МАОУ – Коррекционная школа-интернат № 12 г. Искитима
Учебная рабочая программа
«Ознакомление с окружающим миром» 2 класс (вариант 2.3)
на 2018 – 2019 уч. год
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся (программа по ознакомлению с окружающим миром для второго класса варианта 2.3 специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, составители: А.Г.Зикеев, Л.И. Тигранова (издательство М.: «Просвещение», 2006г.), которая является допущенной МО РФ и учебника: Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова Ознакомление с окружающим миром, М.: «Просвещение»,2017 г. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1час в неделю.
Учебный предмет «Окружающий мир» знакомит учащихся с природой, общественной жизнью и трудом людей, культурой поведения, а также способствует формированию представлений о природных объектах и явлениях.
Основными целями предмета «Окружающий мир» являются:
1. Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека из личного опыта общения с людьми и природой;
2. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях российского общества.
3. Воспитание интереса к предмету «Окружающий мир»
4. Развитие словесной речи и слухового восприятия слабослышащих учащихся.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
• накопление и систематизация представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни, природы;
• обогащение их нравственного опыта;
• формирование навыков правильного поведения (в семье, школе, на улице, в общественных местах, в природе);
• воспитание любви и заботы к членам семьи, уважительного, внимательного отношения к окружающим людям (сверстникам и педагогам и др.);
• воспитание у детей бережного отношения к вещам, созданным трудом людей, уважения к труду, людям труда, ответственного отношения к природе, любви к родному краю, Родине.
Специфические особенности данного курса обусловлены тем, что он преподается детям с недостатками слуха и со сниженным интеллектом. Обучение предмету «Окружающий мир» тесно связано с формированием речи. Сознательное усвоение слабослышащими учащимися знаний по окружающему миру невозможно без овладения ими необходимым речевым материалом. Это требует специальной работы, направленной на овладение знаний, терминологии в изучении этого предмета.
Общая характеристика курса
Изучение предмета ведётся в двух направлениях.
Первое направление предусматривает знакомство с общественной жизнью, трудом людей, культурой поведения.
Второе направление предусматривает знакомство с природой в непосредственном общении с нею; ведётся работа по формированию представлений у учащихся о природных объектах и явлениях, по воспитанию ответственного отношения к природе, культуре поведения в природе и работа по организации посильной деятельности по охране природы.
В свою очередь, приобретаемые знания служат формированию мировоззрения учащихся, воспитанию любви и бережного отношения к природе, чувства патриотизма и понимания прекрасного.
Первоначальные знания о природе являются основой для дальнейшего усвоения курса природоведения, имеют большое значение для общего и речевого развития слабослышащих детей, способствуют развитию словесно-логического мышления.
В процессе изучения живой природы особое внимание должно быть уделено формированию умения описывать тот или иной объект, его характерные особенности по определённому плану, выделив при этом наиболее существенные признаки. С этой целью рекомендуется широко использовать приёмы, активизирующие познавательную деятельность учащихся (анализ, синтез, сравнение), и тщательно подбирать объекты для изучения.
При изучении особенностей строения растений и животных, условий их жизни объекты, относящиеся к определённой систематической группе, рассматриваются одновременно, а не поочерёдно, что помогает учащимся быстрее и легче установить сходные и отличительные признаки.
Сравнение изучаемых предметов и явлений природы, установление их сходных и отличительных признаков даёт возможность постепенно подвести учащихся к начальным природоведческим обобщениям, простейшей систематизации и классификации изучаемых объектов, что особенно важно для формирования системы природоведческих обобщений и активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе познания природы.
Предмет «Окружающий мир» тесно связан с остальными предметами начальной школы. Наблюдения за жизнью природы и общества, за трудом людей способствуют лучшему пониманию учебного материала по таким предметам, как русский язык, трудовое обучение и др. Представления об окружающем мире, получаемые учащимися на других уроках, на занятиях по этому предмету расширяются, обогащаются, приобретают большую практическую направленность.
На уроках по ознакомлению с окружающим миром, как и на всех других, должны правильно использоваться и реализовываться требования, предъявляемые к восприятию обращённой речи( на слухо-зрительной основе или на слух) и к оформлению учащимися высказывания (контроль за произношением и исправление допускаемых ошибок).
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Настоящая программа составлена на 2018-2019 учебный год в количестве 34 часа, 1 час в неделю, и рассчитана на 1 год обучения в соответствии с учебным планом школы.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир».
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности предмета «Окружающий мир»:
- расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- формирование умения наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы;
- овладение доступными способами изучения природных явлений и процессов и некоторых социальных объектов.
- формирование уважительного отношения к России, родному краю; природе нашей страны и ее современной социальной жизни;
Тематический план данной программы носит примерный характер, предполагает вариативность в зависимости от особенностей класса, что отражается в календарно-тематических планах.
5.Результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе.
1.Развитие жизненной компетенции:
- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
- Овладение навыками коммуникации.
- Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации.
- Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
2.Личностные результаты:
- Уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Заинтересованность в приобретении и расширении знаний.
- Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
- Установка на здоровый образ жизни.
3. Метапредметные результаты:
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Изучение природы создает большие возможности для развития общеучебных умений: наблюдать за объектами и явлениями природы, выделять их существенные и несущественные признаки, сравнивать, обобщать, делать выводы и доступно рассказывать о явлениях. На уроках окружающего мира, как и на всех других, реализуются требования, предъявляемые к восприятию обращенной речи (на слухо-зрительной основе или на слух) и к оформлению учащимися своих высказываний (контроль за произношением и исправление допускаемых ошибок).Формируются следующие универсальные учебные действия:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать, отвечать на вопросы.
Предметные результаты:
- Используются различныеметоды, формы работы и наглядные средства для накопления специальных природоведческих терминов, слов и словосочетаний обозначающих объекты и явления природы и включение их в самостоятельную разговорную речь.
- Формирование умения описать тот или иной объект, его характерные особенности по плану
- Сравнение предметов и явлений природы, установление их сходных и отличительных признаков даёт возможность постепенно подвести учащихся к первоначальным природоведческим обобщениям.
- Умения вести наблюдения за объектами природы и сезонными изменениями и записывать в дневнике наблюдений.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
• свой домашний адрес;
• выполнять режим дня, элементарные требования личной гигиены;
• основные формы приветствия и уметь использовать в отношениях с людьми;
• основные правила поведения в интернате, на уроке, в игре и выполнять их;
• элементарные правила поведения на улице и выполнять их;
• ходить по тротуару (обочине), переходить улицу со взрослыми, знать правила перехода улицы (значение каждого цвета светофора), основные части улицы (дороги).
6.Содержание учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе
Раздел I. Наш дом.
• Мое имя и моя фамилия. Домашний адрес: название города (села), улицы, номер дома, квартиры.
• Мои родные (состав семьи). Имена, отчества родителей. Заботливое отношение к членам семьи.
• Мой дом (моя квартира). Оборудование дома (квартиры).Уважение к труду взрослых. Выполнение посильных поручений в семье.
• Личная гигиена школьника. Сон и его продолжительность. Элементарное знакомство с гигиеной сна. Режим для первоклассника.
Раздел II Наша школа.
• Школа. Наш класс и другие школьные помещения (учительская, учебные кабинеты, актовый зал, спальни, библиотека, столовая и др.)
• Имена, отчества учителей, воспитателей, директора школы и др.
• Профессии работников школы: директор, учитель, воспитатель, врач, медсестра, библиотекарь и т. д. уважение к труду работников школы.
• Правила поведения в школе ( вежливое отношении к старшим и сверстникам). Выполнение поручений учителя и воспитателя (уборка класса, спальни). Уход за комнатными растениями своего класса.
• Правила поведения во время занятий (приветствовать взрослых, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не мешать товарищам, ответственно относиться к учебе, поручениям и просьбам). Правила поведения в игре (распределения ролей в игре, проявление инициативы). Проявление инициативы и активности в общественно полезной деятельности.
• Правила поведения в столовой. Правила пользования столовыми приборами, экономное отношение к продуктам питания, особенно к хлебу.
• Бережное отношение к окружающим вещам (одежде, учебникам, книгам, игрушкам, оборудованию класса , групповой комнаты, спальни и т.д.). Уход за обувью и одеждой. Соблюдение правил безопасности в обращение с бытовыми приборами. Правила противопожарной безопасности.
Город, где мы учимся. Родная страна.
• Название города (села), где мы учимся.
• Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, перекресток, светофор.
• Правила перехода улицы.
• Правила поведения детей на улице, в транспорте.
• Правила обхода транспорта.
• Природа города (села). Бережное отношение к окружающим растениям. Участие в работе по уходу за растениями.
• Наша родина. Главный город нашей страны.
• Знаменательные даты. Участие детей в подготовке праздничных утренников.
IV. Родная природа
• Наблюдения за погодой (солнцем, состоянием неба, состоянием воздуха, ветром и осадками) отмечать в индивидуальных дневниках наблюдений и классном календаре природы и труда соответствующими рисунками и условными обозначениями.
Наблюдения за явлениями природы по сезонам
• Систематические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений, животных и деятельности людей (Игры, одежда детей, занятия взрослых) по сезонам.
• Фиксация в дневниках наблюдений характерных явлений, происходящих в природе (начало и конец листопада, начало и конец ледохода, первый снег, первая гроза, и др.).
• Установление связи между наблюдениями изменениями погоды и сезонными изменениями в жизни растений, животных и деятельности людей.
• Обобщение результатов наблюдений за погодой и явлениями, происходящими в природе, проводится ежемесячно на специальных уроках.
Растения
• Местные цветковые растения
• Отличие их по внешнему виду (окраске цветков и листьев), Органы (части) цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок.
• Плоды. Семена.
• Характерные признаки основных органов растений. Значение выращивания цветочно-декоративных растений (озеленение парков и скверов города; составление букетов).
• Грибы: белый гриб, подосиновик, подберезовик, сыроежка, лисичка, опята, мухомор, бледная поганка или другие местные грибы. Различиеизучаемых объектовСъедобные несъедобные грибы. Использование человеком съедобных грибов.
• Лесные ягоды и орехи: ягоды (плоды) малины, клюквы, брусники, черники, земляники, рябины, черемухи; орехи (грецкий орех, кедровые орешки – семена сибирского кедра).
• Растения плодового сада: деревья (яблоня, вишня, груша, слива); кустарники (малина, крыжовник, черная, белая и красная смородина) и травяные растения (садовая земляника).
• Растения огорода: морковь, свекла, помидоры, капуста, редис, укроп, огурцы, горох, репа, редька, салат.
• Различие растений плодового сада и огорода. Значение выращивания этих растений и использование их человеком.
• Овощи и фрукты: помидор, огурец, морковь, репа, свекла, яблоко, груша, слива, виноград, апельсин, лимон и другие местные овощи и фрукты.
Тематическое планирование
Ознакомление с окружающим миром– 2 класс (вариант 2.3)
Общее количество часов - 34 часа, 1 часа неделю
I четверть –9 часов (9 недель)
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов | Дата | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Словарь | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия (УУД) |
1 | 1 сентября стр. 4 | 1 | | праздник, ученик, ученица, ранец, портфель | Принимать участие при подготовке праздников; усвоить значение знаменательных дат для человека | Регулятивные УУД: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Оценивать результаты своей работы на уроке Познавательные УУД: Пользоваться условными обозначениями учебника; Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Коммуникативные УУД: Вступать в учебный диалог; Соблюдать простейшие нормы речевого этикета; Слушать и понимать речь других,участвовать в паре. |
2 | Фамилия и имя. Домашний адрес стр.7 | 1 | | меня зовут..., моя фамилия.. | Знать: свое имя и фамилию, уметь отвечать на вопросы |
3 | Класс. Правила поведения на уроке и в школе. стр.10 | 1 | | парта, доска, стол, стул, шкаф, правильно, неправильно. | Уметь: называть предметы, которые находятся в классе Знать: Правила поведения на уроке и в школе. |
4 | Осенние цветы. стр. 14 | 1 | | Флоксы, гладиолусы, астры, георгин. | Знать:названия осенних цветов рассказывать о цветах по рисункам в учебнике. называть какого цвета цветок. |
5 | Фрукты. Овощи, стр. 16 | 1 | | Яблоки, груши, банан, ананас. | Знать:названия овощей и фруктов, грибов. уметьраспределять их по группам, выделять признаки. |
6 | Грибы съедобные и несъедобные Стр.26 | 1 | | Белый гриб, подосиновик, подберёзовик, мухомор, поганки |
7 | Осень | 1 | | пасмурно, идёт дождь, дует ветер | Знать: признаки осени, уметь называть их, подбирать картинки. |
8 | Ягоды. Стр.28 | 1 | | Клубника, малина, черника, брусника. | Знать: названиеягод; уметь различать садовые и лесные ягоды. |
9 | Домашние животные и их детёныши. Стр.38 | 1 | | Лошадь и жеребёнок, корова и телёнок. | Уметь называть домашних животных и различать их детёнышей, знать о пользе домашних животных. |
II четверть –7 часов (7 недель)
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов | Дата | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Словарь | Деятельность учащихся | универсальные учебные действия (УУД) |
1 | Поздняя осень(стр. 42) | 1 | | Ясно, пасмурно, дождь, снег | Уметь называть осенние месяцы, перечислять признаки осени, Различать: раннюю и позднюю осень | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; осуществлять самопроверку. Познавательные УУД: Устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Отвечать на итоговые вопросы, формировать умение работать в паре. |
2 | Осенняя экскурсия | 1 | | Небо серое, погода плохая, хорошая, сильный ветер |
3 | Школа. Школьные помещения. (стр.44) | 1 | | Коридор, спортивный зал, столовая, библиотека. | Называть школьные помещения и знать где они находятся. Рассказывать о труде людей занятых в школе. Знать правила перехода улицы, дорожные знаки; элементарные правила поведения в общественных местах |
4 | Кто помогает ребятам учиться в школе. Профессии работников школы.(стр. 46) | 1 | | Учитель, повар, врач, уборщица, воспитательница |
5 | Улица. Правила поведения на улице. (стр.48 -50) | 1 | | Светофор, переход, остановка ,улица, тротуар. |
6 | Части тела человека. Личная гигиена. (стр.64) | 1 | | Голова, туловище, руки, ноги,живот, спина | Называть и показывать внешние части тела человека. Знать элементарные правила личной гигиены. |
7 | Новый год. Карнавал. (стр. 76) | 1 | | ёлка, карнавал, маски, костюмы |
III четверть –10 часов (10 недель)
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов | Дата | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Словарь | Деятельность учащихся | универсальные учебные действия (УУД) |
1 | Осень. Зима. (Сравнение) | 1 | | Трава, листья, клумба, земля, снег, | Уметь называть зимние месяцы, перечислять признаки зимы, знать зимующих птиц | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в учебнике: Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков Коммуникативные УУД: формирование умений работы в группах, парах; умение слушать и уважать мнение других. Участвовать в диалоге на уроке; Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета Слушать и понимать речь других. |
2 | Экскурсия. Растения и птицы зимой. | 2 | | Деревья голые, зимующие птицы, кормушки, корм, крошки | Знать и уметь различать перелётных и зимующих птиц.Показывать изменения в живой и неживой природе. |
3 | Занятия детей зимой. После прогулки.(стр.98-100) | 1 | | Коньки, лыжи, палки, клюшка, шайба, санки, самокат, высушить одежду. | Отвечать на вопросы, называть и показывать занятия детей на картинке. Соблюдать правила после прогулки |
4 | Режим дня в школе. Расписание уроков, подготовка к уроку.(стр. 88) | 1 | | Урок, приготовится, положи, подними руку, возьми. | знать основные моменты режима дня школьника.; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения; |
5 | Защитники Отечества.(стр.94) | 1 | | Защитники, пограничник, танкист, ракетчик, моряк | Принимать участие при подготовке праздников; усвоить значение знаменательных дат для человека. Уметь называть и показывать общественный транспорт. Знать правила поведения в общественном транспорте. Отвечать на вопросы. |
6 | Транспорт. Как вести себя в транспорте. | 1 | | Автобус, трамвай, троллейбус, метро. |
7 | Женский день.(стр. 108) | 1 | | Женский день, добрая, ласковая, красивая |
9 | Заводы и фабрики.(стр.106) | 1 | | |
10 | Практическое занятие. Обязанности дежурного (стр. 96) | 1 | | Дежурный, поливает,вытирает,лейка, мел, тряпка | |
IV четверть –8 часов (8 недель)
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов | Дата | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Словарь | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия (УУД) |
1 | Ранняя весна. Весенняя экскурсия. | 1 | | Серый грязный, проталины. светит ярче. | Уметь называть весенние месяцы, перечислять признаки весны, знать о труде людей весной. Уметь показывать на экскурсии признаки весны | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы и находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаки Коммуникативные УУД: формирование умений работы в группах, парах; Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности; умение слушать |
2 | Весенние работы(стр.128) | 1 | | Окапывает, сгребает, сажает, пересаживает. |
3 | Перелётные птицы. | 1 | | Грачи, скворцы, журавли, жаворонки. | Знать и уметь различать перелётных и зимующих птиц |
4 | В магазине. Продукты питания. (стр. 120) | 1 | | Магазин, продавец, покупатель, прилавок, ценник. | Рассматривать иллюстрации учебника, узнавать продукты по рисунку, знать правила поведения в магазине. |
5 | Наша страна. (стр.130) | 1 | | Гимн, герб, флаг, Россия, Москва, столица, страна | Уметь называть страну и её столицу, различать символы. |
7 | День Победы(стр.144) | 1 | | Война, враги, танкист, ракетчик, воевали, победа. | усвоить значение знаменательных дат для человека |
8 | На кухне. Как вести себя во время еды. (стр.136-140) | 1 | | Кухня, посуда, завтракать, ужинать, обедать, | Уметь называть предметы кухонной утвари, знать правила поведения и личной гигиены на кухне. |
Учебно-методический комплект:
1. А. Г. Зикеев, К.Г. Коровин, Л.И. Тигранова .Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, I отделение. –М.,2003г.
2. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова. Ознакомление с окружающим миром. Учебник для 1класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. – Москва «Просвещение» 2003.
Список литературы для учащихся:
Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Ознакомление с окружающим миром. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 и 2 вида. – М: «Просвещение», 2008
Пособия для учителя:
1. Титова М. О. Изучение природы в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида; Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Учебно-методическое сопровождение:
• Раздаточный материал: индивидуальные карточки-задания, тесты.
• Изобразительные наглядные пособия: демонстрационные таблицы; рисунки, таблицы, схемы, схематичные рисунки, серии предметных и сюжетных картинок.
Учебное оборудование:
• Технические средства: ЗУА индивидуального пользования,компьютер,
• Учебно-практическое оборудование: доска с магнитной поверхностью, шкаф для хранения таблиц, карточек, раздаточного материала