© 2016 810
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Более трёх десятков лет назад на советские киноэкраны вышла молодёжная мелодрама «Розыгрыш» режиссёра Владимира Меньшова. Фильм получился добрым и серьёзным. Молодым есть над чем подумать, взрослым – что вспомнить и оценить.
Историю из жизни старшеклассников написал известный кинодраматург Семён Лунгин, один из создателей до сих пор любимых зрителями фильмов «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Жил певчий дрозд», «Трое в лодке, не считая собаки» и других.
На протяжении нескольких лет сценарий С. Лунгина пролежал в архиве «Мосфильма», поскольку руководство киностудии сочло его неинтересным и бесперспективным. Возможно, потому что ничего сверхъестественного в этой истории не было. Действие разворачивается в самой обычной советской школе. Началось всё с шутки лидера класса Олега Комаровского – подстрекатель подбил одноклассников «отложить» контрольную по математике, для чего нужно было соврать учительнице. Ребята договорились убедить её в том, что она якобы не предупреждала их о предстоящей проверочной работе. План был приведён в действие, но обман всё-таки раскрылся, и претендующий на участие в олимпиаде зачинщик Комаровский заработал единицу. А всё потому, что не стала лукавить ученица Тая Петрова, которую одноклассники прозвали «юродивой» из-за её болезненности. Она предупредила всех, что лгать не будет; если ей зададут вопрос, было ли известно о контрольной, она ответит честно. Так и поступила. В это же время в классе появляется новенький – Игорь Грушко. У парня проблемы в общении с родителями, поэтому он живёт со своей тётей. Любимое занятие Игоря – музыка: он играет на гитаре, пишет песни и мечтает о том, чтобы собрать собственную группу. Постепенно он увлекает одноклассников. Любитель находиться в центре внимания Комаровский осознает, что теряет позицию классного лидера, и изо всех сил пытается исправить положение.
Суть картины – в противостоянии характеров двух лидеров, Комаровского и Грушко. Для Игоря важно в любой ситуации оставаться человеком. Парень открыто об этом не заявляет, но его дела говорят сами за себя. У его оппонента остаётся шанс изменить ситуацию.
*
История о человеческих отношениях и о главных ценностях не могла не вызвать интереса, но известные режиссёры её проигнорировали. За работу взялся выпускник аспирантуры ВГИКа Владимир Меньшов.
Опыт съёмок у него был минимальный – короткометражка под названием «К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грёзы». Дополнительное волнение вызвал звёздный актерский состав: Наталья Фатеева, Евгения Ханаева, Зиновий Гердт и Олег Табаков, в компанию к которым Меньшов отважился пригласить дебютантов Дмитрия Харатьяна, Наталью Вавилову и Евдокию Германову. Самым опытным из молодых артистов был Андрей Гусев, исполнивший роль антигероя Олега Комаровского: парень успел сняться к тому времени в пяти фильмах.
Роль Марии Васильевны Девятовой, классной руководительницы 9 «Б», хотела сыграть народная артистка СССР Лидия Смирнова, но режиссёр планировал снимать Евгению Ханаеву. Чтобы ситуация разрешилась сама собой, он предложил обеим пройти пробы. И уже после просмотра отснятого материала не только сама Смирнова, но и все мосфильмовское начальство, которое занималось утверждением кандидатур исполнителей ролей, убедилось в преимуществах Ханаевой
*
«Розыгрыш», как и многие картины советского периода, запомнился зрителям замечательными репликами героев. «140 тактов паузы», например.
*
Роль Таи Петровой оказалась определяющей в творческой биографии Натальи Вавиловой.
Первое приглашение сниматься в кино она получила в 14 лет – в картине Юлии Солнцевой «Такие высокие горы». Потом пришла пора «Розыгрыша». Другая не менее известная роль Вавиловой – Александра в картине «Москва слезам не верит». Зрители могли и не увидеть её в этом образе: родители запретили дочери сниматься. Ситуацию исправил Алексей Баталов, который вместе с отчаявшимся было режиссёром приехал к Вавиловым домой. «Мы позвонили в дверь, нам открыли. Родители, увидев Баталова, были потрясены», – вспоминал В. Меньшов. Поговорив с известным артистом, они сдались. Наташа оставила курсы в МИДе, на которые она попала по протекции отца, поступила во ВГИК и стала актрисой, много снималась. Среди картин с её участием – мелодрама «Нас венчали не в церкви», трагикомедия «Мой избранник», фильм-катастрофа «Поезд вне расписания», драма «Вторжение». В период съёмок в фильме «Москва слезам не верит» познакомилась с режиссёром Самвелом Гаспаровым, который стал её мужем. В 1987 году на съемках фильма «Николай Подвойский» актриса получила серьёзную травму, что расценила как подтверждение своего давнего намерения оставить кино. Теперь она с удовольствием занимается домом и садом.
*
На успех фильма В. Меньшов не рассчитывал, а картина стала хитом: заняла 10-е место в советском прокате по итогам 1977 года, «Розыгрыш» посмотрели 33,8 миллиона зрителей.
Немало способствовали успеху ленты прозвучавшие в ней песни, написанные композитором Александром Флярковским на стихи Алексея Дидурова и исполненные ВИА «Добры молодцы». Одна из композиций, «Школьный вальс», сразу же после выхода картины на экраны зазвучала по всей стране и до сих пор открывает выпускные школьные вечера. Фильм был удостоен приза ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» как лучший фильм 1976 года для детей и юношества, а в 1977 году на Всесоюзном кинофестивале в Риге лента была отмечена премией за лучшее исполнение женской роли (Евгения Ханаева) и специальным дипломом за сценарий (Семён Лунгин).
*
В 2008 году на Студии Павла Лунгина вышел ремейк ленты Владимира Меньшова, в котором, только в другом качестве, играет Дмитрий Харатьян. Режиссёр картины – белорусский кинематографист Андрей Кудиненко.
«Я очень люблю этот фильм, – признавался сценарист Семён Лунгин. – Картина о молодёжи, о её проблемах, о том, как сложно начинать жизнь в таком непростом мире, как наш». А Д. Харатьян отмечал: «Ремейк возник потому, что тема актуальна: переход подрастающего поколения во взрослую жизнь. Выпускной класс – это очень серьёзный рубеж в жизни любого человека, а молодёжные проблемы сейчас звучат ещё острее, чем в прошлом веке. Для меня те съёмки – это, конечно, незабываемое время! Мы не были профессионалами, но не играли, а жили в предлагаемых обстоятельствах. Я очень хочу, чтобы новый фильм помог молодым людям сориентироваться в непростых реалиях жизни. Очень надеюсь на это».
Андрей Кудиненко вспоминает, какое недоумение и удивление вызвало у него приглашение снять ремейк «Розыгрыша». Павел Лунгин настаивал, хвалил предыдущие работы режиссёра и убедил его снять картину о школьниках и их «невзрослых» проблемах. «Какое поколение хуже, какое лучше – трудно определить. Изюминка в фильме в том, что тут нет мести, нет возмездия. Есть сама жизнь», – говорит режиссёр.
*
* «Розыгрыш»
*
См.:
Карта сайта
Кинокалейдоскоп
Меньшов В. В.
© 2016 810