© 2018, Гончарова Наталья Юрьевна 227
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Работая учителем химии на протяжении 27 лет, вижу, что в последние годы увеличивается заболеваемость среди подростков.
Причины ухудшения здоровья зависят от многого: наследственных факторов, неправильного отношения взрослых к своему здоровью и здоровью детей, отрицательного влияния окружающей среды.
Понятие “образ жизни” включает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
В формировании представлений о здоровом образе жизни, о здоровье мы можем участвовать не только через воспитательную работу, но и через образовательный процесс. При этом нам необходимо направить свои усилия на создание условий, позволяющих отодвинуть усталость и избежать переутомления обучающихся. Учебная нагрузка и продолжительное нахождение в статическом положении проводит к переутомлению. Поэтому надо обратить внимание на здоровье и на образ жизни наших детей. Проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое внимание и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, сформировав у него умения и компетенции в области ЗОЖ. Только в этом случае выпускник получит путевку в счастливую самостоятельную жизнь и станет конкурентоспособным.
Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения, отвечу, чтобы не наносить вреда здоровью обучающихся и преподавателей. Необходимо поставить перед собой две задачи: задачу-минимум и задачу – оптимум. Первая отвечает фундаментальному принципу педагогики «Не навреди!» и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье обучающихся. В этом случае достаточно соблюдать следующие группы факторов:
1) эколого-гигиенические;
2) организационно-педагогические;
3) психолого-педагогические.
А вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу, включающую не только охрану здоровья обучающихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья и cодействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье. Для решения данной задачи необходимо выстроить систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья обучающихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, её коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития обучающихся и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Прежде чем начать свою работу с классом, я внимательно изучаю данные о состоянии здоровья каждого из них. Известно, что учащиеся к 8 классу приобретают следующие заболевания: нарушение осанки из-за неправильного положения за партой, ухудшение зрения, связанное с плохим освещением, многочасовым времяпровождением за компьютером и прочего, нарушение работы желудочно-кишечного тракта из-за перекусываний любимыми многими подростками чипсами и газированными напитками, и, конечно же, истощение нервной системы, связанной с учебными перегрузками.
Учащиеся 8-9-х классов еще не утратили интерес к игровой деятельности. Включение их в творческий процесс, в процесс поиска решения служит развитию личности и снижает наступление утомления. Это достигается использованием:
игровых ситуаций на уроке;
разных форм уроков (КВН, викторина, сказка, игра);
наглядности;
занимательных упражнений;
фантазирования;
загадок по различным темам.
В качестве примеров можно привести следующее. Загадки целесообразно задавать в самом начале урока, чтобы мотивировать обучающихся на изучение новой темы. Так в самом начале изучения органической химии (химии углерода) можно предложить такую загадку:
Удивить готов он нас -
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он — графит.
Грамотный народ поймет
То, что это …
(Углерод)
Что касается наглядности, например, то скука от изучения химических свойств веществ моментально проходит, когда обучающимся демонстрируется химический эксперимент, да ещё и с их обязательным привлечением в качестве добровольных помощников. Занимательные упражнения хороши потому, что с их помощью можно привлечь ребят к нелюбимому занятию – решать задачи или записывать уравнения химических реакций. Вот некоторые примеры таких задач.
Задача 1. Завхоз школы обратился за помощью в химический кружок. Выдав кружковцам 500 г 25%-го раствора технического аммиака (нашатырный спирт), он поставил передними задачу: обеспечить каждый из 13 кабинетов школы флакончиком для аптечки, где содержалось бы 20 г раствора аммиака с его массовой долей 10%.
Справится ли с поставленной задачей кружковцы?
Задача 2. В лаборатории был разбит градусник, и ртуть раскатилась по полу. Её собрали в сосуд, который закупорили. Преподаватель химии дал строгое распоряжение лаборанту провести демеркуризацию помещения подкисленным соляной кислотой раствором марганцовки с массовой долей перманганата калия 10%.
Предложите быстрый грубый способ приготовления раствора в 12-литровом ведре. А как приготовить раствор точно?
Задача 3. Чтобы шампуни оставались прозрачными при любой температуре, в них добавляют пропиленгликоль (пропантриол – 1,2). Напишите уравнение реакции его получения из пропилена.
Применение игровых ситуаций на различных этапах урока (химическое лото при изучении алканов и алкенов, химическое домино при закреплении знаний об углеводах, морской бой при решении задач ) позволяет вывести обучающихся на такой этап, когда они готовы принять нетрадиционную форму повторительно-обобщающего урока. Так, всегда успешно проходят игровые уроки «Занимательно об алканах» и «Генетическая связь между углеводородами».
Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.
Практика показывает, что у обучающихся особо чувствительной является нервная система, поэтому важным во время проведения урока является:
1. Соблюдение нормы числа видов учебной деятельности (опрос, работа с учебником, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, слушание, решение примеров и задач и др.) – 4 – 7 видов за урок. Более частые смены одной деятельности другой требуют от обучающихся дополнительных адаптационных усилий.
2. Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
- метод свободного выбора (беседа);
– активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь).
Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
3. Проведение физкультурных минуток.
–расслабление кистей рук. Устаёт рука – устаёт ребёнок;
– на координацию движений и психологическую разгрузку.
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем подняв большой палец левой руки сказать “Во!”. Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
– предупреждение утомления глаз;
Эту задачу мы также решаем с помощью упражнений для глаз, которые укрепляют мышцы век, улучшают кровообращение и расслабление мышц глаз.
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптивных ресурсов организма школьников. Физминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжения внутренних органов, работоспособность нервной системы. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3 легких упражнений с 3 повторениями каждого упражнения.
4. Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
– эмоциональная мотивация в начале урока;
– создание ситуации успеха;
- наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.д.
5. Обстановка и гигиенические условия в классе:
-оптимальная температура и свежесть воздуха;
- рациональность освещения доски и класса;
Отсутствие звуковых раздражителей и т.д.
6. Социализация личности обучающегося:
- наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
- демонстрация, прослеживание этих связей;
- формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
- выработка понимания сущности здорового образа жизни;
-формирование потребности в здоровом образе жизни;
- выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
Особо хочется остановиться на следующем вопросе. Внедряя ФГОС в учебный процесс, необходимо формировать ключевые компетенции у обучающихся. Для этого надо предоставить им возможность самостоятельно справляться с задачами в деятельности, в жизни. Одним из способов заинтересовать обучающихся является возможность продемонстрировать им связь изучаемого материала с реальной жизнью (в том числе с сохранением собственного здоровья), вовлекая ребят в исследовательские проекты. Работа над проектом включает в себя следующие компетенции: учебно-познавательную (постановка целей, организация их достижения, планирование, анализ, проведение рефлексии и самооценка собственной деятельности); ценностно-смысловые, обеспечивающие механизм самоопределения обучающегося в ситуациях учебной и иной деятельности, информационные (получение навыков деятельности по отношению к информации и владение современными средствами информации), коммуникационные (обучающиеся получают навыки публичных выступлений, учатся вести дискуссию и задавать вопросы).
Темы исследовательских проектов, которые были ранее выполнены обучающимися в рамках изучения химии : «Картофельные чипсы. Польза или обман?», « Молозиво-первое молоко в жизни. Или еще раз о пользе грудного вскармливания», «Витамины», «Химия и пища: белки, углеводы, жиры», «Изучение содержания каратиноидов в кормах животных», «Черное золото земли поволжской.». Их представление вызвало большой интерес в аудитории, потому что обучающиеся имели возможность убедиться в том, что забота о своем здоровье снижает риск возникновения заболеваний. Наши ребята защищают проекты на муниципальном и региональном уровнях. В проекте «Чудо-созданное природой» использован химический эксперимент по определению качества молока цельного и из пакетиков. Проект ученицы начальных классов был предоставлен на конкурсе «Малая академия», занял 2 место и в октябре прошлого года получил диплом 1 степени на областном конкурсе «Мы-юные хозяева земли». Успехи моих воспитанников радуют, но это не главное. Ребята приходят в 8 класс уже подготовленные, появились среди них и те, кто принял решение целенаправленно изучать предмет для поступления в ВУЗ.
Иными словами, во всех вышеперечисленных проектах реализовывались здоровьесберегающие компетенции, которые также можно отнести к ключевым.
Работа над подобными проектами продолжается. Обучающиеся 10 класса заинтересовались проблемой синтетических моющих средств и в данное время рассматривают влияние действия косметических и моющих средств на организм человека.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а преподавателю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
-80%
© 2018, Гончарова Наталья Юрьевна 227