Подготовила материала педагог-психолог
Коновалова Оксана Николаевна
1.Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведённого с ребёнком времени , а не его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всём, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить всё внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребёнок, мы слушаем рассеянно, думая о своём. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание ( неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.
2. Поменьше говорите , побольше делайте . Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребёнок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.
3 . Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами; иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребёнку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.
4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки. Спрашивайте себя так:
- Что случилось бы , если б я не вмешался?
Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием. Если ваш ребёнок забывает взять с собой завтрак – не кладите его изо дня в день в портфель. Дайте ему забыть его, проголодаться и запомнить, что по утрам нужно класть завтрак в портфель самому.
5. Все ваши требования должны быть логически обоснованы и понятны ребёнку. А для этого в следующий раз, когда он забудет сдать фильм в видеотеку, не спешите отчитывать – он обидится, и урок не пойдёт впрок. Не бегите сами, не отдавайте его долги. Пусть он сам решает эту проблему и думает, где взять денег в долг. Последствие для ребёнка должно быть логически связано с его собственным поведением. И только тогда, когда он вернёт весь свой долг, ребёнок увидит логику в вашей дисциплине.
6. Избегайте конфликтов. Если ребёнок проверяет вас истерикой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждёте в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились - вы проиграли.
7. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого . Ребёнок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: « Будет ли ребёнок от этого увереннее в своих силах?»
8. Нужно уметь быть твёрдым и добрым одновременно. Предположим, вы сказали дочери , что нужно одеться за пять минут, иначе посадите её в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное право спокойно и бережно отнести её в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.
9. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовётся не только сейчас, но и через года , когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение, отдав сложным и трудоёмким, если это в будущем принесёт большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребёнка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребёнка.
10. Будьте последовательны . Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите своё слово , несмотря на капризы, уговоры и слёзы, как бы ни жаль ребёнка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребёнок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.
Дети учатся жить у жизни
- Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
- Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;
- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
- Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины;
- Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;
- Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;
- Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;
- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
- Если ребенок в безопасности, он учится верить в людей;
- Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
- Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.