СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

И слово русское, как музыка,  звучит!

В душе моей так радостно и звонко!

 

 

- Здравствуйте, ребята! Этими словами мы сегодня начнём наш праздник, посвящённый «великому и могучему» Русскому языку.

Наше мероприятие мы приурочили к 14 декабря – по народному календарю это день Наума Грамотника, который был покровителем учеников: «Батюшка Наум, наведи на ум». Обучение на Руси начиналось осенью, в день Кузьмы – Демьяна Зимних, 14 ноября, когда заканчивались полевые работы, становился коротким день. Всего за один месяц ученики уже могли показать свои успехи ко дню Наума Грамотника. Отцы богатого семейства приглашали учителя (мастера грамоты), чаще всего это был дьячок, который приносил с собой букварь и плётку. Вначале ученик получал три символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки.

 

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали-

Из гусиного крыла!

                                      М. Кончаловская.

 

- Дети учились читать, писать. Сколько разных слов в русском  языке! В устной речи слова, как вы знаете, складываются из звуков, которые на письме передаются особыми знаками:

Черные, кривые,

Встанут в ряд –

Заговорят.

Кто такие?

 

- Правильно, это буквы, это значки, при помощи которых мы обозначаем звуки на письме.

 

На странице букваря

Тридцать три богатыря,

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей.

 

- Это алфавит. Буквы нашего алфавита на протяжении всей истории меняли свое начертание, значение; одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи по сей день являются предметом споров и обсуждений:

 

В любой старинной книжице

Ты сможешь прочитать:

Жила на свете Ижица,

А с нею буква Ять.

Но время быстро движется,

И жизнь уже не та.

Где нынче буква Ижица?

Где Ять? А где Фита?

Без них правописание

Сумело обойтись.

Новейшие издания

Без них вступают в жизнь.

Уж так на свете водится,

Как говорил мудрец:

«Когда без нас обходятся,

То значит, нам конец».

 

(Показ букв ДРЯ  и СРЯ)

 

- А чтобы правильно и красиво писать нужно знать орфографические и пунктуационные правила. В современном русском языке 10 знаков препинания, давайте вспомним и о них.

 

Глазастое

Ходит,

Знаниями

Хвастая:

Так и хочется

Ему

Разъяснить нам,

Что к чему…

 

Ну, а я особый знак:

Лягу

Палочкой

На строчку:

- Проходите

По мосточку.

 

Всегда подслушать норовят

То, что другие

Говорят…

 

Мы словам раскрываем объятья:

- Ждем в гости вас, милые братья!

 

Выйдет на дорожку,

Всем подставит ножку.

 

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

 

 

 

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца.

Обычно в предложении

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество…

 

Загораживаю путь,

Предлагаю отдохнуть.

 

Стоят три кумушки

Рядком,

Ведут беседу,

Но тайком,

Какими-то далекими

Туманными намеками…

 

 

- Язык, на котором мы говорим, красив и богат, певуч и мелодичен. К. Г. Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет».

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами

И все, что в памяти у нас означено словами.

Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо

Слова, слова, слова…

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно!

 

- Художниками слова называют поэтов, писателей, дарующих нам свои литературные шедевры. Тургенев, Тютчев, Фет, Пришвин, Пушкин – эти и многие другие люди, обладают особым талантом, талантом видения красоты окружающего мира, душевной красоты человека. И когда наступают минуты вдохновения, строки сами собой рождаются из-под пера авторов.

- Вот, например, строки из пушкинского стихотворения «Осень» о его писательском даровании:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой.

                       *  *  *

И с каждой осень я расцветаю вновь;

                       *  *  *

И забываю мир и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем –

                      *  *  *

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

 

- А это признание К. Бальмонта:

Рождается внезапная строка,

За ней встает немедленно другая,

Мелькает третья ей издалека,

Четвертая смеется, набегая.

И пятая, и после, и потом,

Откуда, столько – я и сам не знаю,

Но я не размышляю над стихом

И, право, никогда – не сочиняю.

                                                          К. Бальмонт.

 

- Все знают: русский язык – дело серьезное. Нужно знать множество правил, грамотно писать слова, расставлять знаки препинания. Есть такая пословица: «Увидишь ошибку – прими за улыбку». Вот бывает смешно, но учителю, конечно же не до шуток. Однако, оказывается, что и в такой серьезной дисциплине, как русский язык, есть повод для хорошего настроения: «Веселье – делу не помеха». В нашем языке есть лингвистическая шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов. Называется она каламбуром, что в переводе с французского означает «игра слов». Игры со словами могут быть разными. Например, можно отыскать такие слова, в которых, если отнять по одной букве с начала или с конца, все же сохраняется смысл. Такая известная игра есть со словом «победа».

 

- В какой гостинице вы жили?

- «Победа».

- Чего вы ждали?

- Обеда.

- Что случилось?

- Беда.

- Что пропало?

- Еда.

- Вы кричали?

- Да.

- Что?

- А!!!

 

- В каламбуре играют слова, которые одинаково звучат и даже пишутся.

 

(Сценка «Ударение»).

 

Таня:

Очень болит голова, а так хочется пойти в школу. Надоело болеть. Нужно лекарство принять. (Берет бутылочку с лекарством, читает). Принимать три раза в день по 1 столовой ложке после приема пищи. (Таня принимает лекарство и пищит).

 

Учитель: Что случилось, Таня? Почему ты пищишь?

 

Таня: Я лекарство приняла. Там написано … (читает).

 

Учитель: Таня, ты неверно прочитала. Принимать надо после приема пищи, а не пищать.

 

Таня: Ой, и правда, вы ведь говорили нам, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.

 

- Существует несколько версий происхождения слова «каламбур».

- В XIV в. во Франции городе Париже, жил немецкий граф Каленберг (по-французски Каламбур). Он так плохо знал французский язык, так коверкал слова, что становился причиной веселья окружающих. Его слова и фразы люди повторяли, передавали друг другу. Составлять такие рифмы стало модой и развлечением.

Это одна из версий, но очень хорошо, что в русском языке есть каламбуры – остроты, которые нас веселят и развлекают. Это звуковое сходство слов и словосочетаний обыгрывается и в скороговорках: «Осип охрип, а Архип осип».

 

- Ребята, посмотрите еще одну сценку с использованием каламбура «Несуразные вещи».

 

- Здравствуй!

- Привет!

- Что ты несешь?

- Несу разные вещи.

- Несуразные? Почему они несуразные-то?

- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел …

- Что не сумел?

- Отстань.

- Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?

- Мел несу!!!. Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?

- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: «Ему же надо будет»,

   понадобиться, значит.

- Вот оно что …

- А еще у меня новость для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

- Тамарка?

- Ага.

- И ничего, симпатичная?

- Красивая, зеленая такая.

- То есть как?

- Зеленого цвета.

- Постой, постой… Это что же: у нее волосы что ли зеленые?

- У кого волосы?

- Да у Тамарки – то.

- Что – о?!

- Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка…»

- Та! Марка! Марка! Понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.

- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

- Пока. Смотри не растеряй свои несуразные вещи.

- А ну тебя…

- Да! Стой! Стой!

- Ну что еще?

- Привет передавай.

- Кому?

- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене…

 

 

- Эта сценка – яркий пример каламбура, в котором были использованы несколько сходно звучащих слов (Слова с карточками).

 

С использованием каламбура Инна Рамазкова написала «Сказку про Филю – простофилю».

 

Учитель: В ненашем краю, в чужой стороне жил-был Филя, Филя – простофиля, руки-крюки, голова набекрень. Стал он невесту искать, искал – искал да и нашел. Жила она в деревне Заовражье, селе Заболотье, аккурат с правой стороны по левую руку. Вот приходит Филя к ее родителям свататься.

 

Филя:

Отдайте за меня Нинку –

Писану картинку!

Везде бывал,

А такой не видал:

Больно глазаста,

Шибко мордаста,

Таково-то зубаста,

А еще больше – языкаста!

 

Отец:

Ну что ж, коль понравилась – отдаем и в том слово даем. Только покажи сперва, какой ты расторопный да умелый. Мы в город поедем, обновки покупать, а ты дрова наколи, печь затопи, утку потуши да в поле пшеницу сожни. Как все переделаешь – останется только дом срубить, а там и жениться.

 

- Пока Филя – простофиля выполняет все, что ему велено, мы с вами, ребята загадки-каламбуры поотгадываем.

  1. На бал кони ходят? (На балконе ходят?)
  2. Что делал слон, когда пришел Наполеон? (Травку щипал)
  3. Когда стрелочник бывает незабудкой? (Когда стоит впереди нее)

 

- Пока мы загадки отгадывали, родители Нинки – писаной картинки, за которую Филя – простофиля сватался, из города вернулись.

 

Отец:

Все ли сделано,

Что тебе велено?

 

Филя:

А то как же!

Я не ел, не пил –

Вашу печку топил.

Все бегал на речку,

Носил воду в печку.

Хоть натер мозоль на горбу,

А затопил по самую трубу.

Я ль не молодец?

И дрова наколоть я не против,

Было б только на что наколоть их.

Березовы – на граблю, сосновы – на вилы

Не трудно ни капли, гляньте, как мило!

Я ль не молодец?

Утку вашу я тушил –

Всю песком запорошил,

Залил водицей,

Теперь не загорится!

Я ль не молодец?

Потушив в городишке пожар,

Жать пшеницу побежал.

Как сожму да как дерну –

Прямо наземь зерна!

Все поле сжато,

Все перемято!

Я ль не молодец?

Вот только мне дом не срубить

Я прошу вас пособить

А то я рубил – рубил,

Один лишь угол сгубил!

Затупился топор,

А дом стоит до сих пор.

 

Мать:

Ах ты, враг, пострел!

Уходи, пока цел!

 

Филя:

Ну, что ж, я, пожалуй, пойду,

Но Нинку с собой уведу.

Мы с вами сидели, друг на друга глядели,

Вы мне кивали, слово давали.

 

Мать:

Какое такое слово? А ежели давали, так где же оно?

 

Филя:

Да где-то здесь было…

 

Учитель:

Стал искать Филя, карманы вывернул, кошелек встряхнул… Да, слово не монета, в карманах его нету…

 

Мать:

Ну, если нет, так иди, а слово найдешь – приходи…

 

 

 

Учитель:

И пошел Филя – простофиля, руки-крюки, голова набекрень слово искать. И теперь, видно, ищет…

 

- Может быть, и вы, ребята, попробуете сочинить какой-нибудь каламбур или очень серьезное произведение?

 

Берешь перо, берешь листок,

Фантазий радужный поток

Тебе поможет сотворить

Прекрасный мир и оживить

Ряд строгих правил, строгих слов.

Ну что, дружок, уже готов?

 

- Ребята, подошел к концу этот праздник, который мы посвящаем нашему родному русскому языку.

 

Давайте вместе мы, друзья,

Любить родной язык.

Все, кто молчать привык всегда

И кто болтать привык

Давайте правильно писать

И верно говорить,

Ведь это нам дано решать

Как будем дальше жить

И в день родного языка

Хотим вам пожелать:

«Пусть будет верною рука,

Когда начнешь писать».

 

- Удачи вам! До встречи!

 

 

Категория: Русский язык
29.12.2014 16:06


Рекомендуем курсы ПК и ПП