СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Уважаемые родители! В этой заметке я бы хотела обратить Ваше внимание на важность развития общей моторики для общего, а также речевого развития вашего ребенка.
При коррекционной работе с детьми с различными нарушениями речи мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппарата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой. Следует использовать специальные упражнения для развития общей моторики, для улучшения координации движений, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости. Желательно использовать упражнения, в которых идет сочетание ритма и музыкального сопровождения, так как это будет оптимизировать мыслительные функции, внимание и память.
Дети в возрасте 5 – 7 лет отличаются подвижностью и грациозностью, двигательным богатством, которое проявляется лишь при свободных движениях. Стоит заставить ребенка производить точные движения, как он быстро утомляется и стремится уйти к своим играм, где движения свободны. Неспособность к точности зависит от недоразвития корковых зон и от недостаточно выработанных двигательных стереотипов. Таким образом, в данном возрасте преобладает выразительная, изобразительная и обиходная моторика.
В систематизации основных направлений логопедического и физического коррекционно-воспитательного процесса ставятся две основные задачи:
- развитие, формирование и коррекция невербальных функций
- координации движений, чувства темпа и ритма в движении, слухового внимания и памяти, пространственной ориентации. Выполнение упражнений на различение звуков, темпа, ритма музыки (движение под музыку, танцы, марш). Занятия, направленные на ориентацию тела в пространстве, ритмические и игровые упражнения, элементы импровизации.
- коррекция дискоординации в движениях рук (в том числе и мелкой моторики) и ног.
Коррекция особенностей моторного развития детей, имеющих речевые нарушения, осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. В эти занятия могут входить разные виды упражнений, физкультминутки, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия.
В систему занятий можно включить нетрадиционные методы, имеющие различные цели: развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия), активизация деятельности клеток головного мозга, улучшение общего самочувствия ребенка. Применение таких методов позволит достигнуть необходимого уравновешивания нервных процессов, а также содействовать коррекции звукопроизношения, улучшению координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.
Подвижные игры одновременно помогут успешному формированию речи, и будут являться составной частью физкультурных, музыкальных занятий, способствуя развития чувства ритма, гармоничности движений и положительно влиять на психологическое состояние детей.
При всем сказанном, необходим комплексно-индивидуальный подход к правильному формированию двигательных функций и развитию речи. Такой комплекс мероприятий будет целенаправленно и планомерно способствовать оптимизации как двигательных, так и речевых функций, воздействовать на развитие артикуляционного аппарата, исправление дефектов речи, развитие мелкой и общей моторики, поможет внедрять музыкотерапию и психогимнастику в повседневную жизнь ребенка.
Развивать общую моторику с целью повышения функций речи можно в домашних условиях (на прогулке, в свободное время дома и в любое удобное время).
Игра «Зеркало»
Одно из эффективных упражнений на крупную моторику для детей – копирование движений. Предложите ребёнку встать напротив вас и представить, что он смотрит в зеркало. Теперь вы будете медленно двигаться – поднимать руку, чесать нос, передвигать ноги, качать головой – а ребёнок будет повторять за вами так, словно смотрится в зеркало. Затем поменяйтесь ролями.
Игра «Снеговик»
Снять мышечный тонус и потренировать крупную моторику поможет простая игра в тающего снеговика. Попросите малыша встать в удобную позу и напрячь все мышцы так, будто он – замёрзший снеговик. Потом выходит солнышко и «снеговик» начинает постепенно таять – с головы до ног: сначала расслабляем мышцы лица, шеи, затем плеч, рук, и так далее, пока весь снеговик не растает.
Упражнение «Алфавит»
Попросите ребёнка лечь на плоскую поверхность на спину. Вытянутыми руками нужно «писать» буквы алфавита или целые слова в воздухе. Можно чередовать левую-правую руки или попробовать «чертить» буквы ногами.
Упражнения «Паучок», «Червячок», «Крабик»
Хорошая разминка и отличный способ развивать крупную моторику – изображать движения насекомых и животных.
Выполнение простой утренней зарядки также способствует развитию общей моторики, повышает дисциплину ребенка, интерес к движениям, активности, а также улучает настроение! Выполняйте гимнастику, зарядку всей семьей, больше времени проводите на открытом воздухе, занимайтесь любимым видом спорта и тогда приятный досуг приблизит вас к скачку в речевом развитии вашего ребенка!
© 2022, Печенкина Олеся Жоржевна 184