СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В дошкольном возрасте происходят значительные изменения организма. Ребёнок дошкольник растёт не по дням, а по часам. Интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат: крупные мышцы туловища и конечностей у будущего первоклассника развиты хорошо, но мелкие мышцы рук всё ещё слабы. Из-за этого ребёнок может жаловаться на боль в пальцах при длительном рисовании или штриховке. [19]
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Формирование мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи.
Дети с хорошо развитой мелкой моторикой (ловкие и подвижные пальцы) обычно легче и быстрее овладевают речью, формируя правильную и связную речь. Они демонстрируют более высокие способности к логическому мышлению, обладают хорошей памятью и концентрацией внимания. Их мыслительные процессы протекают более эффективно.
Напротив, недостаточный уровень развития мелкой моторики у дошкольников может проявляться в быстрой утомляемости, неспособности к длительной концентрации внимания, повышенной тревожности и трудностях с выполнением заданий, требующих точных движений, таких как рисование, письмо, лепка или конструирование. Например, обведение простых фигур может стать для них сложной задачей. Эти трудности могут существенно затруднить процесс обучения в школе и привести к отставанию в развитии по сравнению со сверстниками. Слабо развитая мелкая моторика может быть связана с проблемами в овладении письмом, чтением и другими навыками, требующими тонкой координации движений. Поэтому своевременное развитие мелкой моторики является важнейшим фактором успешной подготовки ребенка к школе и его дальнейшего обучения.
Развитие мелкой моторики у детей играет ключевую роль не только в формировании речи, но и в развитии высших когнитивных функций. Мелкая моторика тесно взаимосвязана с вниманием, логическим мышлением, пространственным ориентированием, воображением, наблюдательностью, а также зрительной и двигательной памятью. Уровень развития мелкой моторики служит одним из важных критериев оценки интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Хорошо развитая мелкая моторика необходима ребенку не только для успешного обучения в школе (письмо, рисование), но и для выполнения множества повседневных действий: одевания, еды, завязывания шнурков, застегивания пуговиц и т.д. Это важный навык, обеспечивающий самостоятельность и адаптацию к жизни.
Формирование мелкой моторики важно начинать с младенчества и продолжать на протяжении всего дошкольного возраста. Уже грудничкам можно делать массаж ладошек и пальчиков. В 10 месяцев рекомендуется катать мелкие предметы, рвать бумагу, лепить из пластилина. Постепенно усложняются упражнения, включающие имитацию действий и предметов. В раннем и младшем дошкольном возрасте используются простые упражнения с сопровождающим стихотворным текстом, а также развиваются навыки самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шнурков). В старшем дошкольном возрасте упражнения на мелкую моторику становятся важной частью подготовки к школе, особенно к письму. [23]
Развитие мелкой моторики – это не только выполнение упражнений, направленных на совершенствование точности и координации движений пальцев и кистей. Значительное влияние на этот процесс оказывают физические упражнения, такие как висы на спортивном комплексе, лазание по лесенкам и другие виды активности, требующие использования рук. Эти упражнения укрепляют мышцы предплечий, кистей и пальцев, что, в свою очередь, положительно сказывается на способности к выполнению тонких, координированных движений. Дети, имеющие опыт подобной физической активности, демонстрируют более высокие результаты в выполнении упражнений, непосредственно направленных на развитие мелкой моторики.
Особое внимание следует уделить принципу симметричного развития обеих рук. Важно стремиться к равномерному развитию как правой, так и левой руки, выполняя все упражнения с использованием обеих конечностей. Такой подход обусловлен нейрофизиологическими особенностями головного мозга. Развитие правой руки стимулирует развитие левого полушария, ответственного за логическое мышление, аналитические способности и языковое развитие. Одновременно, развитие левой руки стимулирует развитие правого полушария, которое отвечает за креативность, интуицию, пространственное мышление, обработку информации, связанной с искусством и музыкой.
В современной системе образования наблюдается явный перекос в сторону развития левого полушария. Преобладание академических дисциплин (язык, математика) над художественно-творческими приводит к недостаточной стимуляции правого полушария. Кроме того, распространенность праворукости способствует тому, что левая рука задействуется значительно реже, что еще больше усиливает дисбаланс. Это может привести к ослаблению творческого потенциала и снижению способности к нестандартному мышлению.
Наблюдения показывают, что левши, как правило, демонстрируют более высокий уровень развития творческих способностей, что может быть связано с более сбалансированным развитием обоих полушарий головного мозга. Поэтому симметричное развитие мелкой моторики, включающее активное использование обеих рук и комбинация с физическими упражнениями, представляется важным фактором гармоничного когнитивного развития детей дошкольного возраста и способствует более полному раскрытию их потенциала.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что формирование мелкой моторики в дошкольном возрасте это важный процесс в развитии ребенка, которому стоит уделить большое внимание, так как от него зависит развитие других процессов, таких как например, речь или мышление.
© 2025, Мазурова Юлия Андреевна 9