СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему «Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках русского языка формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин. Мы должны научить обучающихся вдумчиво читать, так как это залог успешного усвоения знаний, и поэтому начальным этапом функциональной грамотности является читательская грамотность.

Читательская грамотность - это способность человека понимать, использовать и оценивать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Функциональное чтение – это чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи и предполагает владение следующими навыками:

- поиск информации

- понимание прочитанного (смысловое чтение)

- работа с полученной информацией

Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека. Формирование читательской грамотности играет ведущую роль для образования, потому что наша ключевая проблема – это низкий уровень культуры чтения.

Система работы на уроках русского языка по формированию функциональной грамотности: 1.Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение). 2. Развитие механизмов речи: сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.

Для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами:

1.Найти и извлечь (сообщение или информацию).

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Виды работ, которые можно использовать на уроках литературы для развития данного умения: конспекты, рефераты, доклады, книжки-малышки, литературный журнал, сборники стихов, презентации, таблицы, схемы и т.д.

2.Интегрировать и интерпретировать (сообщение), или связывать и толковать.

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Виды работ, которые можно использовать на уроках литературы для

развития данного умения: рисуем стихи, характеристика персонажа через рисунок, фишбоун, характеристика персонажа через его окружение, раскадровка.

3.Осмыслить и оценить (сообщение).

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

На уроках литературы можно использовать следующие виды работ: презентация «Моя любимая книга», литературная визитка героя или автора, обложка книги,

Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей нужно учить:

  • различать свой личный опыт и реальность текста;
  • отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
  • перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
  • работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
  • собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
  • переформулировать вопрос и сообщения текста;
  • использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
  • выражать свои мысли письменно.

Одним из важнейших условий формирования функциональной грамотности является развитие всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма.

Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельную, творчески мыслящую личность.

Существует множество приемов грамотного чтения: чтение с остановками, работа с вопросником, читательские дневники, логическая цепочка, тонкие и толстые вопросы.

Прием «Тонкий и толстый вопрос». Одним из действенных средств, способных вызвать интерес к уроку и развивать функциональную грамотность, являются словарные диктанты, дидактические игры или фрагменты. терминологический диктант.

Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей.

Прием «Кластер»

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Функциональная грамотность на уроках русского языка.

1.Работа с текстом: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля.

2. Прием «Проблемная ситуация»

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

3. «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»). Лепесток-вопрос

«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

  1. Простой, отвечая на который, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию;
  2. Уточняющий, целью которого является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал;
  3. Интерпретационный (объясняющий), направленный на установление причинно - следственных связей;
  4. Творческий, содержащий частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза;
  5. Оценочный, направленный на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов;
  6. Практический, позволяющий установить взаимосвязь между теорией и практикой;

Большое значение в повышении функциональной грамотности обучающихся имеют уроки развития речи на уроках русского языка. Научиться писать сочинение – значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное, высказывать свою точку зрения.

Для развития функциональной грамотности ученики должны:

-овладеть различными стилями речи (официальный, научный, художественный, разговорный).

- уметь перевести текст не только с устного на письменный язык и наоборот, но и адекватно воспринимать те тексты, которые могут содержать культурные референции, игру слов и т.д.

-твердо понимать, какими словами и выражения можно связывать абзацы, какими - предложения в пределах абзаца и т.д.

-уметь создавать тексты различных жанров и стилей. Это может быть простой пересказ, аналитическая статья, художественный рассказ и т.д.

Нужно:

-стимулировать учеников к более активному использованию русского языка как внутри класса, так и за его пределами. Это может быть направлено на расширение словарного запаса, эффективной коммуникации с другими.

-закреплять практические навыки учеников по редактированию своих текстов, анализу их с точки зрения грамматики и лексики, оценке их языковых качеств.

-учитывать возрастные особенности учащихся. Например, для младших школьников можно использовать игры и задания, связанные с жизненными ситуациями, а для старших школьников – более сложные тексты и задания, которые требуют анализа и синтеза информации.

Все эти задачи помогут создать условия для формирования функциональной грамотности учеников на уроках русского языка и литературы и позволят им успешно использовать русский язык в будущем. Формирование и развитие функциональной грамотности является сложным процессом, который требует постоянного совершенствования методов обучения и индивидуального подхода к каждому ученику. Интерес к изучению языка также является важным фактором в развитии функциональной грамотности. Учитель должен стараться заинтересовать учеников языком и литературой, используя различные методы и приемы обучения.

В заключение можно сказать, что формирование и развитие функциональной грамотности является одной из важнейших задач школьного образования. Учителя русского языка и литературы должны использовать различные методы обучения, индивидуальный подход к каждому ученику и постоянно совершенствовать свои методические навыки. Только таким образом можно обеспечить максимальный успех учащихся в использовании языка в реальной жизни.

Список использованной литературы:

  1. Муратова М. Т.Особенности развития функциональной грамотности у учащихся средних школ//Наука XXI века: Актуальные вопросы,инновации и векторы развития.– 2022. – С. 105-109.
  2. Ханли Н., Оспанова У. А., Баймаханбетов М. А. Развитие функциональной грамотности в школах: тематический дискурс анализ //Вестник КазНУ. Серия педагогическая. – 2022. – Т. 70. – №. 1. – С. 16-30.
  3. Горобец Л. Н., Бирюков И. В., Попова Т. П. Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения //Мир науки, культуры, образования. – 202 – №. 3 (94). – С. 84-86.
  4. Жаналина Л. Е. Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка //Педагогическая наука и практика. – 2019. – №. 1 (23). – С. 78-81.
Категория: Русский язык
23.10.2024 09:38


Рекомендуем курсы ПК и ПП