СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды создания передового опыта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический опыт- результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач

Педагогический опыт- активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности

Г.М. Коджаспиров

Педагогический опыт - это система педагогических знаний, умений и навыков, способов осуществления творческой педагогической деятельности, эмоционально-ценностных отношений, полученных в процессе практической учебно-воспитательной работы. Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой педагогический опыт формируется на основе массового благодаря овладению объективными педагогическими закономерностями

Ю. К. Бабанский

Передовой педагогический опыт - это деятельность педагога, которая обеспечивает устойчивую эффективность учебно-воспитательного процесса путем использования оригинальных форм, методов, приемов, средств обучения и воспитания, новых систем обучения и воспитания или уже известных форм, методов, приемов, средств работы на основе их усовершенствования.

Индивидуальный опыт- совокупность накопленных индивидом результатов познания, добытых в личной практике, личного опыта осуществления ранее выполнявшихся им операций, действий, деятельностей и усвоенных индивидом элементов объективного опыта человечества. Все живое обладает определенной уже познанной спецификой. Для начала и продолжения жизни растения нуждаются в ассимиляции из окружающей среды необходимых для жизнедеятельности веществ. Такая жизнедеятельность растений предопределяется генетически. Жизнь животного возможна только на основе проявления активности для удовлетворения своих потребностей за счет потребления веществ и биологических объектов. При этом используются генетически передаваемые врожденные инстинкты и накопленный в процессе своей жизни индивидуальный опыт. Накопление такого опыта происходит под влиянием внешних обстоятельств. Многократные повторения обеспечивают научение животного. Научение быстрее происходит в стае в результате подражания, однако этот накопленный конкретной особью индивидуальный опыт пропадает для других особей после смерти его носителя. Человек тоже накапливает индивидуальный опыт, однако, в отличие от животных, новый оригинальный индивидуальный опыт конкретного человека может сохраниться и после его смерти в устных рассказах, в созданных человеком объектах, в вербальных и невербальных документах, пользуясь которыми люди следующих поколений избавляются от необходимости повторения познания, осуществленного предшественниками. В отличие от животных, достижения развития вида закрепляются не столько генетически, сколько в форме материальной и духовной культуры. «Эта особая форма закрепления и передачи последующим поколениям достижений в развитии возникла в силу того, что в отличие от деятельности животных, деятельность людей является созидательной, продуктивной. Такова прежде всего основная человеческая деятельность - труд». Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин подчеркивали: «Нужно родиться с человеческим мозгом для того, чтобы стать человеком, но для человеческого развития необходимо общение, обучение, воспитание. Это определяется социальной природой развития человека»25. Такая необходимость использования для жизни и нормального человеческого развития индивида общения (одно из общественных отношений) является самым существенным отличием человека от животного. Остальные общественные отношения становятся возможными и значимыми для индивида только после того, как он усвоит (сделает собственными, своими) те элементы объективного опыта человечества, в которых воплощены эти отношения.

Коллективный опыт. Формирование компетенций в сфере профессионального общения предполагает совместную коллективно-распределенную деятельность субъектов образовательного процесса: критическое сопоставление разных позиций, подходов, содержания, методов, точек зрения, результатов. Как отмечает В.В. Рубцов, коллективно-распределенная деятельность – это специфическая разновидность взаимодействия, опирающаяся на определенную целостную систему действий.

Формирование компетенций требует организации коллективной работы творческой группы преподавателей. Это один из наиболее ответственных моментов работы, поскольку от взаимной совместимости, слаженности работы команды зависит успех. По нашему мнению, коллективно-распределенная деятельность преподавателей должна претерпеть изменения и выйти на другой уровень методологической культуры профессиональной деятельности в образовательном процессе, раздвинуть «дисциплинарные границы», формировать профессиональный опыт. Совместная коллективно-распределенная деятельность позволит избежать клиширования в работе преподавателей, усилит различие и неодинаковость их ролей и «вкладов» в развитие студентов, приведет к педагогически целесообразному перераспределению функциональных обязанностей преподавателей в структуре образовательного учреждения. Согласно этому, профессорско-преподавательский коллектив и представители работодателя выступят как некий целостный субъект.

Прежде всего, профессорско-преподавательский коллектив будет оказывать нравственное позитивное воздействие на студентов, демонстрируя эталонные образцы профессиональных и личностных взаимоотношений, педагогического мастерства. Ценностно-смысловое единство коллектива преподавателей детерминирует их операциональную согласованность, основанную на идеях интегративно-целостного подхода.

Таким образом, организация коллективно-распределенной деятельности на основе интегративно-целостного подхода заключается, во-первых, на уровне профессорско-преподавательского коллектива в том, что каждый преподаватель ориентирован на общий объект деятельности (формирование у будущих педагогов компетенций в сфере профессионального общения) и обеспечивает в рамках своей дисциплины интегративные связи на пяти уровнях: концептуальный уровень связей; организационно-содержательный уровень связей; технологически-процессуальный уровень связей; методический уровень связей, раскрывающийся при использовании синтеза интерактивных методов и форм профессиональной подготовки; этический уровень. Во-вторых, в комплексном решении задач обучения, развития и формирования компетенций каждая дисциплина «работает» на целое, привнося свой предмет, обеспечивая достижение общей цели, используя при этом единое терминологическое поле.

23.12.2019 06:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!