СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Консультация для педагогов и родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

5-7 лет, или старший дошкольный возраст, – это важный период в личностном и психологическом развитии ребенка, а также в развитии мышления, воли, внимания. Это так называемый подготовительный возраст, после которого ребенок перейдет на новую ступень – и начнется кризис 7 лет, характеризующийся сменой ведущего вида деятельности с игрового на учебный, увеличением самостоятельности и социального окружения.

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. За год ребенок может вырасти на 7-10 см. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и др.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети начинают проявлять интерес к своему здоровью, получают от педагогов и родителей знания о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.

Возраст 5-6 лет, очень значим для ребенка, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем, т.к. 90% всех черт его личности закладывается именно в этот период развития.

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности. Особенно это заметно при проведении занятий в ДОУ, когда дети проявляют всяческий интерес к новым знаниям и умениям. Активно участвуют при подготовке к всевозможным утренникам и развлечениям с педагогами. Поэтому необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала.

Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать схемой: «захотел – сделал». Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и «внутри», его поведение понятно и легко «читается» окружающими.

Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

Чтобы помочь малышу правильно пройти этот этап, необходимо знать возрастные особенности старших дошкольников, характеристики данного возраста и сферы, благоприятные для развития. Не забывайте, что здоровье вашего ребенка – это основа его успешного будущего, поэтому ему нужно именно помогать, а не заставлять делать и уметь то, на что у него пока не хватает возможностей.

К 5 годам малыш уже имеет навыки, ориентируясь на которые, вы можете судить о нормальном его развитии, и организовывать соответствующую деятельность, развивающие игры и занятия.

Рассмотрим общие показатели развития старших дошкольников.

Речевое развитие. Выстраивает сложные предложения, глаголы использует в различных временных формах. Интересуется значением слов, пытается объяснить смысл какого-то слова самостоятельно, может придумать его. Рифмует слова. Иногда для рифмы искажает слово (например, дед – красодед). Пользуется интонацией. Учит стихотворения, даже большие по размеру.

Социальное и эмоциональное развитие. Частично умеет контролировать свои эмоции. Может манипулировать взрослыми через эмоции. Понимает, что если поплачет, ему дадут конфетку. Совет для родителей: не стоит в этом случае потакать ребенку.

Пытается самостоятельно справиться с трудностями в общении (например, если кто-то обидел или отнял игрушку). Использует ролевые игры и игрушки-заместители. Становится более выраженной половая идентификация: «Я мальчик. Мальчики сильные, а девочки красивые!». У мальчиков проявляется роль защитника (сражаться, драться, защищать маму), а у девочек – роль матери (забота об игрушках, игры в дочки-матери).

Развитие мышления и познавательных навыков. Умеет считать до 10 или до 20. Знает название некоторых букв и проявляет интерес к их изучению на занятиях. Называет свое имя, фамилию, возраст и адрес. Знает цвета и различные формы предметов. Ориентируется в пространстве: назад, вперед, влево, вправо, дальше, ближе, выше, ниже. Может пользоваться гаджетами (звонить по телефону, включать мультики на телевизоре/планшете). Становится более самостоятельным в соблюдении личной гигиены. Умеет решать простые логические задачи. Знает названия окружающих предметов. Копирует или стремится скопировать поведение взрослого того же пола: «Я рыбачу, как папа!», «Крашу губы и причесываюсь, как мама!».

Игровые навыки и навыки обихода. Играет с мячом (ловит, бросает). Может прыгать через препятствия. Лазает по турниковой лестнице. Заправляет постель. Вырезает ножницами. Стремится изображать объекты (дом, человек, солнце, машина). Проявляет интерес к спорту, танцам или музыке. Знает, что переходить дорогу или играть на дороге – опасно.

Физическое развитие Активизируется процесс роста Рост мальчиков в среднем составляет 106-116 см, а вес – от 16 до 20 кг. Рост девочек – от 102 до 112 см, вес – от 15 до 19 кг. Улучшается координация движений. Активно развиваются двигательные навыки, благодаря чему ребенок может уже совершать более сложные действия. Следует заметить, что процесс окостенения в этом возрасте еще не закончен, поэтому кости легко ломаются при падении.

Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов, в старшей группе усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».

Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить у детей в возрасте 4-5 лет, однако значительного раз-вития оно достигает к 6-7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха.

В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями.

Родители ДОЛЖНЫ быть примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

Ребенок постепенно превращается во взрослого, ведь у него появляются собственные цели и заботы. Конечно, он еще очень мал, поэтому любое его достижение, к которому он приложил усилие, нельзя оставлять незамеченным, особенно в старшем дошкольном возрасте, когда малыш так сильно зависит от внимания родителей и оценки. На той личностной основе, которая будет заложена в этот период, в дальнейшем выстроится уже взрослая личность. Во многом от родителей зависит то, кем вырастет ребенок и будет ли он счастлив.

11.04.2023 13:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!