СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели:
· познакомить с экосистемами и их обитателями;
· показать особую роль живых организмов на Земле;
· развивать умение обмениваться мнениями и делать общие выводы;
· воспитывать бережное отношение к тому, что нас окружает.
Задача занятия: исследовать связь живого и неживого в природе; удивительную взаимную приспособленность всех живых организмов.
Оборудование:
· картинки для групп.
· Магнитные плакаты.
· ТСО – компьютер, мультимедиапроектор, экран;
Презентация (
Ход занятия
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
(хором) Хотим всё знать!
-Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы.
2. Актуализация знаний и постановка цели.
Слайд № 1:
- Ребята, сегодня мы проведем исследование по теме «Что такое экосистема?
Кто её обитатели?».
А еще ребята поделятся своими наблюдениями новыми знаниями, полученными из энциклопедий, словарей.
На прошлом занятии я просила вас узнать значение слова экосистема.
-Кто готов поделиться своими знаниями?
(Эко – природа, система – порядок, а, в общем, экосистема- это порядок в природе)
3. Совместное открытие новых знаний.
- Первый шаг нашего исследования – место обитания. Сейчас каждая группа рассмотрит на картинках живые организмы и проведет исследование по заданиям.
Слайд № 2: (читаем вслух)
1. Определить место обитания.
2. Выделить лишнего обитателя. Почему?
3. Почему обитатели чувствуют себя как дома?
1 группа: (олень, лиса, кукуруза, кабан, земляника,).
2 группа: (одуванчик, бабочка, лютик, дуб, пчела).
3 группа: (свёкла, колорадский жук, картофель, карп, овёс).
4группа: (лягушка, цапля, утки, ромашка, жук-плавунец).
- Выскажите свое понимание по 1 и 2 заданиям.
Слайд № 3.
- Почему они чувствуют себя как дома?
- Что такое место обитания?
Любой живой организм в природе встречается только там, где находит все условия для жизни: тепло и свет, защиту от врагов, где достаточно пищи и воды.
Это - его место обитания. Здесь организм чувствует себя как дома, а в другом месте может погибнуть.
- Как связаны друг с другом животные и растения? Своими наблюдениями поделится ________________
Слайд № 4.
«Мои наблюдения помогли дать ответ на вопрос «Как связаны друг с другом животные и растения?» они связаны друг с другом пищевыми связями.
В нашем лесу я наблюдал, как белка грызет орешки, а потом узнал, что хищники куница или горностай питаются белками.
Слайд № 5.
Или другой пример: корой осины питается травоядное животное – заяц, а на зайцев охотятся хищники лисы и волки.
В природе организмы одного вида служат пищей для организмов другого вида. Различные животные и растения объединены пищевыми связями. Поэтому их не надо кормить. Они живут там, где находят достаточно пищи».
Задание для групп: составить цепи питания.
1 группа: (лес).
2 группа: (луг).
3 группа: (озеро).
4 группа: (поле)
- Кому принадлежит главная роль в экосистеме?
- Вот что узнала о растениях ________________
Слайд № 6.
«Я увлекаюсь чтением книг о растениях. Оказывается, главная роль в экосистеме принадлежит растениям, поэтому их называют «кормильцами».
Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания. Сами же растения поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы – воду и минеральные вещества, то есть питательные вещества, необходимые для роста. Из них на свету производятся богатые энергией органические вещества. Эти вещества служат и пищей самим растениям, и другим обитателям экосистемы».
- Итак, растения – это кормильцы. Почему?
- О животных расскажет ________________
Слайд № 7.
«Читая книги о животных, я узнала, что их называют «едоками». Животные едят готовую пищу. Это их главная роль в экосистеме. Животные получают органические вещества, поедая растения. Хотя «едоки» и питаются растениями, они не съедают их целиком, так что растения снова вырастают. Многие животные помогают растениям размножаться и расселяться, перенося их пыльцу и семена. Кроме того, животные дышат, поглощая из воздуха кислород».
- Почему животных называют «едоками»?
- Наши исследования продолжаются. Как вы думаете, живет ли кто-нибудь еще вместе с растениями и животными?
- Послушаем ______________________
«Если бы в экосистеме были только «кормильцы» и «едоки», то в ней скопилось бы много мусора: останков животных, прошлогодней травы, опавших листьев и веток, пней.
- Ребята, послушайте сказку и объясните, куда исчез пень?
«Шел по лесу Медведь. Долго шел, приморился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький, березовый. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пне посидеть. Отдохнул Мишка на пне, поворчал всласть, поохал и отправился домой. А пень так и остался стоять – крепкий, даже Медведю тяжелому не под силу его развалить.
Первыми прослышали про свеженький пень жуки. Есть говорят, дом свободный, никем не занятый, вот мы и станем его жильцами.
Налетел как-то ветер и забросил на пень маленькие споры-кружочки. Выросли из тех спор маленькие-премаленькие водоросли. Прослышали про то улитки, тотчас же в дорогу засобирались. Хоть и долго ползли, а все же на пень взобрались, лакомятся водорослями.
А на самой верхушке пня мох зеленый появился. Кто под такой крышей жить откажется? Вот и наползла мелочь лесная под моховую крышу. На пеньке живут, пенек жуют, мхом укрываются. Дружная семейка грибов-опят выросла. Грибы тоже пень разрушают.
Так новые жители необыкновенного домика бегали, бегали, суетились, суетились, глядь, исчез пень, в труху превратился, на землю кусочками упал. Кусочки эти жуки-червяки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.
Прошло какое-то время. Снова Мишка забрел в знакомые места. Сонливость его одолела, тут он о пенечке и вспомнил. Пришел Медведь на полянку, где пень стоял, а там, кроме муравейника, ничего и не видать: «Как же так? – подумал Медведь. – Помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался?» почесал лапой в затылке и подумал: «Да, стар я, видно, стал».
Старый Медведь мудрый, но так ничего и не понял.
- А вы, ребята, поняли, куда подевался или исчез пень?
- О своих исследованиях расскажет_________________
Слайд № 8.
«Я наблюдала в лесу под опавшей листвой, под корой старых деревьев за букашками, червями, жуками. Все они перерабатывают природный мусор и снова превращают его в минеральные вещества, то есть питательные вещества, нужные растениям, поэтому их называют «мусорщиками». «Мусорщиками» являются дождевые черви, грибы, микроскопические бактерии.
Слайд № 9.
Разрушенные останки растений и животных придают верхнему слою земли темную окраску. Он превращается в почву – волшебный слой, обладающий плодородием».
- Так, благодаря живым организмам, превращение веществ бесконечно идет по замкнутому кругу. И поддерживается жизнь на Земле.
4. Итог занятия.
- Подведем итог нашего исследования.
1. Что такое экосистема?
Слайд № 10.
(Экосистема - это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных "профессий" способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ)
2. Назовите обитателей экосистемы.
3. Как вы думаете, зачем мы исследовали экологические системы?
Слайд № 11.
«В любую экосистему мы должны приходить, как в гости, потому что вокруг нас столько полезного, удивительного, прекрасного, и мы можем этим пользоваться, любоваться, не нарушая целостности экосистем.
- Спасибо вам, ребята, за старание на занятии.
© 2015, Черногор Галина Васильевна 673