СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Возникает необходимость в использовании инновационных способах взаимодействия, а именно разработанных кейсов с детьми дошкольного возраста.
Проблема внедрения инновационных технологий в практику дошкольного образования в настоящее время является весьма актуальной, и обусловлена следующими тенденциями:
-первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на умение применять их в практической деятельности,
-вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях социума.
Название «кейс» произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай. Кейс – казус, инцидент, который предполагает рассмотрение предложенных случаев, жизненных ситуаций, где необходимо глубокое детальное исследование реальной или имитированной ситуации. Правдивое или вымышленное описание событий представляет собой единый информационный комплекс, позволяющий понять прецедент.
Понятие «кейс-технология» определяется специалистами как интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.
Иначе говоря, «кейс-технология» - это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа. В перечень входит и предлагаемая инновация по форме и содержанию, классифицируется как: «фото-кейс», имеющий в наличие фотографии, текст, о каком-либо событии и вопроса после основного текста. Разработанная технология одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в различных видах деятельности.
Однако главное предназначение данной технологии - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией. Ситуационные задачи могут быть связаны с казусами прошлого, настоящего и даже будущего времени. Участники должны разрешить смоделированную проблему и получить реакцию окружающих на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому педагог помогает воспитанникам рассуждать, но не навязывает им свое мнение. Технология дает возможность действовать, не боясь негативных последствий возможных в реальной серьезной ситуации. Дошкольники учатся находить решения, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, также как и аргументировать свою стратегию решения по отношению к другим.
Включение вначале организованной деятельности «фото-кейс» задаёт мотивационный стимул, позволяет расширить «репертуар» стратегий за счёт знакомства с иными способами решения проблемы и построить тему любой деятельности детей в игре, в труде, наблюдении. Использование в заключительной части непосредственного обучения, предполагает плавный переход к самостоятельной деятельности детей. На практике выяснилось, что преимуществом пользуется вариант включения технологии «фото-кейс» в основную часть организованной детской деятельности, после определённой подготовки, накопления знаний по тематике. Наглядное изображение ситуации педагог подкрепляет словесным методом – чтением заранее составленного и продуманного кейса. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность, педагоги воспитывают у детей первые добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизма.
Развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. В данном случае этим условиям становятся предлагаемые ситуации, смоделированные казусы «фото-кейса», в которых участниками являются сверстники-дошкольники, такое положение событий близко ребёнку, и легче воспринимается для обучения.
Помимо этих целей достигаются и дополнительные эффекты, воспитанники:
Важным достоинством технологии «фото-кейс» является появления у ребёнка активного взаимодействия со сверстниками в процессе поиска возможностей, его воспитания в процессе общения с педагогом и группой, что является неоспоримым преимуществом перед традиционными формами, с помощью которых развиваются умения:
Таким образом: в процессе совместной деятельности с дошкольниками инновационная технология «фото-кейс» объединяет:
сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, и осваиваются в ходе изучения и анализа ситуаций;
обеспечивает интеллектуальное, нравственное развитие, активизирует чувственную сферу и переживания в процессе принятия решений.
© 2018, Чуприкова Наталья Владимировна 458