СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Во все времена природа манила человека. Все мы, и взрослые, и дети любим отдыхать на природе. В выходные и праздничные дни и праздничные дни мы выходим в парк, выезжаем за город, едим на реку искупаться или ловить рыбу, побродить по лесу, собирая грибы, ягоды. Все это мы делаем для того, чтобы отвлечься от рутины наших будний, оставить на время проблемы на стороне, а главное приблизится к природе. Вдохнуть благодатный чистый воздух, запахи прекрасных цветов и растений, услышать своеобразные звуки птиц и вообще зарядиться энергией природы, которая дает человеку вдохновение, бодрость, способность уводить и понять все прекрасное и лучшее.
Ведь неспроста ещё в древние времена наши предки жили с гармонии с природой. Природа их храмом, где они поклонялись свом Богам. Люди не загрязняли и не оскверняли природ, как это происходит сейчас. К Матери- Земле относились с огромным уважением, почитали и благоговением, с нежностью и любовью, с бережливостью и пониманием. Природа людям отвечала тем же.
В наше время, к сожалению, далеко не все так просто. Люди ставят цель покорить природу, изменит её в своих интересах, зачастую совершенно не думая о последствиях. Или думаем когда уже поздно. Опять таки природа отвечает тем же – изменениями в климате, которые приведут непоправимым изменениям. Мать – Земля не выдержит напора человеческой деятельности, безалаберного к ней отношения, порвутся «нервы Земли и лопнут как струны, как струны». Что будет тогда?
Как бы хотелось, чтобы человек все это понимал и осознавал. Ведь человек без природы не сможет жить; не будет природы, не будет нас- все взаимосвязано.
Все жизненные ценности мы, взрослые должны доносить до наших детей. Уважение любовь, бережливость, почитание Матери – Земли, всего, что вырастила Земля. Для того надо проводить беседы, лекции как в школе, так и дома. А главное чаще соприкасаться с природой – походы, поездки за город и на более далекие расстояния, например, на время отпуска.
В нашей стране очень много прекрасных мест для отдыха на природе. Не надо ехать за границу, окиньте взглядом нашу Россию: например , Северный Кавказ, Урал, Алтай, Дальний Восток. Есть где отдохнуть, соприкоснуться с природой, расширить свой кругозор.
Хотелось бы рассказать о природе гор, о пещерном мире- это взаимосвязано. Невозможно не любить эти величественные и прекрасные горы. Это место поистине заслуживает поклонения и возвышения простыми смертными. Страна камня, но как многообразна и красива эта страна, как величественна и прекрасна. Поистине здесь живут Боги гор, рек величия, гордости, непокарённости, вечности света.
А что таится под землёй? Что скрывает земная красота внутри себя? Это не обыкновенный мир подземный. Как поётся в одной песни:
Необыкновенный мир пещерный
Мир без лицемерия и лжи
Ты меня своей рукою верной
В трудную минуту поддержи.
Удивительный мир пещерный. Иной мир, не такой, как на земле. Привычным движением включив своё маленькое солнце – налобную сферу, спели туристы уходят с поверхности в вечный мрак подземелья. Их маршрут ограничен стенами галерей и колодцев, то расходящимися за границы узкого светового конуса и теряющийся в неизвестности, то ско………….. и сжимающими грудную клетку жесткими каменными объятиями. Звенящее безмолвие, иногда нарушаемое шумом воды, удивительная акустика, незначительные колебания температура воздуха, практически стопроцентная влажность, неполная цветовая г………….., лишенная характерных тонов живой природы, - вот некоторые особенности этого удивительного мира.
Что же такое спелеология? Спорт? Наука? Развлечение? Термин «спелеология» (от греч. «спелеон» - пещера) предложил в 1890 г.французский археолог Эмиль Ривер. Содержание этого понятия все время менялось. Сейчас под спелеологией понимают одну из наук о Земле, изучающую происхождение, развитие, геологические, гидрологические и микроклиматические особенности пещер, их современную и древнюю форму, технические приемы проникновения под землю и работ в подземных условиях.
На протяжении тысячелетий назначение пещер менялось. Их использование как жилища и убежища, места совершения магических обрядов и жертвоприношений, погребения поклонения, загона для скота и склада для продуктов, тюрьма и лечеб…., железоплавильные и мастерские фальшивомонетчиков, пути сообщения лаборатории, музеи туристские комплексы.
Зачем спелеотуристы приводят свой отпуск в этих далеко не комфортабельных условиях? Что влечет под землю, в неизведанные пропасти? Что заставляет повторять уже пройденные маршруты? В любой области человеческой деятельности, в том числе и в спелеотуризме, решение задачи, которую долго не могли решить другие, также обладающие мастерством и настойчивостью, имеет непреодолимую и притягательную силу.
Карстовые полости привлекаю человека ещё и потому что они сами или их продолжения
неизвестны. Не так много осталось на Земле неопознанных географических объектов! Но спелеология предоставляет возможность и сегодня испытать острое чувство первооткрывателя.
Исследование пещер требует от спелеолога силы, выносливости, предъявляет чрезвычайно высокие требования к его моральной и психологической подготовленности.
Часто говорят, что не может один человек, к тому же пришедший на землю в основном со спортивными целями, знать даже основы всех научных и технических дисциплин! Конечно, не может. Но то, что не надо силу одному, становится реальным для целого коллектива.
Спелеолог на каждом шагу прикасается к неизведанному, исходя «Белое пятно» на географической карте планет и помогая ученым стереть их. Но роль первооткрывателя не только романтична. Она трудна и ответственна. Первая удача спелеолога – обнаружить, пройти и описать первую пещеру. Вторая – исследовать её по комплексной программе. Третья, - часть наиболее сложная, - сохранить пещерные дворцы для дальнейших научных исследований, для будущих посетителей, которые придут уж сюда не как разведчики тайн подземного мира, а как экскурсанты. Поэтому совершенно не обходимо, что бы спортсмены, проникающие под землю сегодня, относились с уважением к любой детали подземного мира во имя тех, кто придёт сюда завтра. В спелеологии совершенно не допустима односторонность. Здесь нельзя быть только спортсменом. Природа не терпит легкомысленного отношения. И спелеолог должен хорошо помнить это сон и постарать научить понимать других: богатства и красота подземного мира невообразимы!
А как же рассматривается совместимость человека и пещеры? Под землёй резко обостряются индивидуальные психологические особенности человека, которые в обычных земных условиях у большинства людей не проявляются. Это так называемые «боязни»: боязнь одиночества, боязнь высоты, боязнь воды. Например люди, склонные к клаустрофобии, в узких или низких лазях могут испытывать страх или неприятное ощущение, вплоть до паники. На некоторых угнетающе действует пещерный язык в сочетании чувством, что можно затеряться в глубинах земли. На многих «давит» каменный свод. Угнетающе действует чувство одиночества, когда спелеолог вынужден на какой-то период времени остаться один в полной темноте или при слабом освещении: некоторые из таких «боязней» можно преодолеть тренировкой, но часто их комплекс является основанием для ограничения или запрещения занятий спелеотуризмом.
Интересно коснуться вопроса об образовании пещеры. Во первых для её образования необходима растворимая горная порода, которая в данном случае является известняк. Когда-то в процессе горообразования в породах возникли трещены и разломы. В них попадала вода от атмосферных осадков и талого снега. Вода, захватывала из воздуха углекислый газ, превращается в слабую углекислоту способная растворять известняк. Медленно в течении сотен тысяч и даже миллионов лет, трещины и щели в галереи и важные зоны, украшение кальциевыми натёками, красота которых так поражает туристов. В некоторых пещерах текут подземные реки и имеются озера.
Образование натеков идёт в противоположном направлении. Вода, поступая через трещины в пещеру, при испарении теряет углекислый газ. Растворенный в воде углекислый кальций начинает осаждаться в виде известковых натёков. Сначала на поверхности капли, повисает на потолке пещеры, появляется твёрдое известковое корочка. При дальнейшем поступлении воды капля отправится и подойдёт, оставляя на своде тончайшую кольцеобразную корочку. Постепенно образуется тоненькая известковая трубочка, которую со временем закупоривает осадок, и капли стекают уже по её поверхности. Слой за слоем на трубочке отлагается карбонат калория, и , подобно весенней сосульки, с потолка пещеры , медленно нарастая спускается сталактит. В некоторых редких сараях капля испаряется полностью, не успев оторваться , и тогда отражается сталактит , похожие на макаронина.
Вода капала со сталактита, падает на дно пещеры в одном и том же месте, и на полу постепенно нарастает встречный известковый конус сталактита . Он становится всё выше и выше, пока наконец, не соединяется со сталактитом. Образуя колонку, подпирающую свод пещеры. Формы сталактитов бывают самые невероятные: булавообразные, пагодообразные, пальмовые. Иногда дождевая вода просачивается не в одной точке на потолке, а равномерно распределяется вдоль трещин. Тогда образуется изящная «вуаль», а затем массивные, иногда складчатые занавеси и драпировки. За десятки и сотни тысяч лет из таких потёков могут возникнуть целые «водопады» и «каскады».
Если сталактит распилить поперёк, то этот срез будет похож на срез древесного ствола: колебания среднегодовых температур и количество осадков отражаются на нём так же, как на годичных кольцах дерева. Однако на срезе сталактита их можно просчитать не столь ясно, как на дереве; к тому же бывают эпохи, когда на протяжении тысячелетий сталактит не утолщался: в ледниковую эпоху льды не таяли, а дождевая вода замерзала. С помощью точных приборов, измеряя соотношение радиоактивного и нерадиоактивного углерода в известковом потёке, можно вычислить его возраст и узнать многое другое.
Сталагмиты, в свою очередь, рассказывают о прошлых землетрясениях. Если они растут на обломках старых, то, определить возраст молодых потёков не трудно вычислить когда это произошло.
Карстовые пещеры не так безжизненны, как кажутся. Самыми распространенными подземными обитателями являются летучие мыши. Они пользуются пещерами, как зимними квартирами, а летом спят там днем. В сумерках летучие мыши покидают пещеру и охотятся за насекомыми.
В заключение можно сказать, что много нашей стране и в странах СНГ красивейших привлекательных мест. Надо только уметь замечать, видеть, чувствовать все красивое и прекрасное. А главное, уметь ценить и суметь сохранить данные нам природные богатства, т.е. подаренное человечеству самой Матушкой природой.
Наша семья предпочитает отдых на природе. Природа всегда красива, в любое время года она имеет свою привлекательность. Мы выезжаем на выходных в район реки Кундрючья в Лесхоз и район п. Зайцевка на скалы естественного происхождения. В этих местах можно просто отдохнуть от городской повседневной суеты или же с пользой дела позаниматься физически на скальных образованиях. В эти места также съезжаются на тренировки и соревнования из Ростова и Ростовской области секции и клубы спелеолонов, скалолазов, Горников, ориентировщиков.
Во время летнего отпуска, каникул выезжаем в районы Северного Кавказа. Это район г. Сочи-массив Алек, где сосредоточены ряд пещер таких как Географическая, Девичья, Величественная, Назаровская, Заблудших, Ручейная и другие сравнительно молодые пещеры. Район Карачаево-Черкесской республики-массив Джинту с рядом пещер Майская, Мория, Южный Слон, Богребок, Золушка, Берламутровая. Массивы Фишт с пещерами Нежная, Азильская,которые оборудованы для туристов лишь в начальной доступной части, а деле представляет собой дикую пещеру, доступную только для спелеологов. Около 50 карстовых полостей известно на массивах Фишт,Оштен, Лагонаки, которые вообще изучены недостаточно. Большое количество пещер сосредоточено в Грузии и Крыму – территории Украины. Это перечислины только некоторые подземные полости, находящихся на территории нашей страны. Кстати, в России открыта и исследуется российскими и иностранными спелеологами самая глубокая пещера в мире-Воронья-Крубера. Она находится в районе Гагрского хребта и зарегистрирована официально глубина 2.170 км.
Кроме того, хочется сказать, что такой вид спорта как спелеология тренирует в человеке психологически уравновешенную личность, способность трезво вести себя в непредвиденных ситуациях, умение правильно оценить обстановку, тренирует в человека физические качества. Ведь человек, интересующийся спелеологией, как одним из видов спорта, должен быть сильным, смелым, физически подготовленным и морально устойчивым.
Ещё такие выезды -кратковременные или длительные дают большой заряд сил, энергии, что конечно полезно для здоровья и детей, и взрослых. Также это даёт возможность расширить свой круг общения, найти новых друзей, товарищей, узнать что-то новое, интересное. А еще такие спелеологические походы, а тем более спуски под землю, да еще на длительное время требует от человека большой ответственности не только за себя, но и за напарника, который идёт вместе с тобой. Здесь нет места предательству, трусости- это недопустимо в подземном мире.
По большому счету в такие походы должны идти люди проверенные, случайным личностям тут места не должно быть. Как говорят «Горы ошибок не прощают».То же можно сказать и за подземный мир пещерный.
© 2015, Керимова Валентина Михайловна 646