СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность Курс "Сказкотерапия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация духовно-нравственного направления внеурочной деятельности на примере курса «Сказкотерапия».

Может ли обучение существовать без воспитания?

В настоящее время в нашей стране уже не ставится вопрос о том, должна ли школа решать воспитательные проблемы и заниматься воспитательной работой. Сегодня все осознали, что школа без воспитания существовать не может и что именно она остается единственной опорой и созидающим началом в нашем обществе.

На современном этапе единство обучения и воспитания заложено в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, где основополагающей идеей является Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. «Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества». (Федеральный государственный образовательный стандарт: начальное общее образование.)

В основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, такие как патриотизм, социальная солидарность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество, которые раскрываются в системе базовых ценностей.

Каким образом повысить эффективность процесса приобщения младших школьников к духовно-нравственным ценностям?

С учащимися 1класса я реализую курс внеурочной деятельности «Сказкотерапия» по духовно-нравственному направлению.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе авторских программ «Хочу быть успешным», «Тропинка к своему Я» автор О. Хухлаева и «Открываю себя», авторы М.Корепанова, Е. Харлампова. В программу включены игры и тренинговые упражнения, которые помогут ребенку познать мир своих чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими. Основа содержания программы – разработанные авторами сказки.

Сказкотерапия – это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности.

Ведущими идеями сказкотерапии являются:

  • осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;
  • понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
  • познание разных стилей мироощущения;
  • осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
  • внутреннее ощущение силы гармонии.

Сказкотерапия – самый доступный и древний способ донести до ребёнка причинно-следственные связи событий и поступков, заложить в детскую душу ценностные ориентиры. Проработка с помощью сказки тех или иных жизненных ситуаций, отождествление себя с главным героем и сопереживание ему дают возможность освободиться от негативных эмоций, открыть способность к созиданию и гармонии отношений в семье, поверить в себя и найти своё место в таком большом пока для него мире.

Цель: научить первоклассников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, с которыми они сталкиваются в жизни; принятие себя, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей.

Задачи:

  • Обучающие: учить детей управлять своими эмоциями
  • Развивающие: развитие творческих способностей ребёнка; учить правилам работы в группе, отличать хорошие привычки от плохих
  • Воспитывающие: воспитывать культуру общения; воспитывать понимание духовно – нравственных норм

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия – 30-35 минут. Набор осуществляется по свободному принципу, по выбору родителей и детей.

Занятия построены по следующему алгоритму:

  • вводная часть
  • практическая часть

Вводная часть построена в форме сказочного путешествия. В нем используются элементы сказкотерапии, что помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и приобрести опыт самопознания.

В практической части занятий детям предлагаются не только игры и задания, используемые в соответствии с темой сказки, но и этюды-перевоплощения в персонажей страны «Что я могу». Дети учатся с помощью животных-помощников познавать мир и себя, тренируя вкусовые, слуховые, обонятельные, зрительные восприятия и тактильные ощущения. На обобщающих занятиях используются элементы арт-терапии, когда дети свои эмоциональные переживания, способы конструктивного решения выражают в изобразительной форме, используя карандаши, краски, пластилин.

Основной механизм воздействия сказки — через эмоциональное переживание, отождествление себя с главным персонажем, а значит, и идентификацию (сравнение) своих чувств и чувств главного героя, преодоление вместе с ним жизненных перипетий, приобретение опыта конструктивного выхода из ситуации. В процессе прочтения сказки ребенок понимает, что не только он сталкивается с подобными сложностями и испытывает сильные и порой противоречивые чувства по отношению к близким. Задача психотерапевтической сказки — моделирование конструктивного поведения в каждой конкретной ситуации. Позитивный финал сказки формирует у ребёнка веру в то, что побеждает добро, а не зло, что сильнее мудрость и искренность, а не жестокость и физическая сила.

Виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность

2) познавательная деятельность

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

приобретение обучающимися знаний о правилах делать выбор между хочу и надо, о правилах конструктивной групповой работы, отличать хорошие привычки от плохих, приводить примеры из жизни к создаваемой ситуации и способах организации взаимодействия детей, о принятых духовно – нравственных нормах.

Формы подведения итогов работы:

  • выставка рисунков
  • инсценировка сказки

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

Предмет диагностики - это личность самого воспитанника.

Узнать об изменениях, происходящих в личности школь­ника, можно следующими способами:

  • наблю­дение за поведением и эмоционально-нравственным состоя­нием школьников в повседневной жизни;
  • в специально создаваемых педагогических ситуациях;
  • в ролевых, организационно - деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений;
  • Диагностика эмоционально-личностной сферы ребёнка по следующим методикам: «Какой я», рисуночный тест «Я и группа», цветоассоциативный тест «Домики».

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты:

1.Овладение начальными навыками адаптации в различных жизненных ситуациях, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

2.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

3. Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Метапредметне результаты: Регулятивные 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий под руководством учителя. 3. Составлять план выполнения заданий под руководством учителя. 4.Контролировать свои эмоциональные проявления. Познавательные 1. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 2. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 3. Пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. Коммуникативные 1. Учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Соблюдать нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить и т.д. 4. Слушать и понимать речь других. 5. Участвовать в групповой и парной работе. Предметные результаты (характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета) 1.Знание основных качеств человека: положительных и отрицательных. 2.Применение умений, знаний и представлений в процессе выполнения творческих работ. 3.Способность узнавать, воспринимать и анализировать авторские сказки.

Таким образом, курс внеурочной деятельности «Сказкотерапия» – это некий “слоеный пирог”. В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, анализируем, иллюстрируем её, то бессознательно выбираем для себя тот слой, который может дать ответ на внутренний вопрос, который нас волнует. Работая со сказкой, можно открывать в ней всё новые и новые слои, которые помогают нам повысить эффективность процесса приобщения младших школьников к духовно-нравственным ценностям.

Источники информации:

1.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. М., 1999г

2.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающегося на ступени начального общего образования.

3.Синицына Е. Умные сказки. «Аист», М., 1997г

4.Хухлаева О. Программа для младших школьников «Хочу быть успешным», М., Чистые пруды, 2005г

5.Хухлаева О.В. Лесенка радости. М. 1998г.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт: начальное общее образование.

08.06.2015 19:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!