СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему «Воспитание гражданственности на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание гражданина России — это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Основная Концепция современного образования – это духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных, общественных и личных отношениях, - одним словом, во всей полноте его жизни. (Антология педагогической мысли России первой половины 19 в. – М.: Педагогика, 1987.) Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. В нравственном воспитании К.Д. Ушинский отводил одно из главных мест патриотизму. Именно народный идеал определяет демократическую и гуманистическую направленность народной педагогики всеобщей любви, уважения к людям, благоговейного отношения к природе, своему дому, Родине, всего того, без чего нет человека. Нам педагогам надо понимать, что воспитание у детей таких качеств не может быть обозначено словом «рано». Ведь только личность, воспитанная на идеалах истины, добра, и красоты, может сделать правильный моральный выбор. Во многом это определяется, какой импульс получил ребёнок в семье, в школе. По нравственной наполненности идеала во многом можно судить о нравственном здоровье общества; искажение идеала – предпосылка нравственного кризиса общества. 1. В процессе воспитания гражданина России очень важно знакомить детей с народным идеалом История России это история героев и подвижников. Чаще всего русский человек прославлял свое Отечество или в воинском звании на поле брани, или в звании духовном. 2. Использовать средства обучения и воспитания фольклор народные промыслы песенно-музыкальное искусство обычаи, традиции др.) 3. Факторы обучения и воспитания природа труд игра 4. Методы, принципы и формы организации общинно - коллективный характер обучения, воспитания уважение и любовь к детям пример взрослых Всем этим требованиям отвечает программа, а лучше сказать, система обучения изобразительному искусству, созданная сотрудниками Союза художников СССР и НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук СССР под руководством художника и учёного педагога Б.М. Неменского. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для начальных классов предусматривает не только уроки индивидуального практического творчества, но и уроки коллективной творческой деятельности, что предполагает наличие организационных связей и нравственную потребность в другом человеке, которая основывается на общем коллективном сознании. Изобразительное искусство в школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности. Среди традиционных источников нравственности является, семья, труд, искусство, религия, природа. Красота родной природы воспета многими замечательными писателями, поэтами, художниками. Недостаточно только знакомить детей с природой, необходимо показывать, как природа служит человеку, убедить их в том, что доброе отношение к природе вызвано не только тем, что она живая и красивая, но и тем, что с самых первых дней существования человека она даёт ему всё самое необходимое для жизни. В программе Б.М. Неменского имеется много тем, где идёт понимание природы через изучение картин русских художников, наблюдений, изображений природных форм в различных художественных техниках. (1 класс «Красоту надо уметь замечать» бабочки, цветы, 2 класс «Выразительные возможности аппликации» осенний листопад, 3 класс «Картина – пейзаж», 4 класс «Пейзаж родной земли». Среди базовых национальных ценностей в концепции является уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; На уроках ИЗО мы с детьми знакомимся с различными материалами и их свойствами: бумагой, пластилином и их возможностью легко изменять форму. В 4 классе тема «Истоки родного искусства» даёт хорошее представление о трудовой деятельности крестьян. Рассматривая крестьянскую избу, я ребятам говорю о том, что вся постройка создаётся руками крестьянина, что наши предки владели искусством строительства. В игровой форме мы подходим к практической деятельности, создавая макеты деревянных построек в совместной деятельности. На каждом уроке изобразительного искусства ученик приучается к труду, так как создаёт уникальный продукт своей творческой деятельности. На своих уроках я стараюсь привить ребятам интерес к созидательной деятельности, в том числе в совместной деятельности, используя положительные примеры из жизни наших предков и современников. К базовым ценностям относятся искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; Фольклор, народные праздники и промыслы являются средствами обучения и воспитания. В народной педагогике много примеров из русских народных сказок. Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых даёт возможность решать воспитательные задачи обучения, особенно в работе с младшими школьниками. Не случайно в русских сказках родная земля для героя – самое святое на свете, ради неё он идёт на подвиг, черпает у неё новые силы. Земля, русский народ и Родина – самое святое не только для героев сказок, но и для каждого человека. Эти понятия неразделимы и могут быть выражены одним понятием – патриотизм, которое должно быть усвоено детьми как можно раньше и как можно лучше. На своих уроках я часто обращаюсь к русским народным сказкам. Во 2 классе у нас интересно проходит урок «Выражение характера человека», где мы изображаем сказочных героев: царевичей, богатырей. В 3 классе на уроке «Твоя книжка» создаём проект книжки – потешки, где главные персонажи Дымковские игрушки, а текст к иллюстрациям дети подбирают сами из русских народных потешек. Таким образом, сказка в начальной школе является неотъемлемой частью урока ИЗО. На Руси праздники всегда любили. Не потому, что в эти дни «суетные дела спят», а потому, что духовное чтили выше телесного. Потому, что народ, умея трудиться, умел веселиться. Народные праздники, образующие так называемый годовой круг, связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и деталями. Наши далёкие предки – древние славяне – делили год на три праздничных периода «по деятельности света»: посев, уборка урожая, подготовка к новому посеву. Всё это мы проходим с ребятами на уроках ИЗО в 4-5 классах. К празднику Светлого Воскресения на внеурочном занятии вместе с первоклассниками создаём эскизы пасхальных яиц для нарядного панно, которое является украшением холла школы. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни. Существенная черта народного искусства – это гармония прекрасного и полезного, сочетания практической целесообразности вещи с красотой внешнего облика. Важнейшим аспектом изобразительного искусства и художественных промыслов является эстетический. В начальной школе я веду внеурочное занятие «Бабушкин сундучок». На занятиях мы с ребятами 1-3 классов дополнительно знакомимся с народными промыслами, лепим, выполняем аппликации, рисуем, играем, проводим беседы о народных праздниках и т.п. В 4 классе на внеурочных занятиях я знакомлю детей с такими понятиями, как семья, род, народ, Родина. Посещаем краеведческий музей, где проводятся беседы искусствоведческого, историко-краеведческого содержания. Мы учимся принимать современную Россию с ее красотами, достижениями и проблемами. Родину надо любить любую. А также осмысливать: а что я могу сделать, чтобы моя Родина стала еще краше. Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.
Категория: ИЗО
01.02.2016 22:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!