СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Урок №21 Слова категории состояния

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: повторить основные сведения по теме  «Слова категории состояния»; активизировать деятельность учащихся по осмыслению трудностей языкового анализа.

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №21 Слова категории состояния_»

10 класс

Урок 21. Слова категории состояния

Цели урока: повторить основные сведения по теме «Слова категории состояния»; активизировать деятельность учащихся по осмыслению трудностей языкового анализа.

Задачи урока:

  1. Способствовать развитию умений находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия и краткого прилагательного

  2. Научить выделять в тексте слова категории состояния и охарактеризовывать их

  3. Обсудить признаки категории состояния

  4. Способствовать осознанию значимости употребления слов категории состояния в речи.

  5. Воспитывать бережное отношение учащихся к языку


Тип урока: повторительно-обобщающий


Оборудование: сравнительная таблица, раздаточный материал, учебник (Сабитова З.К., Жубуева Ф.Х. Русский язык. Учебник для 10 классов. ЕМЦ общеобразоват. Шк.- Алматы : Мектеп, 2014)


Ход урока:

  1. Орг. момент: Приветствие. Запись темы урока.- Какова цель нашего урока?

Целеполагание: Ученики сами определяют цели урока.


  1. Словарно-орфографическая работа.

Практическое задание.\\ Работа на тренажере «Правописание наречий».

Задание: спишите, вставьте буквы, раскройте скобки.

Точь(в)точь, бок(о)бок, (на)тощак, (не)втерпеж.., давным(давно), (по)прежнему, отнюдь (не)жарко, заслуже(н,нн)о, удивле(н,нн)о, искус(н,нн)о,(от)куда(нибудь), (по)немецки, (по)французски, едва(едва), когда(то), (во)первых, неждан_о (негадан_о), (с)глазу(на)глаз, (в)догонку, (в)припрыжку, (черес)чур, (в)одиночку, (без)оглядки, (до)упора, (в)двое, (на)пятерых, (во)вторых.

Проверь себя

Точь-в-точь, бок о бок, натощак, невтерпеж, давным-давно, по-прежнему, отнюдь не жарко, заслуженно, удивленно, искусно, откуда-нибудь, по-немецки, по-французски, едва-едва, когда-то, во-первых, нежданно-негаданно, с глазу на глаз, вдогонку, вприпрыжку, чересчур, в одиночку, без оглядки, до упора, вдвое, на пятерых, во-вторых.

  1. Актуализация знаний.

  1. Беседа по вопросам:

-Какие слова можно отнести к словам категории состояния?

-Что обозначают слова категории состояния?

- По каким признакам отличать слова категории состояния от других частей речи?

- Какие значения они имеют?


  1. Анализ предложений (на доске)

  1. Как грустно мне твое явление, весна, весна!

  2. И грустно в воду смотрится луна.

  3. Мне грустно, потому что весело тебе


  1. Заполнение сравнительной таблицы. (Работа в группах)

- Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (в каждом предложении есть одно общее слово)

- Рассмотрим первое предложение.

  • В первом предложении «грустно» является какой частью речи? (кратким прилагательным), от чего задаем вопрос? (относится к существительному), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос явление каково?) Каким членом предложения является? (в Предложении является сказуемым); изменяется по…(дни каковы? грустны она какова? грустна)

  • Во втором – наречие, так обозначает признак действия: смотрится как? грустно, В предложении является обстоятельством.

  • В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное и наречие. Оно неизменяемо. Это совершенно особая часть речи, употребляется в предложении без подлежащего. Такие предложения называются безличными (материал 8 класса)


Вопросы

Краткое

Прилагательное

Наречие

Слово категории состояния

Слово, к которому относится

Существительное

Глагол

Не зависит от других слов

Вопрос.

Каков? какова? каковы?

Как? где?

как? каково?

Что обозначает?

Признак

Предмета

Признак действия, признак другого признака

Состояние природы, человека, оценку действия

Синтаксическая роль

Сказуемое

Обстоятельство

Сказуемое в предложении без подлежащего

Морфологические признаки

род, число

Не изменяется

Не изменяется


-Что обозначает эта часть речи?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос. Рассмотрим следующие предложения:

  1. Упражнение «Найди соответствие»


Слова категории состояния

Значение СКС

Было жарко, душно, сыро. - Обозначает состояние окружающей среды

Состояние окружающей среды


Княжна будет очень рада, потому что ей скучно. – Душевное, эмоционально - психологическое состояние

Физическое состояние живого существа

Грех тебе так горько упрекать отца родного. – Отрицательная или положительная оценка действия или состояния

Душевное, эмоционально - психологическое состояние


Голова его закружилась, с ним сделалось дурно. – Физическое состояние живого существа

Возможность или невозможность, необходимость действия.

Пора добраться до картечи. Всего пересказать мне недосуг. – Возможность или невозможность, необходимость действия.

Отрицательная или положительная оценка действия или состояния




  1. Закрепление материала. Научить систематизировать полученные знания.

  1. Практическая работа.

- Распределение СКС по смысловым группам

В избе было Тепло и Сухо. Мне Больно. По утрам было еще Темно. Васе одному Скучно. Ему Лень сойти с крыльца. До­садно, что скоро придется покинуть вас. Человеку Холодно без песни. В городе Спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах Нельзя. Выполнить твою просьбу мне не Трудно. Мне Стыдно не выполнить задание.


Душевное и физическое состояние человека

Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий


больно, скучно холодно, досадно

тепло и сухо, темно, спокойно,

лень, можно нельзя, трудно, стыдно

- Запись предложений в два столбика:

I – наречия II – категория состояния.

В наречиях определить разряд, а над категорией состояния надписать, что обозначает данное слово (душевное состояние, оценку состояния, состояние природы, физическое состояние).

Мать грустно улыбнулась. Мне грустно. Радостно на сердце в солнечный зимний день4. Ребенок весело засмеялся. В походе нам было очень весело. Хорошо в лесу! Работа выполнена очень хорошо. Сережа плохо сыграл свою роль. Больному очень плохо. Я легко решил эту задачу. На душе так легко. Тебе должно быть стыдно! Ты поступил очень дурно. Малышу было так жалко щенка. Котенок жалобно мяукал. В лесу было темно и сыро. Сегодня на улице пасмурно.

- Задание по рядам. Составьте самостоятельно предложения со словами категории состояния.

I вариант II вариант III вариант

холодно больно тревожно

тихо светло уютно


  1. Работа с текстом

- В силу своей семантики слова категории состояния используются в поэтической речи для выражения душевного состояния лирического героя. Особенно активны в этом плане слова, обозначающие эмоциональное состояние лирического героя, психологические переживания, состояние природы:

В небесах торжестве(?)о и чудно!

Спит земля в сиянь(?) голубом …

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего, жалею ли о чем?


Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого н(?)чуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыт(?)ся и заснуть! (М. Лермонтов)


1. Прочитайте. Что вы знаете об авторе?

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Озаглавьте текст.

4. Каков стиль текста? Определите тип текста.

5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.

6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.


  1. Проверка работы

  2. Самостоятельная работа (подготовка к ЕНТ)

Составить 2 тестовых вопроса с пятью вариантами ответов по теме «Слова категории состояния» (оцениваю работы выборочно). Зачитываем 2-3 работы



  1. Подведение итогов урока: обобщить теоретические сведения, полученные на уроке.

  1. Прием «Да-Нет»

  1. СКС не изменяются.

  2. СКС отвечают на вопрос что?

  3. СКС является в предложении обстоятельством.

  4. СКС употребляется в безличном предложении.

  5. СКС обозначает предмет.

  6. СКС является сказуемым.

  7. СКС отвечает на вопрос КАКОЙ?

  8. СКС обозначает признак предмета

  9. СКС относится к глаголу

  10. СКС отвечает на вопрос КАКОВО?

  1. Контрольные карточки-тесты

  1. Домашнее задание: параграф 29, упражнение №419

  2. КОНТРОЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ.

  3. К№1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.

  4. А. 1. С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя, и щечки его заалели. 2. Сегодня в отделении спокойно. 3. Мать как-то спокойно сидела, казалось, не веря еще и теперь, чтоб дочка уехать посмела.

  5. Б. 1. Но время шло, и для войны недоставало лета. 2. Время вновь мне в глаза глядит неизбежным углом двух молний, и меня обжигает стыд, как я мало еще исполнил.

  6. 3. Спасибо, детки, жил бы сам, да время знать и честь.

  7. Ответы: А-2, Б-3.

  8. _____________________________________________________________________________

  9. К№2. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.

  10. А. 1. Вот сейчас мать здесь. Мне трудно на нее смотреть. 2. Я трудно жил. Мне было жить непросто. 3. Пароход шёл трудно, почти беззвучно.

  11. Б. 1. А замужней станете – обо мне заплачете – их (письма) легко достанете и легко припрячете. 2. Ты почти по-мужски трудилась. Нелегко тебе приходилось. 3. Легко в упряжке скачут кони.

  12. Ответы: А – 1, Б- 2.

  13. ______________________________________________________________________

  14. К№3. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.

  15. А. 1. Охота и рыбалка – главные мои увлечения. 2. Из всех предложенных развлечений только охота привлекла его внимание. 3. Охота быть тебе лишь только на посылках.

  16. Б. 1. Где-то близко у калитки тихо звякнуло кольцо. 2. Ярко светит зорька в небе голубом, тихо всходит солнце над селом. 3. Было очень тихо, пахло сырым полем.

  17. Ответы: А – 3, Б – 3.

  18. _____________________________________________________________________________

  19. К№4. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.

  20. А. 1. На душе у ребят было радостно. 2. Утро солнечно и радостно. 3. Глаза светились радостно.

  21. Б. 1. Старик грустно улыбнулся. 2. Мне сегодня очень грустно. 3. Мы грустно смотрели на землю через иллюминатор.

  22. Ответы: А- 1, Б- 2

  23. _____________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«КОНТРОЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ»

КОНТРОЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ.

К№1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.

А. 1. С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя, и щечки его заалели. 2. Сегодня в отделении спокойно. 3. Мать как-то спокойно сидела, казалось, не веря еще и теперь, чтоб дочка уехать посмела.

Б. 1. Но время шло, и для войны недоставало лета. 2. Время вновь мне в глаза глядит неизбежным углом двух молний, и меня обжигает стыд, как я мало еще исполнил.

3. Спасибо, детки, жил бы сам, да время знать и честь.

Ответы:

_____________________________________________________________________________

К№2. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.

А. 1. Вот сейчас мать здесь. Мне трудно на нее смотреть. 2. Я трудно жил. Мне было жить непросто. 3. Пароход шёл трудно, почти беззвучно.

Б. 1. А замужней станете – обо мне заплачете – их (письма) легко достанете и легко припрячете. 2. Ты почти по-мужски трудилась. Нелегко тебе приходилось. 3. Легко в упряжке скачут кони.

Ответы:

______________________________________________________________________

К№3. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.

А. 1. Охота и рыбалка – главные мои увлечения. 2. Из всех предложенных развлечений только охота привлекла его внимание. 3. Охота быть тебе лишь только на посылках.

Б. 1. Где-то близко у калитки тихо звякнуло кольцо. 2. Ярко светит зорька в небе голубом, тихо всходит солнце над селом. 3. Было очень тихо, пахло сырым полем.

Ответы:

_____________________________________________________________________________


К№4. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является? Объясните свой выбор товарищу.

А. 1. На душе у ребят было радостно. 2. Утро солнечно и радостно. 3. Глаза светились радостно.

Б. 1. Старик грустно улыбнулся. 2. Мне сегодня очень грустно. 3. Мы грустно смотрели на землю через иллюминатор.

Ответы:

_____________________________________________________________________________



Просмотр содержимого документа
«РМ»

В избе было тепло и сухо. Мне больно. По утрам было еще темно. Васе одному скучно. Ему лень сойти с крыльца. До­садно, что скоро придется покинуть вас. Человеку холодно без песни. В городе спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах нельзя. Выполнить твою просьбу мне не трудно. Мне стыдно не выполнить задание.


Душевное состояние человека

Физическое состоя­ние человека

Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий















В избе было тепло и сухо. Мне больно. По утрам было еще темно. Васе одному скучно. Ему лень сойти с крыльца. До­садно, что скоро придется покинуть вас. Человеку холодно без песни. В городе спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах нельзя. Выполнить твою просьбу мне не трудно. Мне стыдно не выполнить задание.


Душевное состояние человека

Физическое состоя­ние человека

Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий















В избе было тепло и сухо. Мне больно. По утрам было еще темно. Васе одному скучно. Ему лень сойти с крыльца. До­садно, что скоро придется покинуть вас. Человеку холодно без песни. В городе спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах нельзя. Выполнить твою просьбу мне не трудно. Мне стыдно не выполнить задание.


Душевное состояние человека

Физическое состоя­ние человека

Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий

















Слова категории состояния

Значение СКС

  1. Было жарко, душно, сыро.

  1. Состояние окружающей среды

  1. Княжна будет очень рада, потому что ей скучно.

  1. Физическое состояние живого существа

  1. Грех тебе так горько упрекать отца родного.

  1. Душевное, эмоционально - психологическое состояние

  1. Голова его закружилась, с ним сделалось дурно.

  1. Возможность или невозможность, необходимость действия.

  1. Пора добраться до картечи. Всего пересказать мне недосуг.

  1. Отрицательная или положительная оценка действия или состояния





Слова категории состояния

Значение СКС

  1. Было жарко, душно, сыро.

  1. Состояние окружающей среды

  1. Княжна будет очень рада, потому что ей скучно.

  1. Физическое состояние живого существа

  1. Грех тебе так горько упрекать отца родного.

  1. Душевное, эмоционально - психологическое состояние

  1. Голова его закружилась, с ним сделалось дурно.

  1. Возможность или невозможность, необходимость действия.

  1. Пора добраться до картечи. Всего пересказать мне недосуг.

  1. Отрицательная или положительная оценка действия или состояния





Слова категории состояния

Значение СКС

  1. Было жарко, душно, сыро.

  1. Состояние окружающей среды

  1. Княжна будет очень рада, потому что ей скучно.

  1. Физическое состояние живого существа

  1. Грех тебе так горько упрекать отца родного.

  1. Душевное, эмоционально - психологическое состояние

  1. Голова его закружилась, с ним сделалось дурно.

  1. Возможность или невозможность, необходимость действия.

  1. Пора добраться до картечи. Всего пересказать мне недосуг.

  1. Отрицательная или положительная оценка действия или состояния


Просмотр содержимого документа
«ТАБЛИЦА»

Вопросы

Краткое

прилагательное

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какому слову относится?




На какой вопрос отвечает?




Что обозначает?




Каким членом предложения является?




Как изменяется?






Вопросы

Краткое

прилагательное

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какому слову относится?




На какой вопрос отвечает?




Что обозначает?




Каким членом предложения является?




Как изменяется?






Вопросы

Краткое

прилагательное

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какому слову относится?




На какой вопрос отвечает?




Что обозначает?




Каким членом предложения является?




Как изменяется?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!