СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблема здоровья населения страны стала в настоящее время одной из приоритетных в политике нашего государства. Многосторонность этой проблемы обусловлена как разнообразием демографического состава современного общества, так и характером, направленностью, подходами, способами и средствами сохранения здоровья, сложностями формирования у населения активной позиции к его сбережению.
В образовании здоровье участников учебно-воспитательной деятельности – это такая составляющая процесса развития личности, без которой не мыслится ни определение содержания обучения и воспитания, его методов, ни оценка результативности их содержательной и практико-ориентированной сути.
Я считаю, что в настоящее время очень актуальна проблема сохранения здоровья учителя, так как это очень важно для качества образовательного процесса. Надо обратить внимание на то, что у нездорового учителя снижена его работоспособность и другие стороны его профессиональной деятельности, это оказывает отрицательное воздействие на обучающихся, причем в различных аспектах: гигиеническом (распространение болезни воздушно-капельным путем), эмоционально-психологическом и воспитательном. Поэтому психологическое и физическое здоровье учителя считаю залогом успешности образовательно процесса.
Работа учителя - это «работа сердца и нервов», где требуется, как справедливо заметил В.А.Сухомлинский, буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил. Высокая эмоциональная напряженность педагогического труда вызывается наличием большого числа факторов стресса: высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д. Педагог постоянно включен в разнообразные быстроменяющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно и конструктивно реагировать. При встрече с непредвиденными ситуациями, он должен думать, прежде всего, о том, как разрешить проблему с наименьшими последствиями для детей, которые находятся под его ответственностью. Большая часть рабочего дня педагога проходит в эмоционально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента, когда педагог теряет самообладание и проявляет себя в агрессивной форме (окрики, проявление гнева, раздражительности). Но профессиональный долг обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния. Сдерживание эмоций, когда педагог переживает внутри себя бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. А между тем, требуемая от педагога выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств, во многом обусловлены его здоровьем. Итак, психологическое и физическое здоровье очень важно для учителя. Поэтому необходимо сделать все для сохранения здоровья. Но каким образом?
Можно выделить основные пути повышения здоровья преподавателей:
1 . Психолого-педагогический.
Особо важным в работе педагогов считается положительное эмоциональное самочувствие. Необходимо преподавателей научить владеть эмоциями. Здесь не обойтись без профессионального психолога. Необходимо проводить с преподавателями психологические тренинги.
Наша гимназия является базовым учреждением стажировочной площадки «Распространение в Саратовской области РФ моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся». Психолог Дмитриева Кристина Викторовна очень активно пользуется оборудованием, полученным в рамках этой площадки. Программно-аппаратный комплекс «Бослаб-Альфа» используется для снижения психологического и эмоционального напряжения не только обучающихся, но и учителей.
2. Медицинский.
Медработникам необходимо проводить для всех преподавателей консультации о рациональном питании, профилактике заболеваний, инъекции, массаж и др. Здоровье преподавателя невозможно представить без организации правильного питания, которое полностью бы удовлетворяло потребности организма и поддерживало высокую работоспособность.
3. Физкультурно-оздоровительный и социальный.
Следующее направление - укрепление физического здоровья тела. Основным критерием состояния физического здоровья является способность человека адаптироваться к окружающей среде. Показателями здоровья физического тела могут быть следующие признаки:
- иммунная защита и неспецифическая устойчивость;
- уровень и гармоничность физического развития;
- функциональное состояние организма и его резервы;
- наличие или отсутствие какого-либо заболевания;
- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
В нашей гимназии созданы все условия для сохранения физического здоровья учителя. В первую очередь это благоприятная психологическая обстановка в коллективе (что считаю немаловажным аспектом в работе) Огромная работа администрации по сохранению здоровьесбережения не только обучающихся, но и учителей. В нашем Физкультурно-оздоровительном комплексе имеется большое количество тренажеров, на которых можно заниматься под руководством опытных учителей физкультуры. В нашей гимназии есть бассейн, в котором можно поплавать и получить заряд энергии. Я считаю, что в нашей гимназии созданы все условия для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса. Но наше здоровье зависит только от нас. Мы должны больше внимания уделять своему здоровью как психологическому, так и физическому. Каждому педагогу совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения. Результатом и показателем ее эффективности будет физическое и профессиональное творческое долголетие.
© 2015, Онтина Надежда Александровна 818