СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность по информатике в начальной школе (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность по информатике в нашей школе начинается в 1 классе. Программа «Первые шаги в мире информатики» рассчитана на 4 года обучения. Занятия по 40 минут в неделю строятся таким образом, чтобы дети не находились непрерывно перед монитором более 15 минут. В перерывах, между работой за компьютером дети выполняют задания развивающей направленности.

При изучении клавиши SHIFT, позволяющей печатать заглавные буквы, вначале знакомимся с этой клавишей и пробуем нажимать буквы с зажатой клавишей и без нее, чтобы дети увидели разницу. Затем дети отходят от мониторов, я выдаю им карточки с напечатанными на них общими и собственными именами вперемешку и прошу разложить карточки на две группы. Дети сами должны определить признак деления, а так как на карточках есть и названия рек, городов, имена и клички животных, то сразу определить нужный признак не удается. Дети начинают предлагать различные варианты: кто-то видит названия рек, кто-то выделяет имена мальчиков и девочек, пробуют выделить эти группы (познавательные УУД). Во время обсуждения формируются коммуникативные УУД: дети учатся слушать и слышать, правильно оформлять мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения. Очень важно в это время учить детей не перебивать друг друга, ценить и принимать идеи и мысли других участников. В таком упражнении дети получают и первый опыт групповой работы – группу, которая первой закончила упражнение, нужно обязательно похвалить, не делая акцент на тех, кто закончил последним. Затем, следующие 10 минут дети печатают слова с карточек на клавиатуре, применяя полученные знания (пользовательские навыки).

При изучении клавише ENTER в перерыве между работой за компьютером можно дать детям карточки с достопримечательностями нашей страны и попросить их выбрать те, которые находятся на территории нашей области, устно добавить или спросить у детей, знают ли они, чем можем мы гордиться в районе и селе. Такие упражнения будут учить любить свою Родину, природу, планету (личностные УУД, экологическое воспитание), осознавать себя в этом мире. После обсуждения наиболее запомнившиеся и поразившие детей достопримечательности, они печатают их названия в столбик, применяя клавишу ввода (пользовательские навыки, общеучебные УУД).

Первое занятие в первом классе, тема которого «Для чего человеку компьютер?» всегда проводится в виде экскурсии по школе. Мы заходим в каждый кабинет, где есть компьютеры: библиотека, кабинет директора, кабинеты заместителей директоров и секретаря, кабинеты с интерактивной доской, актовый зал. Дети впервые знакомятся с понятием базы данных – в библиотеке это книги, у секретаря – сведения об учениках, у завучей – сведения об успеваемости. Зам директора по воспитательной работе демонстрирует материалы для проведения воспитательных мероприятий в школе. В кабинетах с интерактивной доской дети пробуют писать и рисовать на ней. Каждый заведующий кабинетом рассказывает для чего ему компьютер, а дети спрашивают и уточняют свои вопросы. Помимо коммуникативных (формулирование вопросов и мыслей) развиваются познавательные, личностные УУД. После экскурсии подводим итоги: первоклассники рассказывают, что они узнали нового, а что было известно раньше; делают выводы о необходимости компьютеров в современном мире (коммуникативные, познавательные).

Для введения первых представлений о хранении информации в компьютере использую следующий прием: перед занятием на парты кладу карточки со словами 4 классов объектов (домашние животные, дикие животные, учебные принадлежности, обувь), 4 пустых файла и пустую папку-скоросшиватель. Дети должны навести порядок на рабочем столе: сложить карточки так, чтобы их было легко находить и хранить. Быстро сообразив, что карточки нужно разделить на 4 группы, они ненадолго задумываются и понимают, для чего лежат именно 4 пустых файла и папка.

При этом дети учатся анализировать, систематизировать информацию (познавательные), им после этого легче объяснить понятия файла и папки, воспитать аккуратность (личностные).

Внеурочная деятельность имеет большое значение для формирования пользовательских навыков в работе за ПК, так как программа Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах», которая реализуется на уроках информатики в нашей школе, предусматривает развитие логического мышления, но не оставляет времени для работы за компьютером. В первом классе на внеурочных занятиях дети учатся правильно отключать и включать компьютер, бережно относиться к технике, правильно называть основные блоки компьютера, владеть мышкой. К концу 1 класса они знают, что такое текстовые и графические редакторы и осваивают простые операции в этих программах.

Первое занятие во втором классе посвящается теме «Хранение информации в компьютере», на котором после теоретической части дети создают личные папки в школьной иерархии папок текущего года: годовая папка, папки классов, личная папка ученика. Начиная со второго класса, ребята сохраняют в них свои работы. Это позволяет видеть личные достижения каждого, проследить динамику развития умений, сравнить свои результаты с результатами других. На занятиях действует принцип «научился сам - помоги другому»: дети могут подойти и спросить совет у одноклассников или сами помочь справиться с заданием (коммуникативные). Особенно это актуально при работе в графических редакторах. Атмосфера на таких занятиях доброжелательная, творческая, дети охотно демонстрируют свои работы. Так как техника в школе работает под управлением операционной системы Linux и графический редактор GIMP непростой для детей 1-2 класса, то принцип взаимопомощи здесь очень актуален. К концу второго класса ребята увереннее работают в графическом и текстовом редакторах и выполняют небольшие проектные задачи: рисунок по образцу, расписание уроков, упорядочить информацию через операции «копировать», «вырезать», «вставить» (познавательные).

Проектная задача «Загадки» предполагает распределение текста и картинок по соответствующим ячейкам таблицы. Дополняется работа первым опытом поиска информации в сети Интернет: найти загадку и картинку к ней. При этом ученики получают представление о правилах поиска информации, ее сохранения, развиваются познавательные, регулятивные УУД, пользовательские навыки.

В 3-4 классах ребята знакомятся с правилами создания презентаций и соответствующими программными средствами. Можно подобрать различный материал для проектных задач, формирующих и развивающих личностные УУД: подборка материалов о традициях русского народа, о природе, достопримечательностях страны. Такой материал формирует положительное отношение ребенка к базовым ценностям, воспитывает патриотизм, любовь к Родине. В третьем классе выполняется проект «Моя любимая книга». Материал для проекта дети частично находят в Интернете, продолжая развивать умения поиска информации, частично – из других источников, в том числе, самостоятельно формируя свои мысли. Обязательными являются слайды, отражающие личное отношение к герою – чем понравился или не понравился, за какие поступки. Такой вывод обычно небольшой – 2-3 предложения, но обязателен.

Изготовление открытки к праздникам – еще одна форма творческой работы учеников 3-4 классов. Дети сами решают, что они нарисуют, какой цвет применят, как расположат информационные объекты (регулятивные УУД). К сожалению, нам не доступна среда Publisher, так как техника в компьютерном классе работает под ОС Linux, но когда-то дети с удовольствием изготавливали в ней и визитки, и буклеты, и открытки. Подбирая материал разной тематики, направляя фантазию детей в нужном направлении можно усилить воспитательный акцент в работе с детьми.

Категория: Информатика
22.10.2016 07:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!