СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра «Личная гигиена и первая помощь при повреждениях кожи» ( конкурсно – познавательная программа для учащихся 5 классов)

Цель: сохранение психического и физического здоровья учащихся.

Задачи:

1. Сформировать представления о здоровье и его составляющих.

2. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и положительные качества личности. 3. Познакомить ребят с актуальностью проблемы соблюдения личной гигиены кожи, глаз, ротовой полости для сохранения здоровья. 4. Дать понятия о значении витаминов А, В, С, Д.

5. Сформировать представление о насекомых, угрожающих здоровью человека.

6. Воспитывать потребность вести здоровый образ жизни.

7. Развивать внимательность, наблюдательность и интерес к проблеме здоровьесбережения.

Оборудование: ПК, телевизор, презентация, слепок верхней и нижней челюсти человека с полным набором зубов, муляж зуба человека, поврежденного кариесом, зубная щетка, продукты, богатые витаминами А, Б, С, Д, жевательные резинки, призы (аскорбиновая кислота, гематоген, зубные щетки).

Ход мероприятия.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Обратили ли вы внимание на то, что приветствуя вас, я пожелала вам здоровья. Это доброе, хорошее слово при встрече обычно говорят не случайно. Ведь здоровье – это драгоценный дар, который человек получил от природы.

Сегодня мы с вами постараемся узнать, что такое здоровье, здоровый образ жизни, каковы его слагаемые.

Надеюсь, что после нашего занятия вы будите внимательнее относится к своему здоровью.

Этот урок мне помогли подготовить ученицы 8 класса – Агнесса, Полина и Яна. В этом учебном году на уроках биологии они успешно изучили организм человека и теперь хотят поделиться с вами тем, как бережно относиться к своему здоровью.

Яна: Ребята, всем привет! Мы, ученицы восьмого класса, Агнесса, Полина и Яна, расскажем вам немного о правилах личной гигиены. Ну и скукотища, подумаете вы.

Агнесса: Нет-нет! Скучно не будет, мы обещаем! Все это будет проходить в формате игры. Хотите узнать, как именно? Тогда мы вам расскажем. Итак, у нас есть эта шляпа, в которой есть все вы. Да-да, не удивляйтесь. Может вы заметили, что у вас на партах номера? Первая цифра - номер ряда, вторая - номер парты, а третья - ваш вариант. В итоге число каждого из вас есть на одной из бумажек в этой шля-пе. Когда наступит время игры, мы по очереди будем вытягивать номера, вызывая одного из вас отве-тить на наш вопрос. Если вы отвечаете правильно, то получаете балл, который позже поможет вам выиграть кое-что вкусное/интересное.

Яна: Но, будьте аккуратны, если вы будете шуметь или подсказывать, то баллы будут отниматься. Не беспокойтесь, все просто. Сначала вы внимательно нас послушайте, а затем покажите полученные знания. Веселой всем.

*не дает договорить музыка из “Жить здорово”*

Полина: Привет, дети! Как ваше здоровье? Я – Елена Малышева, видели, наверное, меня по телевизору? Я вам сейчас такое расскажу. А вы знали, что если кушать козявки, то будет.

Агнесса: Постой-ка. Полина, ну хватит тебе! Все ведь знают, что никакая ты не Елена Малышева!

Полина: Ну вот! Спалили.

Яна: Ты можешь так и лапши на уши навешать.

НАЧИНАЕМ НАШ УРОК

Агнесса: Ребята, кто-нибудь знает, что такое личная гигиена?

Гигиена берет свое начало с очень древних времен. Впервые на гигиенические проблемы обратил внимание основоположник научной медицины греческий врач Гиппократ. Наука, которая занимается изучением гигиенических норм, требований и правил, называется гигиеной. Ее название происходит от имени богини Гигиеи – богини здоровья в греческой мифологии.

Личная гигиена — это поведение человека, направленное на гигиеническое содержание тела (кожи, волос, ногтей, зубов), обуви и одежды, жилища, закаливание организма. Является неотъемлемой частью здорового образа жизни.

Итак, начнем с гигиены кожи.

Кожа человека защищает организм от всевозможных воздействий окружающей среды. Соблюдение чистоты тела очень важно, ведь кроме защитной функции она выполняет множество других. Расскажем о ней немного.

Яна: Кожа – самый большой орган в человеческом теле.

Самая тонкая кожа у вас на веках – около 0,2 мм.

Самая толстая кожа у вас на стопах – около 1.4 мм.

Сам пот не имеет запаха, и именно благодаря бактериям появляется запах тела.

Ваша кожа – это микромир, в котором живет около 1-го миллиарда отдельных бактерий.

Агнесса: Вы знаете сколько раз в неделю нужно мыться (ванна, душ, баня)?

Яна: Через кожный покров человека за неделю выделяется 300г сала и до 7 литров пота. Чтобы защитные свойства кожи не нарушались необходимо эти выделения регулярно смывать. В противном случае на коже создаются благоприятные условия для размножения микроорганизмов.

Полина: А как нужно следить за чистотой рук и ногтей?

Открытые участки кожи особенно подвержены загрязнению. Грязь с рук и ногтей может попасть в рот через пищу.

Полина: Фууу! А что насчет зубов? Как часто их нужно чистить и чем?

Агнесса: Если некоторое время не чистить зубы, они покрываются налетом, на них откладывается зубной камень. Чистить надо не только наружную, но и внутреннюю поверхность зубов. Но чистить зубы тоже нужно уметь правильно. Сейчас мы научим вас!

*показываем*

Полина: - Погодите-ка! А жвачка на что? А в рекламе сказали, что ей тоже можно зубы чистить! Правда, ребята?

Яна: - Ты права! Но не совсем. Да, конечно, определенная польза в жвачке есть - она очищает зубы от остатков еды. Во-вторых, во время жевания активно вырабатывается слюна – природный очиститель зубов. И, конечно, жвачка маскирует неприятный запах.

Полина: - Оо, вот это тема! *пытается запихнуть в рот кучу жвачек*

(Вместе, затем Яна) - СТОООООООЙ! Не все так просто! Когда в наш организм попадает еда, то в желудке начинает выделяться кислота, которая помогает переваривать пищу. Но если самой пищи нет, а есть только вкус, способствующий выделению кислоты, то эта самая кислота начинает разъедать стенки желудка! Именно поэтому жевать жвачку можно после еды и только 5-10 минут.

Ребята, не забывайте, что потом вся эта полезная информация будет в вопросах! Запоминайте. Ну и, конечно же, это вам не раз пригодится в жизни.

Полина: А как же ГИГИЕНА ГЛАЗ?

Агнесса: Одна из основных задач человека – беречь свои глаза. Кто-нибудь знает, как это делать?

  • не читать в темноте;

  • не читать при ярком свете;

  • запрещается читать лежа;

  • нельзя читать в транспорте.

Полина: А как правильно работать за компьютером?

Агнесса: Сохранять дистанцию от глаз до монитора. Монитор должен находиться на расстоянии вытянутой вами руки. Проработав 40 минут нужно делать перерыв. Для каждого будет полезна зарядка для глаз. Сейчас мы научим вас ее делать. Она вам очень пригодится, запоминайте. Она быстрая, несложная и очень полезная.

Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что у вас есть супер сила – лазерное зрение. Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе лучами лазера. Что именно, не важно. Напишите разные буквы, названия городов и стран. Нарисуйте домик с дымом из трубы, просто кружочек или квадратик.

Полина: Или. испепелите недруга. *девочки бросают недовольные взгляды на Полину*

Полина: А что такого?

Яна: Теперь у нас есть для вас небольшое задание. Видите эти продукты? (либо на экране либо живьем) Они разложены на несколько кучек. Кто угадает, по какому признаку рассортированы продукты – получит 3 балла. (по витаминам)

НЕМНОГО О ВИТАМИНАХ

Агнесса: Витами́ны — группа веществ, необходимых для организма человека. Витамины содержатся в пище (или в окружающей среде) в очень малых количествах.

Витамин А

Недостаток витамина А вызывает куриную слепоту, нарушение обмена веществ и сухость слизистых. Богаты витамином А такие продукты, как морковь, яичный желток, петрушка,шиповник.

Яна: Сырая морковь богата каротином – веществом, из которого в организме человека образуется витамин А. Но усвоение каротина очень незначительно. А вот если к моркови добавить животные жиры (сметану, бутерброд со сливочным маслом), усвоение каротина возрастет в десятки раз.

Полина: Оо, вот это я люблю!

Агнесса: Витамин В

Недостаток витамина В вызывает расстройства нервной системы: быструю утомляемость, бессонницу, головную боль.

Богаты витамином В: чёрный хлеб, цельные злаковые культуры, крупы, мясо

Яна: Витамин С

Недостаток витамина С вызывает снижение работоспособности, усталость, ухудшение иммунитета

Богаты витамином С: все овощи и фрукты, особенно лимон, смородина.

При термической обработке большая часть витамина С разрушается, поэтому старайтесь употреблять сырые фрукты и овощи.

Полина: Витамин D

Недостаток витамина D вызывает нарушение обмена кальция и фосфора, вследствие чего развиваются болезни скелета.

Богаты витамином D: жирные сорта рыбы: сельдь, лосось, сардины, сливки, сметана Рыбий жир – это концентрат витамина D. Его пьют по назначению врача. Под влиянием солнца витамин D образуется в коже человека.

Агнесса: А теперь отвлекитесь, закройте глаза представьте: вы приехали с семьей или друзьями на природу. Свежий воздух, пение птиц, запах шашлыка, что может испортить этот прекрасный день? К сожалению, в таких местах обитает большое количество насекомых, например, клещи, осы, пчелы, комары. Их укусы вызывают болевые ощущения. Сейчас мы вам расскажем, как вести себя, чтобы предотвратить неприятности или если вас уже укусило одно из этих существ.

Яна: Эти насекомые могут быть и переносчиками инфекционных заболеваний. Поэтому, находясь в местах, где много комаров, мошек, слепней, следует закрывать по возможности все части тела одеждой.

Полина: Определённую опасность для человека, находящегося в природных условиях, представляют и другие насекомые: пчёлы, осы, шмели, шершни, если растревожить места их обитания. Гнёзда лесных пчёл и ос располагаются на деревьях, шершней — в дуплах деревьев, а шмелей — в подземных норах. Лучше их обходить стороной и не тревожить.

Жало пчелы имеет вид гарпуна и снабжено 8—10 зазубринами, которые не позволяют целиком извлечь его после укуса. Жаля, пчела отрывает своё жало с частью брюшка, оставляя его в теле жертвы, тем самым нанося себе смертельную рану. В этой части брюшка находятся ядовитые железы, которые продолжают впрыскивать в ранку яд уже после того, как пчела улетела. На такой отчаянный шаг насекомые идут только в состоянии беспокойства, если их гнезду грозит опасность.

Агнесса: Во второй половине лета много неприятностей могут принести осы и шершни. Они слад-коежки и слетаются на запах фруктов, варенья, конфет. Эти насекомые очень агрессивны и нападают без особого повода. Жало у ос и шершней длиннее, чем у пчёл, и не имеет зазубрин, поэтому они способны жалить многократно. Шмели считаются более миролюбивыми, чем пчёлы, и нападают крайне редко, так как причин для волнений относительно своего жилища у них меньше.

Яна: После укуса пчелы, осы, шмеля или шершня на коже человека образуется зудящая припухлость. Для некоторых людей укус может быть очень опасен: спустя 5 мин появляется болезненный волдырь, который увеличивается в течение двух суток. Могут появиться и более серьезные последствия, тогда уже нужно обратиться к врачу.

Помня об этом, в походе желательно обходить стороной места обитания этих насекомых, а тем более не разорять их гнёзда. Если во время движения вы случайно потревожили рой пчёл, следует замереть на несколько минут, пока насекомые не успокоятся, а затем осторожно покинуть опасное место.

Полина: Также в лесу обитают клещи. Это очень маленькие существа, похожие на жуков. Они являются переносчиками тяжелых болезней. В поисках наиболее "сочного" мечта, клещ, может залезть на вас. Заметить их укус сначала почти невозможно, но стоит быть осторожным и осматривать себя после каждой поездки за город. Для того, чтобы вытащить клеща, пошатайте тельце из стороны в сторону, чтобы разрушить клейкие вещества внутри ранки. Возьмите тельце как можно ближе к голове и мягким движением потяните вверх.

Агнесса: А сейчас начнется самое интересное! Не упустите свою возможность выиграть приз!

НАСТАЛО ВРЕМЯ ИГРЫ!

Яна: Правила: С помощью жребия мы определим, кто из вас пойдет отвечать. Мы задаем вопрос и предлагаем четыре варианта. Если вы знаете ответ, то говорите и получаете один балл. Если нет, то ничего страшного, но право отвечать перейдет к вашему однокласснику, который первый поднимет руку после команды "ОТВЕТ"

(Полина задает шуточные вопросы, Яна и Агнесса - обычные)

Агнесса: Как жевать жвачку, чтобы она не навредила? Дополнительный балл – объясните почему (по желанию)

а) в течение часа перед сном

б) не жевать вообще, в жвачке нет пользы!

в) сколько хочешь, но на голодный желудок

г) пять-десять минут после приема пищи

Полина: Что образуется на нашей коже ежедневно и требует смывания?

а) масло и торт

б) сало и пот

в) бекон и компот

г) мазут и сажа

Яна: Какой витамин может вырабатываться под влиянием Солнца?

а) А

б) Б

в) С

г) Д

Агнесса: Как витамин А усваивается лучше?

а) с растительным жиром

б) с животным жиром

в) с бутербродом с колбасой

г) с зеленью

Яна: Почему пот имеет неприятный запах? (без вариантов ответа)(2 балла)

Продукты перемешаны. Рассортируйте их снова по содержанию витаминов (3 балла)

Полина: Чем опасны клещи?

а) они выглядят мерзко и оскорбляют мои чувства поэта

б) они злые и могут откусить ногу

в) они переносят заболевания

г) они переносят грузы

Агнесса: На каком расстоянии должен находиться монитор компьютера?

а) 1 метр

б) 10 сантиметров

в) на расстоянии вытянутой руки

г) на расстоянии вытянутой ноги

Время подсчитать баллы. Самые активные игроки получают небольшие, но очень полезные призы!

Полина: Ну вот и все! Это был последний вопрос.

А теперь вручаем призы.

Все: Всем пока! Будьте здоровы, следите за своей гигиеной и будьте осторожно в лесу! Пока-пока!

Заключительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы говорили о том, что здоровье – это самая большая ценность для человека. На наше здоровье влияет множество факторов. Но очень много зависит и от нас. Чтобы быть здоровыми, чтобы жить долго и счастливо, нужно вести здоровый образ жизни. Правильное питание, режим дня, занятия спортом, закаливание, гигиена, отказ от вредных привычек. И это под силу каждому человеку.

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Вот и подошел к концу наш урок. Что нового вы узнали на нем?

Какие правила личной гигиены позволят нам сохранить здоровье?

С каким настроением вы уходите с урока?

Вам понравилась игра? Хотите, чтобы мы снова провели вам урок в следующем году?

Используемая литература:

  • интернет –учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», авт. В.Н.Латчук, В.В. Марков;

  • ресурсы (http://fcior.edu.ru/, school-collection.edu.ru и др.),

  • Криволап Н.С. Здоровье на тарелке – Минск : Красико-Принт, 2005. – 128 с.

  • Кривош Е. Н. Игра –путешествие «Откуда берутся грязнули?» ПедСовет. – 2006. - № 10. – С. 12-14.

  • Крылова И. Н. Береги здоровье смолоду! Педсовет. – 2006. - № 10. – С. 8-10.

  • Лисина Н. В. Зубы и уход за ними. Начальная школа. – 2004. - № 8. – С. 56-58.

  • Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] – Режим доступа: http//www.edu.ru.

  • Феоктистова, В. Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии: опыт работы методического объединения учителей начальных классов В. Ф. Феоктистова. – Волгоград : Учитель, 2008. – 121 с.

  • Яковлева, Е. Н. Дни здоровья. Последний звонок. – 2007. - № 10. – С. 13.

Категория: Биология
04.04.2019 10:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!