорки, чтобы чётко и правильно отвечать на уроке.
Скороговорка: Три сороки – три трещётки
Потеряли по три щётки:
Три - сегодня, три - вчера,
Три - ещё позавчера.
Повторяйте за мной.
А теперь самостоятельно.
- Кто уже догадался – какая тема нашего урока сегодня? (Число и цифра 3.)
/На эл. доске/
Слайд 1
Слайд 2
- А по вашему мнению – на что похожа цифра 3? (ответы детей)
Слайд 3
Беседа об истории возникновения числа 3
Древние люди не умели считать. Да и считать им было нечего, потому что предметов, которыми они пользовались – орудий труда – было совсем немного: один топор, одно копье… Постепенно количество вещей увеличивалось, и возникала потребность в счете.
В далекие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много – много лет начали продвигаться в счете. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда cчитали “один, два, много”, то после двух было “всё”. Поэтому число три, которое при счёте должно было идти за числом два, обозначало “всё”.
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Число 3 в литературных произведениях
Слайд 7
- Вспомните, в названии каких произведений три героя? А поможет вам загадка:
Возле леса на опушке
трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
кто герои этой сказки? ( Три медведя)
Слайды 8,9,10,11,12,13,14,15.
Задания
- Назовите «соседей» числа 3, какое число - сосед слева, какое число - справа? (2 и 4)
- Какие друзья поселятся в домике под №3? (1 и 2)
Упражнение в решении задач
Ёжик по лесу пошёл, Три яблока из сада
На обед грибы нашёл: Ёжик притащил.
Два - под берёзой, Самое румяное
Один - у осины. Белке подарил.
Сколько их будет С радостью подарок
В плетёной корзине? Получила белка.
2 + 1 = 3 Сосчитайте яблоки
У ежа в тарелке!
3 – 1 = 2
Мы считали и устали,
Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Ножками потопали: раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять считать начнём.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней.
- Откройте учебник на с. 58
- Сколько цыплят вы видите на рисунке? (У курицы три цыплёнка.)
- Как ещё показано число 3? (На циферблате, множеством точек)
Задание №1
- Какие предметы удобно считать тройками (по три)? Посовещайтесь в парах. (Грибы, морковь, перекладывая из корзинки; тройки хоккеистов, выходящих на лёд. А велосипеды? Не удобно так считать.)
Задание №3
/На эл.доске/
Задание №6
Подумайте, как расставить точки в кружки, чтобы соблюдалось правило – стрелка направлена от кружка с большим количеством точек к кружку с меньшим. /На доске./
- Откройте тетрадь на с. 46
Задание №1
ЦИФРА 3
- Обведите цифру точно по стрелкам. Должна получиться вот такая цифра (показать). Возьмите карандаш любого цвета, который больше всего вам нравится, который выражает ваше настроение.
- Раскрасьте справа любые три треугольника одним цветом.
- Как вы раскрасили? (варианты выполнения задания изобразить на доске).
- Подумайте, почему именно треугольники есть в этом задании, а не круги или квадраты? (У треугольника 3 угла и 3 стороны, а тема урока – Число 3.)
- Как получилось 3? 1+1+1 1+2 2+1
- Составьте рассказ по рисунку.
- Обведите и раскрасьте третью морковку. Ниже запишите решение.
2+1=3
- Составьте рассказ про зайчат и морковку (картинки на наборном полотне).
(Было 3 морковки. Прискакали зайчата и взяли 2 морковки. Осталась одна морковка.)
- Какое решение запишем?
3-2=1
- А если зайчата прибегали друг за другом, какая история получится?
(Было 3 морковки. Прискакал зайчик и взял 1 морковку, а потом прискакал ещё один зайчик и взял ещё 1 морковку. Осталась одна морковка.)
- Какое решение запишем?
3-1-1=1
Задание №2
- Добавьте нужное количество элементов в каждое множество. Что нужно дорисовать? Посоветуйтесь в парах. (Один цветок, чтобы получилось 2 и одну снежинку, чтобы получилось 3.)
Задание №3
УЗОРЫ
- Из каких элементов состоят узоры? (Из палочек и 3х точек.)
- Обведите по образцу фигуры на каждой строке и продолжите узор самостоятельно 2-3 раза.
- На свободных строчках придумайте свой узор, используя по три точки. Какие узоры у вас получились? Покажите соседу по парте.
Задание №4
ЗАПИСЬ ЦИФРЫ «3».
- Посмотрите внимательно на образец. В какой части клетки пишется цифра? Сравните верхний и нижний элементы цифры 3. Что можете сказать? (Цифра пишется в правой части клетки, верхний полуовал меньше нижнего, нижний элемент больше.)
- Посмотрите, как правильно следует писать цифру 3.
/Показ написания цифры 3 учителем на доске/
Слайд 16
- Покажите, как нужно правильно сидеть при письме.
- Как держат ручку?
- Как лежит тетрадь при письме?
- Обведите цифру 3 несколько раз по образцу, продолжите написание самостоятельно, опираясь на точки.
- Обвести и раскрасить машинки можно самостоятельно. Одинаковые машинки раскрасьте одним цветом.
Задание №5
ЧИСЛО и ЦИФРА
- Обозначьте цифрой количество предметов на каждой картинке.
- Сколько роз нарисовано? (3) Покажите на числовом веере.
- Сколько яблок? (2) Покажите на числовом веере, и т.д. …
… …. … … …
«Танец маленьких утят»
Слайд 17, 18
Ребусы: 3 кота Ж
С 3 Ж
3 Б /л/уна
- Повторим счёт в прямом и обратном порядке
/ на эл.доске/
Слайд 19
- О чём говорили на уроке?
- Что мы повторяли на уроке?
- Чем отличаются число и цифра? (Числа считаем, а цифры пишем.)
- Как можно получить число 3? (1+1+1; 1+2)
- Назовите соседей числа 3. (2 и 4)
- Какие задания выполняли? Для чего?
- Где могут пригодиться знания?
- Что нового узнали? Чему удивились на уроке?
- Что больше запомнилось? Понравилось?
- Какое задание было интересно выполнять?
- О чём расскажете дома?
- С каким настроением заканчиваете урок?
- Оцените свою работу на уроке. ( В тетради нарисовать смайлик – настроение).
- За какую работу могли бы похвалить себя?
- Кого хотели бы похвалить за работу на уроке? Почему?
- Кто помогал своим товарищам?
- Кому требуется помощь учителя? Что было сложно? Что просто?
- Над чем ещё нужно поработать?
- Сегодня очень хорошо работали …
- Лучше всех слушали объяснение…
- Самыми наблюдательными были …
- Лучшими помощниками оказались…
© 2015, Григорьева Ольга Сергеевна 1696