СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Включение здоровьесберегающих технологий в работу с детьми дошкольного возраста помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения, а также делать занятия более интересными и необычными. Применение фито- и ароматерапии, оздоровительного массажа, упражнений, направленных на развитие физиологического дыхания, представляет собой новые качественно усовершенствованные технологии, методы и формы обучения.
В коррекционно-логопедической работе используются разнообразные технологии: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, мимические упражнения, массаж и самомассаж лица, языка, ушей, кистей и пальцев рук и др.
Особое внимание в работе с детьми уделяется фито- и ароматерапии.
Фитотерапия – эффективное лечение с помощью лекарственных растений при различных речевых нарушениях для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости, вялости, астенического синдрома.
Ароматерапия предназначена для профилактики, лечения и реабилитации, основана на вдыхании воздушной среды, насыщенной летучими компонентами эфирных масел в природных концентрациях.
Естественные натуральные растительные средства нетоксичны, не обладают побочными эффектами. Действие фито- и аромапрепаратов ни в коем случае нельзя назвать кардинальными, так как положительные изменения происходят мягко, постепенно. Правильное, систематическое, регулярное применение этих средств улучшает состояние здоровья, но для этого нужны терпение и упорство.
При использовании эфирных масел и лекарственных трав необходимо предварительно изучить их свойства и действенность при различных состояниях, правила, способы и методы их применения, а также индивидуальные особенности каждого ребенка. Поэтому после тщательного анализа медицинских карт детей, проведения бесед с родителями (уточнения индивидуальной непереносимости какого-либо препарата, аллергии на мед, цитрусовые, сладкое и т.д.) составляется паспорт здоровья каждого ребенка и всей группы с указанием противопоказаний к применению фитотерапии.
На занятиях дети речевых групп получают витаминный фиточай (отвар шиповника, богатый витамином С), отвары трав (мята, пустырник, валерьяна), обладающие успокоительным действием, тонизирующие отвары (мелисса) для профилактики простудных заболеваний, укрепления иммунной системы (зверобой, ромашка).
Традиционные артикуляционные упражнения помогают развивать достаточную подвижность органов артикуляционного аппарата, особенно это необходимо при дизартрии.
Работа по развитию артикуляционного праксиса начинается с уточнения названий артикуляционных органов и их частей. Для формирования ощущения кончика, спинки, корня и боковых краев языка используется тактильная стимуляция, опора на вкусовые ощущения (например, такие приемы, как капнуть на кончик языка сок, фиточай, мед, положить кусочек апельсина).
Для укрепления вялого, слабого кончика языка (при пониженном мышечном тонусе в артикуляционной мускулатуре) детям предлагается удерживать и перекатывать языком у альвеол круглую конфетку, кусочек прополиса. При выполнении упражнений «Квадратик», «Чашечка» можно предложить «обнять» конфетку губами, запомнить это положение губ (при сомкнутых зубах), а затем убрать ее. Положение губ должно оставаться прежним. Эти упражнения используются также при постановке шипящих звуков, звуков [р], [л].
Артикуляционная гимнастика на основе непроизвольных движений особенно важна для дизартриков. К примеру, при выполнении упражнения «Вкусное варенье» нужно поместить каплю меда или варенья на верхнюю губу ребенка, который должен слизнуть ее языком без помощи губ. В качестве средства борьбы со слюнотечением рекомендуется на высунутый язык ребенка капнуть из пипетки каплю фиточая, а затем предложить проглотить отвар.
Систематическое проведение оздоровительного массажа улучшает функцию рецепторов проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов. Комплексы массажа составляются индивидуально для каждого ребенка с учетом характера нарушений произношения. Преобладание наглядно-образного мышления у дошкольников вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты и соответствующие образы.
Самомассаж лица желательно проводить в игровой форме, способствующей преодолению амимии у дизартриков. Детям предлагается «нарисовать» на своем лице Деда Мороза, Снеговика, перевоплотится в плюшевых мишек. Обучив детей приемам самомассажа на индивидуальных занятиях, можно переходить к сеансам с подгруппой.
Самомассаж языка важен для расслабления его мышц, губ (особенно для дизартриков с повышенным мышечным тонусом в спастической форме). Детям предлагается погладить язык губами, зубами, пошлепать губами, покусать зубами.
При выполнении массажа для кистей рук используется нестандартное оборудование, приведенное ниже.
© 2019, Грибуцкая Римма Анатольевна 481