СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды конфликтов и пути их устранения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иногда возникают разные ситуации, в том числе и конфликтные, которые необходимо решить умело, для дальнейшего эффективного функционирования предприятия.

Известны четыре основных вида конфликтов — внутриличностный, межличностный, между личностью и группой и межгрупповой. Краткую характеристику каждого вида конфликта мы видим в таблице 1.

Таблица 1. Краткая характеристика видов конфликта

Вид конфликта

Краткая характеристика

Внутри-личностный

Имеет различные формы. Одна из них ролевой конфликт, который возникает, когда человеку, например, даются противоречивые задания и от него требуются взаимоисключающие результаты. Другая форма — это противоречие между производственными требованиями и личностными потребностями и ценностями.

Межличностный

Из всех видов является самым распространенным. Возникает, как правило, между людьми, имеющими различные черты характера, темперамент, взгляды на жизнь, цели.

Между личностью и группой

Возникает в основном, когда личность занимает позицию, которая находится в противоречии с позицией группы, когда член группы не соблюдает групповые нормы поведения или когда руководитель вынужден прибегать к дисциплинарным мерам, непопулярным у подчиненных.

Межгрупповой

Причиной чаще всего бывают различные подходы к проблемам, преданность группе и борьба за ресурсы, что может приводить к конфликту.

Причины по которым может возникнуть конфликты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Причины возникновения конфликтов

Причины

Краткая характеристика

Распределение ресурсов

Здесь противоречия возникают потому, что, с одной стороны, ресурсы всегда ограниченны, а потребности человека безграничны. Столкновение возможностей и желаний ведет к конфликту.

Организационные изменения

Члены группы смотрят по-разному на необходимость изменений в организации, на формы этих изменений, время их проведения. В результате появляются противоречия в отношениях личности и группы, группы и организации, являющиеся источником конфликтов.

Личностные расхождения

Индивидуальные различия людей лежат в основе поведения человека в организации. Личностные расхождения могут стать причиной конфликта, но они же являются одним из условий результативности работы группы и организации.

Различия в системах ценностей

Каждый человек оценивает ту или иную ситуацию, исходя из своих представлений и нравственных установок. На этом основывается его позиция и поведение. А поскольку сколько людей, столько и мнений, неизбежны противоречия и столкновения в работе.

Угроза статусу

Одной из причин объединения людей в группы является получение определенного статуса. Социальный статус личности в группе имеет для людей важное значение. Угроза этому статусу со стороны других лиц вызывает у индивида стремление к сохранению своего лица и велика вероятность возникновения конфликта.

Дефицит доверия

Отношения в группе строятся в том числе и на доверии друг к другу. Доверие помогает людям строить свои отношения, полагаясь на мнение и поступки других членов группы. Когда такое доверие пропадает, возникает возможность конфликта.

Неудовлетворительные коммуникации

Коммуникации играют важную роль в жизни группы или организации в целом, Если информация понимается неадекватно различными группами или членами одной группы, если она несет в себе взаимоисключающие требования, если в ней неточно определены работа, должностные обязанности и функции, то конфликт неизбежен.

Существуют методы разрешения конфликтов. Специалисты по конфликтологии выделяют две категории методов разрешения конфликтов в малых предпринимательских структурах — структурные и межличностные (см. таблицу 3).

Таблица 3. Методы разрешения конфликтов

Пути устранения конфликтов

Краткое содержание

1. Структурные

Освоение общих целей

Создание единых целевых программ для различных групп позволяет предотвратить межгрупповые конфликты.

Разъяснение требований

Направлен на то, чтобы предоставить каждому работнику исчерпывающую информацию о его правах, обязанностях и ответственности за групповое поведение.

Координация и интеграция

В основе этого метода лежит: 1. создание упорядоченной цепи команд, чтобы исключить возможность искажения управленческой информации по различным коммуникационным каналам («сверху вниз» и «снизу вверх»); 2. использование таких средств координации и интеграции, как управленческая иерархия, связующие межфункциональные службы, совещания между подразделениями.

Система награждений

Оказывая влияние на поведение людей с помощью вознаграждения, можно избежать таких дисфункциональных последствий конфликта, как неудовлетворенность работой, рост текучести кадров, ухудшение социально-психологического климата в коллективе.

Разделение конфликтующих сторон

Сокращение или полное прекращение их контактов (например, перевод работника из одного подразделения в другое или расформирование группы).

2. Межличностные

Приспособление

Изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий. Лучше всего подходит, когда существует необходимость сохранения хороших взаимоотношений с партнером либо когда предмет разногласий более важен для одной из сторон конфликта

Компромисс

Урегулирование разногласий через взаимные уступки. Целесообразен в случаях, когда стороны имеют одинаково убедительные аргументы; когда надо принять срочное решение, а времени нет; когда лучше получить в конце концов часть, чем потерять все.

Уклонение от конфликта

Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее. Предпочтительнее, когда его причина несущественна или напряженность в отношениях достигла высокого накала и ощущается необходимость ее снять.

Соперничество, конкуренция

Открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции. Этот метод желательно использовать при решении проблем, связанных с эффективностью работы группы или организации либо если нет иного выбора.

Сотрудничество

Совместная выработка решения, удовлетворяющего интересам всех сторон. Сотрудничество бывает эффективно в тех случаях, если надо найти общее решение и при этом каждый из подходов важен, либо когда необходима интеграция точек зрения партнеров.

Руководитель малого предприятия должен последовательно и решительно бороться с возникновением конфликтных ситуаций, предупреждать их, а если они случились, брать на себя ответственность за их разрешение, вносить в этот процесс элемент управляемости.

30.10.2016 18:35


Рекомендуем курсы ПК и ПП