10 класс
Урок 21. Слова категории состояния
Цели урока: повторить основные сведения по теме «Слова категории состояния»; активизировать деятельность учащихся по осмыслению трудностей языкового анализа.
Задачи урока:
Способствовать развитию умений находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия и краткого прилагательного
Научить выделять в тексте слова категории состояния и охарактеризовывать их
Обсудить признаки категории состояния
Способствовать осознанию значимости употребления слов категории состояния в речи.
Воспитывать бережное отношение учащихся к языку
Тип урока: повторительно-обобщающий
Оборудование: сравнительная таблица, раздаточный материал, учебник (Сабитова З.К., Жубуева Ф.Х. Русский язык. Учебник для 10 классов. ЕМЦ общеобразоват. Шк.- Алматы : Мектеп, 2014)
Ход урока:
Орг. момент: Приветствие. Запись темы урока.- Какова цель нашего урока?
Целеполагание: Ученики сами определяют цели урока.
Словарно-орфографическая работа.
Практическое задание.\\ Работа на тренажере «Правописание наречий».
Задание: спишите, вставьте буквы, раскройте скобки.
Точь(в)точь, бок(о)бок, (на)тощак, (не)втерпеж.., давным(давно), (по)прежнему, отнюдь (не)жарко, заслуже(н,нн)о, удивле(н,нн)о, искус(н,нн)о,(от)куда(нибудь), (по)немецки, (по)французски, едва(едва), когда(то), (во)первых, неждан_о (негадан_о), (с)глазу(на)глаз, (в)догонку, (в)припрыжку, (черес)чур, (в)одиночку, (без)оглядки, (до)упора, (в)двое, (на)пятерых, (во)вторых.
Проверь себя
Точь-в-точь, бок о бок, натощак, невтерпеж, давным-давно, по-прежнему, отнюдь не жарко, заслуженно, удивленно, искусно, откуда-нибудь, по-немецки, по-французски, едва-едва, когда-то, во-первых, нежданно-негаданно, с глазу на глаз, вдогонку, вприпрыжку, чересчур, в одиночку, без оглядки, до упора, вдвое, на пятерых, во-вторых.
Актуализация знаний.
Беседа по вопросам:
-Какие слова можно отнести к словам категории состояния?
-Что обозначают слова категории состояния?
- По каким признакам отличать слова категории состояния от других частей речи?
- Какие значения они имеют?
Анализ предложений (на доске)
Как грустно мне твое явление, весна, весна!
И грустно в воду смотрится луна.
Мне грустно, потому что весело тебе
Заполнение сравнительной таблицы. (Работа в группах)
- Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (в каждом предложении есть одно общее слово)
- Рассмотрим первое предложение.
В первом предложении «грустно» является какой частью речи? (кратким прилагательным), от чего задаем вопрос? (относится к существительному), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос явление каково?) Каким членом предложения является? (в Предложении является сказуемым); изменяется по…(дни каковы? грустны она какова? грустна)
Во втором – наречие, так обозначает признак действия: смотрится как? грустно, В предложении является обстоятельством.
В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное и наречие. Оно неизменяемо. Это совершенно особая часть речи, употребляется в предложении без подлежащего. Такие предложения называются безличными (материал 8 класса)
Вопросы | Краткое Прилагательное | Наречие | Слово категории состояния |
Слово, к которому относится | Существительное | Глагол | Не зависит от других слов |
Вопрос. | Каков? какова? каковы? | Как? где? | как? каково? |
Что обозначает? | Признак Предмета | Признак действия, признак другого признака | Состояние природы, человека, оценку действия |
Синтаксическая роль | Сказуемое | Обстоятельство | Сказуемое в предложении без подлежащего |
Морфологические признаки | род, число | Не изменяется | Не изменяется |
-Что обозначает эта часть речи?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос. Рассмотрим следующие предложения:
Упражнение «Найди соответствие»
Слова категории состояния | Значение СКС |
Было жарко, душно, сыро. - Обозначает состояние окружающей среды | Состояние окружающей среды |
Княжна будет очень рада, потому что ей скучно. – Душевное, эмоционально - психологическое состояние | Физическое состояние живого существа |
Грех тебе так горько упрекать отца родного. – Отрицательная или положительная оценка действия или состояния | Душевное, эмоционально - психологическое состояние |
Голова его закружилась, с ним сделалось дурно. – Физическое состояние живого существа | Возможность или невозможность, необходимость действия. |
Пора добраться до картечи. Всего пересказать мне недосуг. – Возможность или невозможность, необходимость действия. | Отрицательная или положительная оценка действия или состояния |
Закрепление материала. Научить систематизировать полученные знания.
Практическая работа.
- Распределение СКС по смысловым группам
В избе было Тепло и Сухо. Мне Больно. По утрам было еще Темно. Васе одному Скучно. Ему Лень сойти с крыльца. Досадно, что скоро придется покинуть вас. Человеку Холодно без песни. В городе Спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах Нельзя. Выполнить твою просьбу мне не Трудно. Мне Стыдно не выполнить задание.
Душевное и физическое состояние человека | Состояние природы и окружающей среды | Оценка действий |
больно, скучно холодно, досадно | тепло и сухо, темно, спокойно, | лень, можно нельзя, трудно, стыдно |
- Запись предложений в два столбика:
I – наречия II – категория состояния.
В наречиях определить разряд, а над категорией состояния надписать, что обозначает данное слово (душевное состояние, оценку состояния, состояние природы, физическое состояние).
Мать грустно улыбнулась. Мне грустно. Радостно на сердце в солнечный зимний день4. Ребенок весело засмеялся. В походе нам было очень весело. Хорошо в лесу! Работа выполнена очень хорошо. Сережа плохо сыграл свою роль. Больному очень плохо. Я легко решил эту задачу. На душе так легко. Тебе должно быть стыдно! Ты поступил очень дурно. Малышу было так жалко щенка. Котенок жалобно мяукал. В лесу было темно и сыро. Сегодня на улице пасмурно.
- Задание по рядам. Составьте самостоятельно предложения со словами категории состояния.
I вариант II вариант III вариант
холодно больно тревожно
тихо светло уютно
Работа с текстом
- В силу своей семантики слова категории состояния используются в поэтической речи для выражения душевного состояния лирического героя. Особенно активны в этом плане слова, обозначающие эмоциональное состояние лирического героя, психологические переживания, состояние природы:
В небесах торжестве(?)о и чудно!
Спит земля в сиянь(?) голубом …
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего, жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого н(?)чуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыт(?)ся и заснуть! (М. Лермонтов)
1. Прочитайте. Что вы знаете об авторе?
2. Определите тему и основную мысль текста.
3. Озаглавьте текст.
4. Каков стиль текста? Определите тип текста.
5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.
6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.
Проверка работы
Самостоятельная работа (подготовка к ЕНТ)
Составить 2 тестовых вопроса с пятью вариантами ответов по теме «Слова категории состояния» (оцениваю работы выборочно). Зачитываем 2-3 работы
Подведение итогов урока: обобщить теоретические сведения, полученные на уроке.
Прием «Да-Нет»
СКС не изменяются.
СКС отвечают на вопрос что?
СКС является в предложении обстоятельством.
СКС употребляется в безличном предложении.
СКС обозначает предмет.
СКС является сказуемым.
СКС отвечает на вопрос КАКОЙ?
СКС обозначает признак предмета
СКС относится к глаголу
СКС отвечает на вопрос КАКОВО?
Контрольные карточки-тесты
Домашнее задание: параграф 29, упражнение №419
КОНТРОЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ.
К№1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.
А. 1. С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя, и щечки его заалели. 2. Сегодня в отделении спокойно. 3. Мать как-то спокойно сидела, казалось, не веря еще и теперь, чтоб дочка уехать посмела.
Б. 1. Но время шло, и для войны недоставало лета. 2. Время вновь мне в глаза глядит неизбежным углом двух молний, и меня обжигает стыд, как я мало еще исполнил.
3. Спасибо, детки, жил бы сам, да время знать и честь.
Ответы: А-2, Б-3.
_____________________________________________________________________________
К№2. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.
А. 1. Вот сейчас мать здесь. Мне трудно на нее смотреть. 2. Я трудно жил. Мне было жить непросто. 3. Пароход шёл трудно, почти беззвучно.
Б. 1. А замужней станете – обо мне заплачете – их (письма) легко достанете и легко припрячете. 2. Ты почти по-мужски трудилась. Нелегко тебе приходилось. 3. Легко в упряжке скачут кони.
Ответы: А – 1, Б- 2.
______________________________________________________________________
К№3. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.
А. 1. Охота и рыбалка – главные мои увлечения. 2. Из всех предложенных развлечений только охота привлекла его внимание. 3. Охота быть тебе лишь только на посылках.
Б. 1. Где-то близко у калитки тихо звякнуло кольцо. 2. Ярко светит зорька в небе голубом, тихо всходит солнце над селом. 3. Было очень тихо, пахло сырым полем.
Ответы: А – 3, Б – 3.
_____________________________________________________________________________
К№4. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.
А. 1. На душе у ребят было радостно. 2. Утро солнечно и радостно. 3. Глаза светились радостно.
Б. 1. Старик грустно улыбнулся. 2. Мне сегодня очень грустно. 3. Мы грустно смотрели на землю через иллюминатор.
Ответы: А- 1, Б- 2
_____________________________________________________________________________