СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Иногда возникают разные ситуации, в том числе и конфликтные, которые необходимо решить умело, для дальнейшего эффективного функционирования предприятия.
Известны четыре основных вида конфликтов — внутриличностный, межличностный, между личностью и группой и межгрупповой. Краткую характеристику каждого вида конфликта мы видим в таблице 1.
Таблица 1. Краткая характеристика видов конфликта
Вид конфликта |
Краткая характеристика |
Внутри-личностный |
Имеет различные формы. Одна из них — ролевой конфликт, который возникает, когда человеку, например, даются противоречивые задания и от него требуются взаимоисключающие результаты. Другая форма — это противоречие между производственными требованиями и личностными потребностями и ценностями. |
Межличностный |
Из всех видов является самым распространенным. Возникает, как правило, между людьми, имеющими различные черты характера, темперамент, взгляды на жизнь, цели. |
Между личностью и группой |
Возникает в основном, когда личность занимает позицию, которая находится в противоречии с позицией группы, когда член группы не соблюдает групповые нормы поведения или когда руководитель вынужден прибегать к дисциплинарным мерам, непопулярным у подчиненных. |
Межгрупповой |
Причиной чаще всего бывают различные подходы к проблемам, преданность группе и борьба за ресурсы, что может приводить к конфликту. |
Причины по которым может возникнуть конфликты представлены в таблице 2.
Таблица 2. Причины возникновения конфликтов
Причины |
Краткая характеристика |
Распределение ресурсов |
Здесь противоречия возникают потому, что, с одной стороны, ресурсы всегда ограниченны, а потребности человека безграничны. Столкновение возможностей и желаний ведет к конфликту. |
Организационные изменения |
Члены группы смотрят по-разному на необходимость изменений в организации, на формы этих изменений, время их проведения. В результате появляются противоречия в отношениях личности и группы, группы и организации, являющиеся источником конфликтов. |
Личностные расхождения |
Индивидуальные различия людей лежат в основе поведения человека в организации. Личностные расхождения могут стать причиной конфликта, но они же являются одним из условий результативности работы группы и организации. |
Различия в системах ценностей |
Каждый человек оценивает ту или иную ситуацию, исходя из своих представлений и нравственных установок. На этом основывается его позиция и поведение. А поскольку сколько людей, столько и мнений, неизбежны противоречия и столкновения в работе. |
Угроза статусу |
Одной из причин объединения людей в группы является получение определенного статуса. Социальный статус личности в группе имеет для людей важное значение. Угроза этому статусу со стороны других лиц вызывает у индивида стремление к сохранению своего лица и велика вероятность возникновения конфликта. |
Дефицит доверия |
Отношения в группе строятся в том числе и на доверии друг к другу. Доверие помогает людям строить свои отношения, полагаясь на мнение и поступки других членов группы. Когда такое доверие пропадает, возникает возможность конфликта. |
Неудовлетворительные коммуникации |
Коммуникации играют важную роль в жизни группы или организации в целом, Если информация понимается неадекватно различными группами или членами одной группы, если она несет в себе взаимоисключающие требования, если в ней неточно определены работа, должностные обязанности и функции, то конфликт неизбежен. |
Существуют методы разрешения конфликтов. Специалисты по конфликтологии выделяют две категории методов разрешения конфликтов в малых предпринимательских структурах — структурные и межличностные (см. таблицу 3).
Таблица 3. Методы разрешения конфликтов
Пути устранения конфликтов |
Краткое содержание |
1. Структурные |
|
Освоение общих целей |
Создание единых целевых программ для различных групп позволяет предотвратить межгрупповые конфликты. |
Разъяснение требований |
Направлен на то, чтобы предоставить каждому работнику исчерпывающую информацию о его правах, обязанностях и ответственности за групповое поведение. |
Координация и интеграция |
В основе этого метода лежит: 1. создание упорядоченной цепи команд, чтобы исключить возможность искажения управленческой информации по различным коммуникационным каналам («сверху вниз» и «снизу вверх»); 2. использование таких средств координации и интеграции, как управленческая иерархия, связующие межфункциональные службы, совещания между подразделениями. |
Система награждений |
Оказывая влияние на поведение людей с помощью вознаграждения, можно избежать таких дисфункциональных последствий конфликта, как неудовлетворенность работой, рост текучести кадров, ухудшение социально-психологического климата в коллективе. |
Разделение конфликтующих сторон |
Сокращение или полное прекращение их контактов (например, перевод работника из одного подразделения в другое или расформирование группы). |
2. Межличностные |
|
Приспособление |
Изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий. Лучше всего подходит, когда существует необходимость сохранения хороших взаимоотношений с партнером либо когда предмет разногласий более важен для одной из сторон конфликта |
Компромисс |
Урегулирование разногласий через взаимные уступки. Целесообразен в случаях, когда стороны имеют одинаково убедительные аргументы; когда надо принять срочное решение, а времени нет; когда лучше получить в конце концов часть, чем потерять все. |
Уклонение от конфликта |
Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее. Предпочтительнее, когда его причина несущественна или напряженность в отношениях достигла высокого накала и ощущается необходимость ее снять. |
Соперничество, конкуренция |
Открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции. Этот метод желательно использовать при решении проблем, связанных с эффективностью работы группы или организации либо если нет иного выбора. |
Сотрудничество |
Совместная выработка решения, удовлетворяющего интересам всех сторон. Сотрудничество бывает эффективно в тех случаях, если надо найти общее решение и при этом каждый из подходов важен, либо когда необходима интеграция точек зрения партнеров. |
Руководитель малого предприятия должен последовательно и решительно бороться с возникновением конфликтных ситуаций, предупреждать их, а если они случились, брать на себя ответственность за их разрешение, вносить в этот процесс элемент управляемости.
© 2016, Кудаева Анета Анатольевна 2234