СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровье сберегающие технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние “полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.

Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть хорошее средство – движение. Физические упражнения, движения должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь. Или мы занимаемся физкультурой, или отдаем себя во власть разрушающей гиподинамии и накапливания отрицательных эмоций.

Учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе.

Для себя я решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.

Какие же факторы могут влиять на здоровье учащихся?

  • Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
  • Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков утомляет школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
  • Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
  • На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
  • Должны присутствовать оздоровительные моменты.

В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

  • Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
  • Режим дня.
  • Навыки личной гигиены. Они в основном прививаются в семье, но и мы тоже на уроках «ослепительная улыбка»…….
  • Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

Подробнее мне бы хотелось остановиться на оздоровительных моментах т. к. среди многих факторов, которые могут влиять на здоровье детей, по интенсивности воздействия на первом месте оказывается двигательная активность.

Движение — ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для развития ребенка.

Для поддержания работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления детей и восстановления функций организма необходимо рациональное использование работы и отдыха на уроках.

«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий». К.Д.Ушинский

Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.

Физминутка – минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель прежде, чем предложить детям проведение физминутки.

Виды физкультминуток:

• Упражнения для снятия общего или локального утомления;

• Упражнения для кистей рук;

• Гимнастика для глаз;

• Гимнастика для слуха;

• Упражнения, корректирующие осанку;

• Дыхательная гимнастика.

Требования к проведению физкультминуток:

• Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;

• Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст. При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:

• Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;

• Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом;

• Текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т. к. при произношении текста детьми у них может сбиваться дыхание.

На первом уроке достаточно одной физкультминутки на 25-30-ой минуте урока, на втором и третьем уроках — по 2-3 физкультминутки на 10-ой, 15-ой, 20-ой минутах, на четвертом — 3 минутки отдыха. Длительность физкультминуток составляет 1-2 минуты и включает комплекс из 4-5 упражнений.

Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо. В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуются:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук.

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение. Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют:

- гимнастику для слуха.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:

- дыхательную гимнастику.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать:

- гимнастику для глаз.

Предлагаю вашему вниманию физминутку на снятие усталости глаз.

(просмотр анимированной физминутки)

И таких физминуток много, но за неимением проектора в классе приходиться обходиться подручными средствами. (Указкой с лазером)

Я стараюсь придерживаться этих рекомендаций. Иногда я предлагаю провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют поручение с большим удовольствием. Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально – положительное состояние.

Очень важно при проведении физминуток учитывать возрастные особенности детей и связь с уроком.

Проанализировав имеющийся опыт проведения физминуток на уроках, я пришла к выводу, что активизацию двигательной активности учащихся на уроке можно эффективно внедрять в образовательный процесс по изучаемому курсу., т.е. так называемые тематические физминутки.

Приведу примеры физминутки обучающего характера на уроке окружающего мира.

Игра "Деревья, кустарники, травы" направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников, может быть использована как физминутка при изучении темы "Какие бывают растения?" во втором классе для закрепления знаний о классификации жизненных форм растений.

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

На уроке по теме "Как развивается растение" можно провести игру "Как росло растение": учитель предлагает детям представить, что они маленькие семена, попавшие он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

Так же в качестве физминутки могут быть использованы и игры "Испорченный телефон", такие игры используют при закреплении новых понятий, правил, которые необходимо запомнить. (Суть игры заключается в безошибочной передаче определения по цепочке от одного ребёнка другому. Учитель шёпотом проговаривает ребёнку, сидящему за первой партой, необходимую фразу, ребёнок поворачивается к сидящему за ним ученику и повторяет услышанное. Последний учащийся, получив информацию, встаёт и вслух озвучивает её, либо записывает на листочке и отдаёт учителю. Победившим считается тот ряд, в котором наиболее точно передали определение)

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена.

При разработке и проведении подвижных перемен необходим дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью. Обязательным условием является окончание игр за 3 минуты до звонка на урок.

От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроке. Наблюдения показали некоторую закономерность:

  • после первого урока детям не требуется организация перемены, потому что в это время они еще не успели устать от учебной деятельности;
  • после второго урока школьники посещают столовую, а оставшееся время они используют по своему усмотрению;
  • к концу третьего урока дети устают больше всего и им необходимо сбросить физическое утомление, эмоционально “зарядиться”.

При анализе анкетирования выявлено, что преобладающему большинству учащихся нравятся музыкальные паузы и игры соревновательного характера /эстафеты/.

Владея такой информацией, можно предложить организацию перемен следующим образом:

Перемены

Дни недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

I

самостоятельные игры детей

II

посещение столовой

III

Игры малой подвижности

музыкально-танцевальные

спортивные этафеты

Игры малой подвижности

IV

самостоятельные игры детей

На основе анализа результатов наблюдений можно сделать следующие выводы:

  • в результате включения во время перемен новых игр и привлечения к ним детей, в школе образовалась совершенно иная атмосфера: дети стали более организованными, стало меньше происходить конфликтных ситуаций между детьми, меньше стало пассивных детей.

И следующее оздоровительное мероприятие -это УДА. Он не предназначен для задач физического совершенствования, а носит главным образом оздоровительный характер. На этих уроках мы разучиваем с детьми подвижные игры.

Важно на таких уроках умело чередовать игры массового характера под руководством учителя и игры в, которые дети самостоятельно играют. Т. к. игры и эстафеты, в которых участвует весь класс, несут в себе эмоциональный заряд, способствуют более быстрому и полному переключению детей на другой вид деятельности, а следовательно и более полноценному отдыху. А самостоятельные игры в малых группах или в парах полнее удовлетворяют индивидуальные склонности детей к различным видам деятельности.

Всем известно, что воспитание будет эффективнее, если учитель и родители действуют за одно, поэтому на первом собрании я объясняю родителям о важности соблюдения режима дня для здоровья их детей и для лучшей адаптации первоклассников. Знакомлю их с памяткой «Как зарядку любимой привычкой ребенка» и «Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий».

Желательно чтобы учитель проводил утреннюю гимнастику до уроков.

И если об этом помнить, прилагать усилия в решении детских проблем, то можно надеяться, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не будет падать. Будем надеется, что каждый учитель начальных классов будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.

Когда я готовилась к этому выступлению, то наткнулась на статью под названием «Учиться вредно», в которой говорится, специалисты насчитали около 30 негативных факторов влияющих на здоровье ребенка. Шариковая ручка и горизонтальная парта - одни из них. Оказывается, приучать первоклашек к шариковым ручкам - значит, наносить серьезный вред их здоровью. "Исследования показывают, что при пользовании шариковой ручкой у детей происходят задержка дыхания, сбой сердечных ритмов, а через 20 минут неотрывного письма появляются признаки стенокардии. Еще один враг школьника - парта, особенно без наклона. "Ни одно живое существо не находится столько времени в сидячем положении, сколько ребенок, который пришел учиться. Это совершенно противоестественно" В Москве появилась школа, в которой, комнаты для занятий в начальных классах не похожи на те, к которым привыкло большинство из нас. Рядом с партами здесь стоят специальные конторки, за которыми можно работать стоя. Каждые 15 минут дети меняются местами - тот, кто сидел, встает за конторку, и наоборот. Еще одна "хитрость": дети пользуются только перьевыми ручками, которые макают в чернильницы, т.к. при письме перьевой ручкой рука работает в импульсном режиме - сначала напряжение, потом расслабление, и вреда для здоровья не возникает.

Казалось бы, ничего сложного. Но вот результат: если в среднем по Москве 23% школьников имеют близорукость, то в этой школе - только 12%.

Здоровье – это драгоценность и притом единственная,

ради которой действительно стоит не только не жалеть сил,

времени, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него

частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

М. Монталь

15.09.2016 05:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!