СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учитель-предметник может и должен стать специалистом по эстетическому воспитанию, определяя эстетические возможности каждого урока по своему учебному предмету, а также условия квалифицированного привлечения на свои уроки произведений искусства. Всё это не только создает положительный эмоциональный фон для освоения основного учебного материала, но и закладывает основы общей эстетической культуры выпускника школы, необходимые для любой профессиональной деятельности в современном обществе.
На занятиях в мастерских учащимся прививают общие правила культуры труда (содержание в порядке рабочего места, рабочей одежды, оборудования, соблюдение правил хранения инструментов), воспитывают бережливое отношение к школьному имуществу. Этот вид трудовой деятельности отмечает органическое сочетание творческого и исполнительского компонентов, умственного и физического труда. Правильная организация предмета «технология» способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции, чувства хозяина, способность воспринимать и чувствовать красоту и преобразующую силу труда на общую пользу, служат базой для развития у них эстетического вкуса. Доказано, что трудовая активность школьников значительно увеличивается при сознании значимости выполняемых заданий.
В основе эстетики поведения лежит единство этического и эстетического, заложенное в природе человека, в его стремлении к добру и к красоте - внутренней и внешней.
Эстетика поведения должна включать следующее:
1)знание и соблюдение в практике общения с окружающими правил вежливости, скромности, уважения и взаимопонимания к людям;
2)умение эстетически выражать этические требования: их соблюдение не должно вызывать у окружающих антипатии, отрицательных чувств и эмоций;
3)умение выражать свои мысли и чувства грамматически правильно, не коверкая русский язык грубыми бранными словами и выражениями, крикливой интонации;
4)знание и соблюдение эстетических требований к одежде: цветовая гармония всего её ансамбля, умелое сочетание модных форм с материалом, правильный подбор дополнений, соответствие одежды назначению, обстановке, сезону.
Учитель, считай доску экраном, на котором планируется твоя совместная с учениками познавательная жизнь на уроке, и помни, что от того, как ты будешь владеть культурой работы с доской, как изящно будешь держаться у доски, с какой ловкостью и красотой будешь чертить и писать на ней нужные фигуры, примеры и буквы, - будет во многом зависеть не только успешность учебной деятельности учеников, но и их отношение к учителю. Основными помощниками на уроках являются источники информации, получаемые через интернет. Для организации поиска информации через интернет необходимо умение работать с компьютером. Основные навыки обучения работы с компьютером учащиеся получают на уроках информатики.
Правильная организация поиска - залог успеха в работе всякого, кто обращается за нужными сведениями к разнообразными хранилищам человеческих знаний: библиотекам, архивам, информационным системам. Недаром говорят, что, не имея возможности передать ученику за его школьные годы все накопленные человеком знания, учитель должен в первую очередь научить школьника учиться, то есть уметь отыскивать нужную информацию.
Ребенок в младших классах должен получить объём знаний, позволяющих сознательно выполнять программы по основным школьным дисциплинам. В средних классах для ученика важно научиться составлять программу на языке универсального выполнителя.
В старших классах вырастет трудность задач, появятся сложные выполнители и языки с развитой структурой. Это потребует изучения определенной технологии программирования (составления программ).
Педагогическая этика в понятии добра включает всю совокупность действий учителя, соблюдающего его моральные нормы, принципы, требования, его высокие нравственные качества, добросовестное отношение к профессии, к коллегам и к обществу в целом.
Такие важнейшие качества, как отзывчивость, чуткость, внимательное отношение к окружающим, любовь к детям, оцениваются как положительные добродетели, которые помогают ему любить детей, вести их от незнания к знанию, не считаясь с трудностями и собственным настроением.
Сила влияния учительского слова. В чём источник этой силы? Хочется вспомнить слова И.Е. Репина: «Педагог может научить своего ученика только тому, чем сам владеет, что знает, во что верит, чему предан.» Ведь дело не в фактах, которые нужно толковать на уровне современной науки, не могу пойти на урок, не настроившись на тему разговора. Я должна заинтересовать себя материалом занятия, по-настоящему увлечься им, если хотите, должна непременно начать жить тем, о чем стану говорить учащимся.
Некто сказал: «Самое несчастное отношение между учителем и учениками то, когда в них закрадывается сомнение относительно познаний учителя» К этому прибавлю, что еще несчастное положение учителя тогда, когда это сомнение детей касается его нравственных достоинств. Как только нравственное доверие потеряно или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу. Хочу добавить, для решения воспитательных задач формирования духовно-нравственных качеств личности на уроках технологии можно использовать пословицы и поговорки. Бывает так, что к месту и вовремя приведенные, они вразумляют быстрее, точнее и эффективнее, чем долгое объяснение. Их использование на уроках позволяет воспитывать у школьников уважение к труду, бережное отношение к своему и чужому времени, нетерпимость к лени, хвастовству, работе «спустя рукава», учит гордиться прочно усвоенными знаниями, приобретенными трудовыми навыками, и приучат к взаимопомощи и ответственности.
Огромное значение имеет и эстетическая среда семьи. Внимание к чистоте и аккуратности, к декоративным элементам быта, интерес к рукоделию и занятия художественными поделками не только разнообразят эстетическую среду, но и соответственно развивают привычку к красивому и интерес к искусству. Имеется большое количество семей, где интерес к художественным поделкам, занятиям по изготовлению игрушек, посуды, плетению кружев передается вместе с навыками от поколения к поколению. Интерьер дома такой семьи отличается эстетичностью, целесообразностью. В этом доме не может быть стремления к бесполезному украшательству, погоне за дорогими и модными вещами. В подлинной эстетической среде вещи должны служить человеку, они должны облегчить ему труд и облагораживать отдых. Занятия декоративно-прикладным искусством содержат большие воспитательные возможности. На уроках технологии я применяю различные виды рукоделия, тем самым выполняя одну их поставленных перед собой целей - научить детей разнообразным видам рукоделия.
Методика - очень важный инструмент учителя, но она лишь тогда повышает эффективность преподавания, когда его умело пользуется педагог, глубоко и всесторонне знающий предмет, основы наук.
Методика обучения, активизирующая самостоятельный поиск, включение школьника в самодеятельность с целевой жизненной установкой, способствует тому, что каждый ребенок, находит себя, свое место в определенном деле, видит, как оцениваются малейшие его успехи, он начинает верить в себя, в свои возможности.
Давая учащимся задание на изготовление каких-либо предметов, я предлагаю найти и соответствующие материалы, и подобрать фурнитуру, и придумать, как это все можно наиболее целесообразно использовать. Когда такая работа проводится систематически, учащиеся уже не проходят мимо выброшенных старых вещей. Они опытным взглядом оценивают, применяют и в своем воображении конструируют, видят очередную вещь, осмысливают, где, как и что можно приспособить в дело. Так воспитывается трудовая сметка, конструкторская жилка, бережливость, хозяйское отношение к школьному и государственному имуществу, что позволит в дальнейшем успешно трудиться в любой профессии, интересно проводить досуг.
Особую воспитательную ценность приобретает творческая деятельность в том случае, когда выполняемая вещь имеет свое целевое назначение, может стать полезной, тогда дети переживают радость и гордость за свой труд.
© 2018, Шурыгин Сергей Дмитриевич 1247