СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Немного теории.
Обучение грамматике преследует две основные цели: 1. Научить учащихся грамматически правильно оформлять свои устно-речевые высказывания; 2. Научить учащихся распознавать грамматические явления при чтении и аудировании, и при этом уметь извлекать содержательную информацию.
Существуют разные подходы к формированию грамматических навыков:
1. Эксплицитный подход (дедуктивный и индуктивный). Дедуктивный метод – дедукция, от общего к частному. 1 этап - ознакомление (знакомство с правилом и примерами), 2 этап — тренировка (отработка изолированных формальных операций), 3 этап — речевая практика (организуется на базе переводных упражнений).
Индуктивный метод - индукция, от единичных фактов к общим положениям. Учащиеся сами формулируют правило на основе явлений, с которыми они сталкиваются при изучении иностранного языка, они находят в тексте незнакомые грамматические формы и пытаются осознать их значение через контекст. Затем сравнивают иностранный текст с его переводом на родной язык и формулируют правило. Потом следует серия разнообразных упражнений на актуализацию его форм.
2. Имплицитный подход, включает два метода с различными модификациями: Структурный метод Устные, активные, структурно-функциональные методы формирования грамматических навыков, в основе упражнений которых, стоят структурные модели, или модели предложений, символически выражаемые через формулу, например, S-V-О, где S — подлежащее, V — сказуемое, О — дополнение. Структурные модели называют еще языковыми или речевыми моделями, речевыми образцами, типовыми фразами.
Коммуникативный. Интенсивный метод, так называемый метод гувернантки и просто естественное погружение в языковую среду, вынуждающее к общению в коммуникативных целях. Разработан E.И. Пассовым.
3. Дифференцированный подход. Дифференцированный подход предполагает использование различных методов и приемов обучения, различных упражнений в зависимости от целей обучения, видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала и особенностей учащихся.
При обучении грамматике необходимо: 1. Рассматривать обучение грамматике не как самоцель, а как структурное оформление речи. 2. Отобрать активный и пассивный грамматический минимум. 3. Обеспечить прочное и автоматизированное владение грамматическим минимумом.
Употребление каждого грамматического явления должно быть доведено до уровня навыка. Зачастую, даже зная наизусть теорию и все неправильные глаголы, ученик не может выразить простую мысль. Поэтому золотое правило при обучении грамматической стороне речи — учить усваивать грамматическую форму в процессе ее употребления. Только в этом случае формируется навык ее использования. Ведь в речевой практике человек говорит что-либо не потому, что ему хочется употребить то или иное грамматическое явление, а чтобы донести до слушателя какую-то свою мысль. Поэтому упражнения должны носить коммуникативный характер.
© 2020, Кузьмина Надежда Александровна 438