СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая учителем химии на протяжении 27 лет, вижу, что в последние годы увеличивается заболеваемость среди подростков.

Причины ухудшения здоровья зависят от многого: наследственных факторов, неправильного отношения взрослых к своему здоровью и здоровью детей, отрицательного влияния окружающей среды.

Понятие “образ жизни” включает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

В формировании представлений о здоровом образе жизни, о здоровье мы можем участвовать не только через воспитательную работу, но и через образовательный процесс. При этом нам необходимо направить свои усилия на создание условий, позволяющих отодвинуть усталость и избежать переутомления обучающихся. Учебная нагрузка и продолжительное нахождение в статическом положении проводит к переутомлению. Поэтому надо обратить внимание на здоровье и на образ жизни наших детей. Проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое внимание и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе.

Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, сформировав у него умения и компетенции в области ЗОЖ. Только в этом случае выпускник получит путевку в счастливую самостоятельную жизнь и станет конкурентоспособным.

Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения, отвечу, чтобы не наносить вреда здоровью обучающихся и преподавателей. Необходимо поставить перед собой две задачи: задачу-минимум и задачу – оптимум. Первая отвечает фундаментальному принципу педагогики «Не навреди!» и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье обучающихся. В этом случае достаточно соблюдать следующие группы факторов:

1) эколого-гигиенические;

2) организационно-педагогические;

3) психолого-педагогические.

А вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу, включающую не только охрану здоровья обучающихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья и cодействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье. Для решения данной задачи необходимо выстроить систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.

В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья обучающихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, её коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития обучающихся и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Прежде чем начать свою работу с классом, я внимательно изучаю данные о состоянии здоровья каждого из них. Известно, что учащиеся к 8 классу приобретают следующие заболевания: нарушение осанки из-за неправильного положения за партой, ухудшение зрения, связанное с плохим освещением, многочасовым времяпровождением за компьютером и прочего, нарушение работы желудочно-кишечного тракта из-за перекусываний любимыми многими подростками чипсами и газированными напитками, и, конечно же, истощение нервной системы, связанной с учебными перегрузками.

Учащиеся 8-9-х классов еще не утратили интерес к игровой деятельности. Включение их в творческий процесс, в процесс поиска решения служит развитию личности и снижает наступление утомления. Это достигается использованием:

игровых ситуаций на уроке;

разных форм уроков (КВН, викторина, сказка, игра);

наглядности;

занимательных упражнений;

фантазирования;

загадок по различным темам.

В качестве примеров можно привести следующее. Загадки целесообразно задавать в самом начале урока, чтобы мотивировать обучающихся на изучение новой темы. Так в самом начале изучения органической химии (химии углерода) можно предложить такую загадку:

Удивить готов он нас -

Он и уголь, и алмаз,

Он в карандашах сидит,

Потому что он — графит.

Грамотный народ поймет

То, что это …

(Углерод)

Что касается наглядности, например, то скука от изучения химических свойств веществ моментально проходит, когда обучающимся демонстрируется химический эксперимент, да ещё и с их обязательным привлечением в качестве добровольных помощников. Занимательные упражнения хороши потому, что с их помощью можно привлечь ребят к нелюбимому занятию – решать задачи или записывать уравнения химических реакций. Вот некоторые примеры таких задач.

Задача 1. Завхоз школы обратился за помощью в химический кружок. Выдав кружковцам 500 г 25%-го раствора технического аммиака (нашатырный спирт), он поставил передними задачу: обеспечить каждый из 13 кабинетов школы флакончиком для аптечки, где содержалось бы 20 г раствора аммиака с его массовой долей 10%.

Справится ли с поставленной задачей кружковцы?

Задача 2. В лаборатории был разбит градусник, и ртуть раскатилась по полу. Её собрали в сосуд, который закупорили. Преподаватель химии дал строгое распоряжение лаборанту провести демеркуризацию помещения подкисленным соляной кислотой раствором марганцовки с массовой долей перманганата калия 10%.

Предложите быстрый грубый способ приготовления раствора в 12-литровом ведре. А как приготовить раствор точно?

Задача 3. Чтобы шампуни оставались прозрачными при любой температуре, в них добавляют пропиленгликоль (пропантриол – 1,2). Напишите уравнение реакции его получения из пропилена.

Применение игровых ситуаций на различных этапах урока (химическое лото при изучении алканов и алкенов, химическое домино при закреплении знаний об углеводах, морской бой при решении задач ) позволяет вывести обучающихся на такой этап, когда они готовы принять нетрадиционную форму повторительно-обобщающего урока. Так, всегда успешно проходят игровые уроки «Занимательно об алканах» и «Генетическая связь между углеводородами».

Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.

Практика показывает, что у обучающихся особо чувствительной является нервная система, поэтому важным во время проведения урока является:

1. Соблюдение нормы числа видов учебной деятельности (опрос, работа с учебником, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, слушание, решение примеров и задач и др.) – 4 – 7 видов за урок. Более частые смены одной деятельности другой требуют от обучающихся дополнительных адаптационных усилий.

2. Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.

- метод свободного выбора (беседа);

– активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь).

Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

3. Проведение физкультурных минуток.

–расслабление кистей рук. Устаёт рука – устаёт ребёнок;

– на координацию движений и психологическую разгрузку.

Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем подняв большой палец левой руки сказать “Во!”. Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.

– предупреждение утомления глаз;

Эту задачу мы также решаем с помощью упражнений для глаз, которые укрепляют мышцы век, улучшают кровообращение и расслабление мышц глаз.

Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптивных ресурсов организма школьников. Физминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжения внутренних органов, работоспособность нервной системы. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3 легких упражнений с 3 повторениями каждого упражнения.

4. Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:

– эмоциональная мотивация в начале урока;

– создание ситуации успеха;

- наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.д.

5. Обстановка и гигиенические условия в классе:

-оптимальная температура и свежесть воздуха;

- рациональность освещения доски и класса;

Отсутствие звуковых раздражителей и т.д.

6. Социализация личности обучающегося:

- наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

- демонстрация, прослеживание этих связей;

- формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;

- выработка понимания сущности здорового образа жизни;

-формирование потребности в здоровом образе жизни;

- выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

Особо хочется остановиться на следующем вопросе. Внедряя ФГОС в учебный процесс, необходимо формировать ключевые компетенции у обучающихся. Для этого надо предоставить им возможность самостоятельно справляться с задачами в деятельности, в жизни. Одним из способов заинтересовать обучающихся является возможность продемонстрировать им связь изучаемого материала с реальной жизнью (в том числе с сохранением собственного здоровья), вовлекая ребят в исследовательские проекты. Работа над проектом включает в себя следующие компетенции: учебно-познавательную (постановка целей, организация их достижения, планирование, анализ, проведение рефлексии и самооценка собственной деятельности); ценностно-смысловые, обеспечивающие механизм самоопределения обучающегося в ситуациях учебной и иной деятельности, информационные (получение навыков деятельности по отношению к информации и владение современными средствами информации), коммуникационные (обучающиеся получают навыки публичных выступлений, учатся вести дискуссию и задавать вопросы).

Темы исследовательских проектов, которые были ранее выполнены обучающимися в рамках изучения химии : «Картофельные чипсы. Польза или обман?», « Молозиво-первое молоко в жизни. Или еще раз о пользе грудного вскармливания», «Витамины», «Химия и пища: белки, углеводы, жиры», «Изучение содержания каратиноидов в кормах животных», «Черное золото земли поволжской.». Их представление вызвало большой интерес в аудитории, потому что обучающиеся имели возможность убедиться в том, что забота о своем здоровье снижает риск возникновения заболеваний. Наши ребята защищают проекты на муниципальном и региональном уровнях. В проекте «Чудо-созданное природой» использован химический эксперимент по определению качества молока цельного и из пакетиков. Проект ученицы начальных классов был предоставлен на конкурсе «Малая академия», занял 2 место и в октябре прошлого года получил диплом 1 степени на областном конкурсе «Мы-юные хозяева земли». Успехи моих воспитанников радуют, но это не главное. Ребята приходят в 8 класс уже подготовленные, появились среди них и те, кто принял решение целенаправленно изучать предмет для поступления в ВУЗ.

Иными словами, во всех вышеперечисленных проектах реализовывались здоровьесберегающие компетенции, которые также можно отнести к ключевым.

Работа над подобными проектами продолжается. Обучающиеся 10 класса заинтересовались проблемой синтетических моющих средств и в данное время рассматривают влияние действия косметических и моющих средств на организм человека.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а преподавателю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

04.04.2018 21:02


Рекомендуем курсы ПК и ПП