СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.С. Высоцкий на уроках литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известно, что в поле внимания Высоцкого попадали и творчески переосмыслялись такие пласты культуры, как античность и Библия, русский фольклор и классика XIX столетия, поэзия Серебряного века и авангард, городской романс и блатная песня. Однако включение всего этого обширного материала в школьную программу по литературе – возможная задача на будущее для учителей-словесников, любящих и понимающих поэзию Высоцкого. Отбор поэтического материала для уроков литературы и внеклассной работы нужно осуществлять, во-первых, по принципу рассмотрения его в контексте как русской литературной традиции, так и мировой культуры, во-вторых, органического слияния его песен с темами традиционного школьного курса.

Богатство тематической и языковой палитры поэзии Высоцкого позволяет при желании обратиться к некоторым сторонам его творчества уже в 5 классе в дополнение к программному материалу двух тем: «Устное народное творчество (фольклор)» и «А. С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила».

Изучение на уроках литературы в 5 классе русских народных и литературных сказок, проникнутых глубокой верой в победу добра и справедливости, можно дополнить знакомством детей с песнями-сказками Высоцкого. Сказочные и фантастические элементы, можно заметить, широко применялись им. Однако, используя традиционные сюжеты, он искал свои пути для творческой интерпретации знакомых сказок. Чаще всего он оставлял два-три вроде бы знакомых героя, делая их неузнаваемыми. Получались антисказки.

Подготовка к уроку включает чтение, прослушивание и разбор таких песен-сказок, как «Странная сказка», «Сказка о несчастных сказочных персонажах», «Песня-сказка о нечисти», «Про дикого вепря». При рассматривании фольклорных традиций в песнях-сказках Высоцкого следует обратить внимание учащихся на героев этих песен, знакомых ребятам по русским народным сказкам, на перекличку сюжетных ситуаций, встречающихся в песнях и народных сказках, на устойчивые сказочные выражения, на художественные особенности песен-сказок, на элементы сказочной фантастики. Обратимся к сюжету песни «Про дикого вепря», восходящему к лубочному сборнику «Дедушкины прогулки» (на рубеже XVIΠ-XIX веков он выдержал несколько изданий), а от него – к переводной «Истории семи мудрецов». Известны и литературные обработки сюжета, например, «Сказка о пастухе и диком вепре» И. Языкова, текстуально близкая песне Высоцкого/ Если в сказке И. Языкова рыцарь борется с чудовищем, побеждает и идет под венец с принцессой, то в антисказке Высоцкого все наоборот: «опальный стрелок» сначала бороться не хочет, в конце концов соглашается, но, победив, требует «портвейна бадью». Спасая родное королевство от страшного зверя, он категорически отказывается принять в качестве награды королевскую дочку и убегает, чтобы не идти с ней под венец, чем «принцессу с королем опозорил». Вместо забавной сказки рождается притча о свободолюбивом человеке, противостоящем королевской власти, притча, основной смысл которой – показать независимость стрелка, который по этой причине оказывается «в опале». На примере песни «Сказка о несчастных сказочных персонажах» (первоначально имевшей название «О несчастных лесных жителях») учащиеся имеют возможность проследить, как разные «отклонения» от привычного сказочного варианта приобретают у поэта новые смысловые оттенки. Ситуация здесь как будто традиционная: живущую «в заточении» царицу охраняет поставленный Кощеем зверь «с семью главами, о пятнадцати глазах». Но герои в песне Высоцкого совсем не такие, как в известной сказке. Все они несчастны: и чудище, которое «от большой тоски по маме вечно. в слезах», и Кощей, который от любви к царице «высох и увял», и Иван-дурак, и баба-яга, которая тоже «по-своему несчастная». Финал песни оборачивается, с точки зрения обычной сказки, полным абсурдом, когда «умер сам Кощей, без всякого вмешательства», а освобожденная царица тоже оказывается «несчастной». Дав прослушать песню-сказку, учитель просит ребят высказать свое отношение к традиционному сказочному герою Ивану. Следует обратить внимание на то, что в народных сказках («Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо») на первый план выдвигаются такие качества, как смелость, решительность, отсутствие жалости к врагу, а в песне Иван выглядит добрым и гуманным: герой Высоцкого явно жалеет всякую «нечисть»/

Традиционные для русской сказки образы-персонажи встречаются и в широко известной «Песне-сказке о нечисти», действие которой разворачивается в «заповедных и дремучих страшных Муромских лесах». Это и леший, и кикиморы, и Змей Горыныч, и вампиры. Все они несут зло человеку и готовы расправиться с каждым, кто попадет в их владения. В песне звучит иронично-серьезный рефрен: «Страшно, аж жуть!» Не случайны глаголы, указывающие на злодеяния нечисти: «защекочут», «уволокут», «заграбастают». Шутливый характер песни-сказки становится понятен, когда мы видим, что в роли заступника и избавителя людей выступает Соловей-разбойник, знакомый ребятам по былине «Илья Муромец и Соловей разбойник». Именно он разгоняет всю лесную нечисть.

Представить мир старины, показать неповторимую атмосферу русской ярмарки, где все поет и играет, помогают песни «Скоморохи на ярмарке» и «Песня Марьи» (из кинофильма «Иван да Марья»).

После прослушивания «Скоморохов на ярмарке» ребятам предлагается ответить на вопрос:

• каков характер героев, присутствующих в этой песне: Балды, Емелюшки, Черномора, Гусей-лебедей, «берегов кисельных» и «рек молочных»?

Веселую, задорную песню о ярмарке сменяет грустная и нежная песня Марьюшки, написанная в лучших традициях русских народных песен о верности суженому, о чистой, искренней любви.

Особо следует сказать о пословицах и поговорках, широко используемых в лирике Высоцкого. Разнообразные по своей тематике, в песнях Высоцкого они выполняют различные смысловые и эмоциональные функции, создают особый эффект разговорной речи, придают стихам в одних случаях мягкость и лиричность, в других – комический или сатирический колорит, передают склад мысли персонажа или лирического героя. Часто встречаются в песнях Высоцкого и так называемые постоянные эпитеты, как мы знаем, очень характерные для фольклора, например, «в чистом поле», «лес густой», «студеная вода», «последний приют» и т. п. Следование фольклорным традициям позволяло Высоцкому не только значительно обогащать языковую структуру своих произведений, но и помогало ему выразить народное мироощущение, что справедливо подметил Ю. Трифонов: «По своему человеческому свойству и в творчестве он (Высоцкий) был очень русским человеком. Менталитет русского народа Высоцкий выразил, как, пожалуй, никто другой, коснувшись при этом глубин, иногда уходящих очень далеко»/ Подводя итоги разговору о фольклорных традициях в поэзии Высоцкого, нужно отметить, что для поэта обращение к фольклору – это прежде всего обращение к нравственно-психологическим истокам, к художественным формам, в которых он искал отражение национального характера.

Стихотворная пародия В.Высоцкого.

Пушкин был одним из любимых поэтов Высоцкого в зрелые годы его жизни: пушкинский портрет украшал одну из стен его кабинета. Поэтому естественно, что пушкинские мотивы нашли своеобразное преломление в творчестве Высоцкого, о чем вполне уместно вспомнить при изучении Пушкина в 5 классе. Уже в ранних юмористических стихах 60-х годов Высоцкий использует пушкинские сюжеты и образы. При изучении пролога поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» материал урока может быть дополнен прослушиванием и разбором песни Высоцкого «Лукоморья больше нет». Она, легко увидеть, прямо восходит к литературному источнику, который, в свою очередь, опирается на фольклорную традицию. Чтобы понять, насколько оправдано было такое обращение к пушкинскому сказочному миру, сошлемся на суждение В. Новикова: «Пушкинский текст понадобился Высоцкому, чтобы достигнуть полноты, сатирической полноты, чтобы на основе сказки выстроить смелую и решительную антисказку. Так что для Пушкина оскорбительного здесь ровным счетом ничего нет. Думаю, что Александр Сергеевич на такую переделку не обиделся бы. Ведь он сам кого только не переиначивал! В той же поэме «Руслан и Людмила» Жуковский пародируется, да и над своими собственными персонажами автор подшучивает: помните, как автор сравнивает Черномора с коршуном, а Людмилу – с пойманной курицей. По существу, автопародия.». В своей песне Высоцкий как бы разрушает пушкинско-сказочный мир: "Лукоморья больше нет". Работа над этим стихотворением дает возможность познакомить ребят с пародией – литературным жанром, используя который автор либо иронически подражает внешним особенностям творческой манеры другого писателя, либо сообщает новый смысл характерной форме известного произведения. В чем пародийность стихотворения «Лукоморья больше нет»? Прежде всего в том, что знаменитый пушкинский сюжет использован для показа современной повседневности. Здесь уместен вопрос к ребятам: «Какие персонажи песни узнаются в действительности 70-х годов и какими они представлены у Высоцкого?» Обычно они называют и дядьку тридцати трех богатырей, который был груб и туп с окружающими, имел «свой участок под Москвой», и Кота, который, получив гонорар, стал «разить перегаром на гектар», и Черномора, хитрого и коварного.

Вместе с учителем учащиеся приходят к итогу, что сравнение современной поэту действительности со сказочным миром Лукоморья позволяет Высоцкому вынести приговор реальной жизни.

В жизни, с грустью замечает современный поэт, нет места сказке, как нет места и для многих высоких и чистых чувств, воспетых Пушкиным. Нынешние сказочные герои живут, увы, подобно обычному обывателю: пьянствуют, склочничают, норовят урвать кусок побольше. Почему в конце стихотворения Высоцкий и приходит к неутешительному и достаточно резкому в условиях того времени выводу.

Подобный протестный контекст антисказок зачастую и привлекал слушателей песен Высоцкого к его поэзии, носившей сатирический характер.

Таким образом, с помощью творчества в.Высоцкого можно разнообразить материал отдельных тем и углубить представление учащихся о поэзии второй половины 20 века.

Категория: Литература
04.02.2019 13:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!