СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие с педагогами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения для развития речи

1.Развитие речевого слуха

Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.

Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).

№1. "Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А,Т, О, Р, К и т.д.

№2. "Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П,И, О, С, Л и т.д.

№3. "Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л, Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания. №1 "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши". Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова. Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

№2

"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза". Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д. Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

Упражнение №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).

№1. "Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.".

№2. "Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т.д.".

№3. "Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т.д.".

№4. "Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.".

Упражнение №4. "Придумай новое слово".

Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым". Слова для изменения: сон, сок, пил, мел. Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет. Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

2. Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

Упражнение №1. "Игра в слова".

№1. "Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.). №2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать. Метель - метет, а гром -., ветер -., а снег -., дождь -., а солнце -.". Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие. Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"

Упражнение №2. "Признак".

№1. "Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?" железо - бумага - дерево - снег - пух - стекло –

№2. "Назови другой предмет, такой же белый, как и снег". (Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).

№3. "Сравни: по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко; по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу; по прочности - веревку и нитку, камень и глину; по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей; по высоте - куст и дерево, гору и холм". Упражнение №3. "Угадайка".

Задание: "Отгадай загадку: Летит, пищит, Ножки длинные тащит, Случай не упустит - Сядет и укусит. (Комар)

Круглый, полосатый, С огорода взятый. Сахарный и алый стал - Кушайте, пожалуйста. (Арбуз)

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".

Упражнение №4. "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).

№1. "Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный) "Ценный - это какой? Жесткий - это какой?" и т.д.

№2. "Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"

№3. "Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?" Грустный, печальный, унылый, глубокий Храбрый, звонкий, смелый, отважный Слабый, ломкий, долгий, хрупкий Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение №5. "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы). Задание: «Скажи наоборот»:

холодный, чистый, твердый, толстый; тупой, мокрый, старший, светлый; просторный, враг, верх, проиграть; поднять, день, утро, весна; зима, завтра, рано, близко; низко, редко, медленно, радостно; темно, сел, взял, нашел; забыл, уронил, насорил, выпрямил.

Упражнение №6. "Один и много" (изменение слов по числам).

№1. "Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".

книга, ручка, лампа; город, стул, ухо; ребенок, человек, стекло; имя, весна, друг.

№2. "А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один". когти, облака, воины, листья; цветы, пилы, молодцы, стебли.

Упражнение №7. "Уменьшение".

Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол -.".

трава, рука, плечо, солнце, банка; стул, книга, флаг, чашка, шапка.

Упражнение №8. "Закончи слово".

Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По." (Подушка) Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.

Упражнение №16. "Объясни слово".

Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?" нож, шляпа, мяч, письмо; зонтик, подушка, гвоздь, осел; мех, алмаз, соединить, лопата; меч, неприятность, храбрый, герой; стихотворение, азартная игра.

Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки. Все эти упражнения можно делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.

3.Развитие грамматических навыков

Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Упражнение №1. "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям).

Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том, Кто? Что делает? Что? Например: Кошка лакает молоко"'. Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой) Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

Упражнение №2. "Закончи предложение".

Задание: "Попробуй угадать конец фразы".

Дети ели ка.. На столе лежат бумага и кра.. В лесу растут гри.. В саду растут цве.. У нас есть петух и.. Зимой бывает хо..

Упражнение №3. "Добавь слова" (распространение предложений).

Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?" Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

Упражнение №4. "Составь фразу" (образование предложений из слов).

№1. "Придумай предложения, используя следующие слова: забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро".

№2. "Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?" 1. Дымок, идет, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мед. 3. Стоят, вазе, цветы, в. 4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Упражнение №5. "Пропавшие слова".

Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ".

1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________. 2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______. Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________. Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______. Мороз щиплет _______. ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________. 3. Стоит жаркая погода: небо _______, солнце светит _______. Коля и Оля идут гулять в поле ______. Они слушают там пение маленьких ________. Они собирают ________. Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________. Маленькие дети торопятся вернуться ____. Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______, чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______.

Упражнение №6. "Найди ошибку".

"Послушай предложения и скажи, все ли в них верно". Зимой в саду расцвели яблони. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Весной луга затопили реку. Снег засыпало пышным лесом.

"Как нужно исправить предложения?"

Упражнение №7. "Объясни".

Задание: "Послушай фразу: Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна. Объясни, почему кошка недовольна.

Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу. Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.

Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом. Кто что рисовал? Объясни".

Упражнение №8. "Что имеется в виду?" (тренировка на понимание переносного смысла).

"Скажи, как ты понимаешь эти выражения: железный топор - железный человек золотая стрела - золотые руки ядовитый укус - ядовитый взгляд острый нож - острое слово низкий стол - низкий поступок черствый хлеб - черствый человек".

Упражнение №9. "Правильно или нет?".

Задание: "Как ты думаешь, можно ли так сказать?" Мама ставит вазу с цветами в стол. Когда хотят что-то купить, теряют деньги. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка. В полу лежит красивый ковер. Спросите ребенка: "Почему предложения неточные?"

Упражнение №10. "Рассказ по картинке".

Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.

Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ. Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы. - О чем эта картинка? - Кто главный герой? - Что происходит? - Какие герои нарисованы на картинке? - Какой у них характер? - Как можно назвать этот рассказ?

С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить, легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные грамматические формы, употребляет ли сложные предложения.

Упражнение №11. "Подбери рифму".

Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол - гол.

Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам: каша, вой, подушка, сок; снег, кошка, кружок, миска; речка, тучка, бочка.

Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.

Категория: Логопедия
09.01.2020 19:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!