«Педагогические условия укрепления здоровья младших школьников»

«Педагогические условия укрепления здоровья младших школьников»

Цель проекта: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учеников.

Задачи проекта:

1. Развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей.

2.Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни, стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.

3. Создание приятного психологического климата среди всех групп – участников учебно-воспитательного процесса;

4. Создание условий для профилактики острых вирусных респираторных заболеваний и их осложнений, эффективного личностного роста ребенка, самораскрытие его творческого потенциала в процессе учебной деятельности.

5. Воспитание здорового, творчески мыслящего человека, знающего свой организм и умеющего управлять им в любых условиях.

6. Создание необходимых условий для активного вовлечения родителей в процесс восстановления и укрепления здоровья детей.

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение: здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие? Официальная цифра такова: 96 % детей в России имеют отклонения в состоянии здоровья. Крайне неуютная цифра, не так ли?

По данным некоторых российских и зарубежных исследователей существуют четыре основных фактора, определяющих здоровье человека: физическая подготовленность, двигательная активность (30-40%), генетическая предрасположенность (20-25%), образ жизни (труд, жилье, питание, жилье и др.) (15-25%), медицина (качество лечения, профилактика болезней и т.п.) (5-10%). Степень влияния, усиления или снижения их действия различны. Для улучшения условий жизни, качества питания, медицинского обслуживания необходимы большие финансовые и материальные затраты, обеспечить которые в современной российской действительности весьма проблематично.

Укрепление здоровья – это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений. У них отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим.

Педиатры, проводя изучение состояния здоровья школьников, обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушений осанки и сколиозов, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Перечисленные заболевания получили название «школьных болезней». Несмотря на существенные преобразования материальной базы современных общеобразовательных учреждений, «школьные болезни» продолжают сохранять массовый характер.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, часто создает для них психологические трудности.

Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. У детей, не справляющихся с программой, легко развивается самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

Решение проблемы

При проявлении поведенческих нарушений и снижении успеваемости на фоне перегрузок ребенка следовало бы научить снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания, саморегуляции. Но, к сожалению не все педагоги обращают внимание на изменение психологического состояния ребенка. А это влечет за собой плачевный результат. Школьник замыкается в себе и перестает выполнять полностью учебную программу, либо находить для себя облегченный вариант учебной программы. Происходит так называемая коррекция учебной программы, а основной целью становится приспособление ребенка к новому сниженному интеллектуальному статусу. В этом случае дальнейшее обучение тормозит формирование всех психических процессов и приводит к искажению эмоционально-личностного развития.

Таким образом, стратегической целью образования является создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья.

Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 все пед учреждения должны выполнять следующие требования:

– рациональная организация учебного процесса;

– оптимальная организация физкультурно-оздоровительной работы;

– организация качественного питания;

– организация качественного медицинского сопровождения.

В соответствии с данным документом в нашем ОУ применяются следующие здоровьесберегающие образовательные технологии и формы организации учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом психологических и физиологических особенностей учащихся.

  • Интеграция образовательного и оздоровительного процессов.
  • Требования к психолого-педагогическим и гигиеническим условиям проведения урока.
  • Организация безопасной образовательной среды.
  • Система профилактики вредных привычек.
  • Содержание и система мониторинга здоровья учащихся.
  • Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества по сохранению здоровья учащихся.

Учебно-воспитательный процесс в нашей школе проводится в соответствии с результатами регулярного комплексного изучения состояния здоровья школьников, осуществляемого педагогами, медицинскими работниками в образовательном учреждении.

Большое внимание школа уделяет здоровью и здоровому образу жизни школьников. При выполнении учебного плана не допускаются перегрузки учащихся, ориентируясь на предельно допустимую нагрузку, строго отслеживается дозировка домашнего задания. С целью сохранения здоровья учащихся, учитель физкультуры используют индивидуальный и дифференцированный подход на уроках.

Мероприятия по профилактике заболеваний

и сохранению здоровья

I. У ч е т с о с т о я н и я з д о р о в ь я д е т е й:

1. Анализ медицинских карт учащихся.

2. Определение групп здоровья.

3. Учет посещаемости занятий.

4. Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

II. Ф и з и ч е с к а я и п с и х о л о г и ч е с к а я разгрузка учащихся:

1. Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.

4. Динамические паузы для учащихся 1-х классов

5. Индивидуальные занятия.

8. Дни здоровья.

10. Физкультминутки для учащихся.

11. Организация летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.

Организация работы по укреплению здоровья младших школьников

Содержание

сроки

1

Беседа по профилактике заболеваемости ОРВИ

Регулярно

2

Экскурсия «Звери, птицы, лес и я вместе дружная семья»

Ежегодно

3

Проведение физкультминуток на уроках

регулярно

4

Беседа «Правильный режим дня»

ежегодно

5

Классный час «Отношение к себе»

ежегодно

6

Эстафета «Весёлые старты»

Ежегодно

7

Беседа «Основные способы закаливания»

Ежегодно

8

Беседа «Спорт в моей жизни»

Ежегодно

9

Классный час «Вредным привычкам НЕТ!»

Ежегодно

10

Беседа «Моё питание»

Ежегодно

11

День здоровья

Ежегодно

12

Классный час «Мой труд каждый день дома»

Ежегодно

13

Спортивная программа «Мама, папа, я — спортивная семья

Ежегодно

14

Классный час «Витамины в моей жизни»

ежегодно

15

Классный час «Путешествие по стране дорожных знаков»

ежегодно

Оздоровительные процедуры и виды оздоровительных мероприятий, которые я применяю в своей работе:

1. Гимнастика до учебных занятий.

2. Подвижные перемены.

Организовать двигательный режим школьников во время перемены помогают подвижные игры. Задачи проведения подвижных игр включают в себя:

повышение работоспособности;

организацию активного отдыха;

содействие физическому развитию;

повышению уровня физической подготовленности.

3. Дни здоровья и спорта.

4. Профилактические мероприятия.

5. Просветительская и консультационная работа с родителями.

Оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на оздоровительную работу и дети могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки.

Таким образом, хочется отметить следующее: воспитание культуры здоровья у школьников будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

  • признание педагогическим коллективом школы приоритетным и значимым направлением своей деятельности здоровьесберегающую организацию образовательного процесса;
  • создание в школе целостной системы воспитания культуры здоровья, в которой все ее компоненты (когнитивная, эмоционально-чувственная и деятельностная) направлены на воспитание ценностей, среди которых Здоровье занимает особое место;
  • создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей пространственно-предметной среды;
  • организация систематического мониторинга здоровья воспитанников и здоровьесберегающей работы в школе.

Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.

14.02.2018 21:48


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас